Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права человека и политика





Одной из первых же проблем, ставших на повестку дня правозащитного движения, являлось участие или неучастие в собственно политической деятельности, в частности, в рядах «Демократической России». Тем не менее, было принято принципиальное решение о том, что в личном качестве правозащитники могут участвовать в политической жизни, но правозащитные организации не войдут в политические партии и союзы. Некоторое, достаточно небольшое количество правозащитников были приглашены на государственную службу (например, С.А. Ковалев, В.И. Бахмин). Некоторые стали депутатами Государственной Думы (Б. Золотухин, С. Ковалев, С. Юшенков, Ю. Рыбаков, М. Молоствов и другие). В целом можно сказать, что настоящее влияние правозащитников на ситуацию в российской политике преимущественно выражалось не столько в их реальном участии в политической деятельности, а в моральном капитале, позволявшем критиковать поведение власти, в том числе, Президента Ельцина.

В первую очередь это было связано с кризисом 1993 года. Хотя в целом правозащитники поддержали Б.Н. Ельцина в тот момент, но серьезные сомнения в правомерности его действий появились уже тогда. Особенно обращалось внимание на проблемы нарушения прав человека при московских событиях 1993 года. В частности, в докладе Комиссии по правам человека о соблюдении прав человека в России указывалось, что «недостаточно определенная оценка событий октября 1993 г. и слабая официальная реакция на нарушение прав человека в период чрезвычайного положения поощрила некоторые государственные органы к дальнейшему игнорированию прав и свобод человека в нормотворчестве и административной практике».

Находясь в Государственной Думе в подавляющем меньшинстве, правозащитники, тем не менее, часто примыкали к демократическим фракциям, от «Демократической России» до «Демократического выбора России». Поскольку, к сожалению, в либеральном движении сложился достаточно устойчивый консенсус относительно приоритета политических прав над социально-экономическими, то сложилась ситуация, при которой социально-экономическая проблематика в целом была «приватизирована» левыми, то привело к убеждению населения, что правозащитники интересуются исключительно только темами, находящимися в момент глубочайшего экономического кризиса вне поля общественного интереса, такими, как права меньшинств, история репрессий и прочее. В то же время, фактически единственной финансовой поддержкой работы правозащитников была и до сих пор остается поддержка благотворительных фондов, по преимуществу, американских (например, фонда Сороса, Форда и МакКартуров) и европейских (например, СИДА, МатраКАП и прочие). Таким образом, сложилось устойчивое мнение, что правозащитники не интересуются социально-экономическими правами, с одной стороны, с другой – существуют исключительно на «деньги Запада», что для большинства населения означало «не работают в интересах России». Очевидно, что, например, простое изучение докладов Комиссии по правам человека, которую до 1996 года возглавлял С.А Ковалев, показывает, что в них достаточно много уделяется внимание именно социально-экономическим правам, а именно – задержкам зарплат, невыплате пенсий и т.д. Тем не менее, убеждение в незаинтересованности защиты «большинства» населения оставалось. В такой же мере неверно достаточно распространенное мнение, что правозащитники, защищая национальные меньшинства, не интересовались нарушениями прав человека в новых национальных государствах, возникших на обломках СССР. Например, уже в докладе 1994 Комиссии по правам человека года в качестве одной из главных проблем с нарушениями прав человека называются «...проблемы по соблюдению прав человека в отношении российских граждан и русскоязычного населения за рубежом, особенно в некоторых государствах - бывших союзных республик СССР». Надо отметить также, что к 1996-1997 году большинство правозащитников покинули как систему государственной власти, так и Государственную Думу.

Так, уже в январе 1996 года С.А. Ковалев заявил о своей отставке с поста Председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ, и выходе из Совета. В открытом письме С.А. Ковалев заявил, что оставался на своих постах потому, что «это позволяло в отдельных случаях противостоять антиправовым и антигуманным тенденциям в государственной политике», «...но я не могу больше работать с Президентом, которого не считаю ни сторонником демократии, ни гарантом прав и свобод граждан моей страны». В то же время многие правозащитники не были переизбраны в Государственную Думу в связи с серьезным поражением, которое потерпели сторонники либерализма и прав человека на выборах 1996 года.

Можно сказать, что в 90-е годы деятельность большинства правозащитных организаций фактически сводилась или к критике действий федеральной и региональной власти, или к требованиям, предъявляемым к той же власти, предпринять определенные шаги для решения каких-либо проблем.Иными словами, воспроизводилась старая «диссидентская» модель гражданской активности, целиком построенная на прямом или косвенном (через отечественное или мировое общественное мнение) диалоге с государством, прежде всего — в форме оппонирования его действиям или бездействию. Но уже в течение первого постсоветского десятилетия появились и другие типы общественной правозащитной деятельности: бесплатные правовые консультации для населения; конкретная юридическая помощь гражданам, чьи права были нарушены (в том числе помощь в ведении судебных процессов против чиновников, нарушающих эти права); организация гражданского контроля за соблюдением гражданских, социальных и иных права в тех областях, куда раньше не ступала нога человека, например, в исправительно-трудовых колониях, детских домах, военкоматах и даже в армейских казармах, причем иногда удавалось наладить при этом конструктивное взаимодействие с заинтересованными государственными ведомствами, как региональными, так и федеральными; широкая просветительская работа, направленная непосредственно на население (в том числе в школах). [по тем же подсчетам, к 2001 году услуги, оказываемые НПО, непосредственно охватывали около 20 миллионов человек в год.] Помимо организаций, ориентированных на непосредственную работу с конкретными группами населения, (например, занимающихся правами инвалидов или правами больных СПИДом, или правами национальных или социальных меньшинств, подвергающихся дискриминации — цыган, беженцев и т.п.), появилось немало негосударственных мониторинговых и экспертных центров, занятых сбором информации, касающейся актуальных общественных проблем, анализирующих их и представляющих свои результаты как обществу, так и государственной власти.

Тем не менее, долгое время правозащита находилась на переферии общественного интереса. Тогда же, когда он возник – в ситуации Чеченского кризиса – общество достаточно быстро разошлось в оценке правозащитного движения. Тогда же начался и период резкого расхождения правозащитников с государственной властью.

С самого начала этой российской трагедии – Чеченского кризиса - правозащитники, прежде всего, настаивали на соблюдении норм международного права как со стороны сепаратистов, так и со стороны федеральной власти. Например, в неопубликованном докладе Комиссии по правам человека за 1994-1995 год особое место отводилось нарушениям норм международного гуманитарного права со стороны тех, кто воевал на стороне сепаратистов. Тем не менее, противостояние между федеральной властью и правозащитниками, активная пропаганда, развернутая против правозащитников, также стала составной частью убеждения, что правозащитники по преимуществу «защищают террористов». С другой стороны, активные гражданские действия по освобождению из плена российских солдат и офицеров привели к тому, что эффективность действий возникшего «Комитета солдатских матерей России» оказалась более эффективной, нежели коррупционные схемы руководства армии. Тогда военное руководство публично стало обвинять «солдатских матерей» в предательстве интересов России и работе на врага.

Таким образом, несмотря на серьезные проблемы, особенно связанные с оценкой деятельности по защите прав человека в России со стороны как государства, так и общества, правозащитное движение обрело институциональные формы, появились устойчивые организации, формы работы, международные контакты и профессионалы в этой важной для общества работе.

 

Литература:

Открытое письмо С.А. Ковалева Президенту РФ Б.Н. Ельцину 24 января 1996 г// С.А. Ковалев. Прагматика политического идеализма. Институт прав человека http://www.hrights.ru/text/kniga/Chapter3.htm#_VPID_100

Сунгуров А.Ю. Участие правозащитников в политике и пределы их сотрудничества с властью. // Правозащитник. 2000, 1. С. 19-31.

Доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 г. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации 14 июня 1994 // http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_44876.html

 

Нарушения прав человека и международного гуманитарного права в ходе вооруженного конфликта на территории чеченской республики. Из неопубликованного доклада Комиссии по правам человека при Президенте РФ «Соблюдение прав человека и гражданина в Российской Федерации 1994-1995 гг.» // Российский независимый исторический и правозащитный журнал "Карта" № 12.

http://www.archive.org/details/Karta-RussianIndependetHistoricalAndHumanRightsDefendingJournalN12

 

2. Семинар: Правозащита в современной России и ее критики.

Прочитайте тексты

О. Попова "Правозащитники" и филантропы

http://www.russiandiaspora.com/write/w2.html

А. Кива. Правозащитники были и есть «пятая колонна»

http://www.novopol.ru/-pravozaschitniki-i-pyataya-kolonna--text5213.html

ЗАДАНИЕ 1 Письменная реакция на текст (3 страницы максимум):

1. С чем связана специфика правозащитного движения в России по сравнению с другими государствами Европы и США? Обоснуйте свой ответ

2. Обобщите позицию О. Попова в отношении правозащитного движения. С каких политических позиций выступает автор?

3. Каковы основные обвинения автора в отношении правозащитных организаций? На чем строится аргументация автора?

4. Пожалуйста, перечислите, на какие именно стереотипы массового сознания опирается автор в своей аргументации?

 

ЗАДАНИЕ 2: обсудить статью в Форуме, опираясь на следующие вопросы:

1. Как можно было бы ответить на основные обвинения автора статьи?

2. В чем действительно, на Ваш взгляд, заключаются слабые стороны правозащитного движения в России?

Литература:

 

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год http://ombudsmanrf.ru/2009-11-05-14-00-18/2009-11-05-14-09-33/6306--2010-.html


 

3/ Проблема расизма и дискриминации как одна из ключевых в движении за права человека (лекция)

 

 


[1] Одно из немногих исключению — возрожденная в 1989 г. Московская Хельсинкская группа; однако, до середины 1990-х г. эта организация не занимала заметного места в правозащитном сообществе.

Date: 2015-09-25; view: 199; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию