Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Административные наказания
Административные наказания являются одной из групп мер административного принуждения. В юридической литературе административные наказания определяются по-разному: как один из видов правовых санкций; как карательные санкции административного права; совокупность мер правоохраны; меры административной ответственности. Все данные определения не имеют смысловых расхождений, но наиболее показательное из них, на наш взгляд, последнее. Действительно, административные взыскания – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых за совершение административных правонарушений. При рассмотрении административных наказаний необходимо определить цели их применения. Согласно ст. 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По смыслу данной нормы права целей применения административных наказаний две: предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Если признать в качестве одной из целей применения административных наказаний предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем, то приходим к курьезным выводам. Во-первых, например, при систематическом нарушении кем-либо общественного порядка, за которые нарушитель был неоднократно привлечен к ответственности, возникает ситуация, в которой привлекать его к ответственности в очередной раз будет юридически необоснованно. Ведь цели предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем в этом случае мы заведомо не достигнем. Во-вторых, достижение указанной цели наиболее рационально путем применения самых строгих мер наказания. При этом принцип индивидуализации наказания не имеет никакого значения (что на самом деле не так). Что касается цели предупреждения совершения новых правонарушений другими лицами, то эта цель достигается независимо от воли органа административной юрисдикции, налагающего административное наказание. Однако названная цель достигается методом косвенного воздействия на волю других лиц. Это метод убеждения. Сами административные наказания являются методом принуждения, всегда выражающимся лишь в прямом воздействии на волю управляемых лиц. Показательно, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях исключил имевшуюся в прежнем Кодексе третью цель применения административных наказаний: воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку. Нам представляется это верным по указанным выше аргументам. Кроме того, новый Кодекс изменил термин «административные взыскания» на «административные наказания». Он также определил административные наказания в качестве меры ответственности за совершение административного правонарушения. Принимая во внимание изложенное, следует признать, что цель применения административных наказаний одна – наказать виновного за совершенное им правонарушение. В этом случае рассмотренные нарушения принципов права будут устранены. Виды административных наказаний закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях: 1) предупреждение (ст. 3.4; 32.1); 2) административный штраф (ст. 3.5; 32.2; 32.3); 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6; 32.4); 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7; 32.4); 5) лишение специального права (ст. 3.8; 32.5; 32.6; 32.7); 6) административный арест (ст. 3.9; 32.8); 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10; 32.9; 32.10); 8) дисквалификация (ст. 3.11; 32.11). Этот перечень административных наказаний исчерпывающий. Расширен он может быть только путем внесения соответствующих изменений в Общую часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ни одна другая мера административного принуждения не может быть использована с целью, с которой применяются административные наказания, и ни одно из наказаний не может применяться с другими целями. Перечисленные виды административных наказаний сложно распределить по степени их тяжести. Их различают не по этому признаку. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает противоправность различных деяний, в том числе и довольно специфичных. Естественно, что за их совершение необходимо предусмотреть и специфичные меры ответственности. Но при этом немаловажным остается принцип индивидуализации наказания, которому также отвечает наличие широкого круга административных наказаний. Предупреждение является административным наказанием, выраженным в официальном порицании физического или юридического лица, которое налагается за малозначительные (не представляющие большой общественной опасности) административные правонарушения. В санкциях статей, определяющих составы административных правонарушений в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предупреждение всегда применяется на альтернативной основе наряду с другими административными наказаниями. Трудно согласиться с существующим мнением о том, что предупреждение – административное наказание только морального характера. Помимо морального воздействия, выраженного в отрицательной оценке государством противоправного поведения правонарушителя, вынесение предупреждения порождает и правовые последствия. При повторном совершении административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение может квалифицироваться как иное административное правонарушение (если такое предусмотрено законом), либо факт наложения административного наказания в виде предупреждения будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (п. 2 ст. 4.3 Кодекса). Предупреждение следует отличать от замечания. Во-первых, факт вынесения предупреждения подразумевает признание лица виновным в совершении административного правонарушения и является актом привлечения к административной ответственности со всеми вытекающими правовыми последствиями. Во-вторых, в отличие от замечания, предупреждение может вынести только лицо (орган), уполномоченный принимать решения по делам об административных правонарушениях (орган административной юрисдикции). Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривал вынесение предупреждения в письменной или иной установленной законом форме. Ранее закон предусматривал и иную форму в виде просечки в талоне предупреждений. В настоящее время иная форма вынесения предупреждения (кроме письменной) непосредственно законом не установлена. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает вынесение предупреждения только в письменной и ни в какой иной форме (ст. 3.4 Кодекса). Административный штраф является денежным взысканием, налагаемым на правонарушителя в качестве меры ответственности за совершенное им правонарушение. Следует отметить, что штраф – наиболее распространенная мера административного наказания, которая предусмотрена практически за все административные правонарушения. В соответствии со ст. 3.5 Кодекса штраф может быть трех видов и выражаться в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда); 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Административный штраф следует отличать от штрафа как уголовно-правовой санкции за совершение преступления и от гражданско-правового штрафа как разновидности неустойки. Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – два самостоятельных административных наказания. Между ними есть различия, но много схожих черт. Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии орудия правонарушения или предмета правонарушения и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Конфискация, в отличие от возмездного изъятия, состоит в принудительном безвозмездном изъятии указанных предметов и обращении их в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Конфискации подлежат лишь не изъятые из оборота вещи, поскольку изъятые из оборота вещи не конфискуются, а изымаются (а это мера принуждения, относящаяся к другой группе мер и не являющаяся административным наказанием). Из положений Кодекса следует, что возмездное изъятие и конфискация могут применяться только к собственнику изымаемой вещи. Допускаются конфискация и возмездное изъятие не любого имущества правонарушителя, а только орудия правонарушения, либо предмета административного правонарушения, как это указано в Кодексе. В соответствии с требованиями Кодекса конфискация и возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Конфискация – достаточно распространенная мера административного наказания. Кодекс предусматривает возможность наложения данного административного наказания по 79 составам административных правонарушений (в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях – всего по 32). В отличие от конфискации, возмездное изъятие самое редко применяемое административное наказание из всех. Возможность возмездного изъятия допускается лишь за три административных правонарушения (чч. 2, 3 ст. 20.8; 20.13). Лишение специального права также не является распространенным административным наказанием. Лишение на срок от одного месяца до двух лет физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом и заключается содержание рассматриваемого административного наказания. Возможность применения лишения специального права предусмотрена лишь пятнадцатью статьями Кодекса. В Особенной части Кодекса предусмотрена возможность лишения лишь двух специальных прав (в предыдущем Кодексе их было три): управления транспортным средством и права охоты. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью. Это положение Кодекса не предусматривает наличие каких-либо специальных требований к транспортному средству (оборудование ручным управлением, опознавательным знаком «Инвалид» и т. д.). Достаточно того факта, что данным транспортным средством управляет инвалид. Однако законодатель установил и случаи-исключения из данного правила. Так, за некоторые наиболее тяжкие нарушения правил дорожного движения законодателем установлена возможность лишения права управления транспортным средством даже лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью. К таким основаниям законодатель отнес: случаи управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Данный перечень исключений является исчерпывающим. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток. Поскольку сроки административного ареста исчисляются в сутках, то минимальный срок административного ареста – одни сутки. Административный арест является самым суровым административным наказанием, поскольку ущемляет одно из основных прав личности – право на свободу и личную неприкосновенность. Именно поэтому законодатель допускает возможность наложения административного ареста лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны иные меры воздействия, и с учетом личности правонарушителя. Дополнительной гарантией от необоснованного применения данного административного наказания является законодательное закрепление возможности наложения административного ареста только решением суда. Возможность применения административного ареста предусматривается лишь в 14 статьях Кодекса. Следует признать, что возможность его применения значительно увеличена по сравнению с предыдущим Кодексом, в котором такое административное взыскание было предусмотрено лишь по семи составам административных правонарушений. В соответствии с требованиями законодателя административный арест не может быть наложен на беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетних, а также инвалидов I и II групп. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Данная мера административного принуждения как самостоятельное административное наказание была закреплена в Кодексе РСФСР об административном правонарушении позже остальных – лишь со 2 февраля 1995 г. Вследствие специфичности данного административного наказания оно является малораспространенным, хотя в силу происходящих в последнее время в Российской Федерации изменений миграционной политики приобретает все большую значимость. Об этом свидетельствует следующий факт: если раньше возможность административного выдворения была предусмотрена лишь двумя статьями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 183.1 и 183.3), то в действующем Кодексе – уже пятью (ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11). При этом, если раньше рассматриваемое административное наказание применялось лишь за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, то теперь, помимо этого, и за нарушение режима пребывания иностранных лиц или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; нарушение миграционных правил и правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Исполняется данное административное наказание органами и войсками пограничной службы или органами внутренних дел. Дисквалификация – последний вид административного наказания. Данное административное наказание впервые предусмотрено в действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Возможность наложения данного административного наказания предусмотрена шестью статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Следует отметить, что ст. 47 УК РФ также предусматривает возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в соответствии с названной нормой права УК, устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания за совершение преступления. Нам представляется введение такого административного наказания, как дисквалификация, не совсем верным решением. Так, обоснованность предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях возможности дисквалификации в случаях ненадлежащего управления юридическим лицом, то есть использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков (ст. 14.21 Кодекса), по крайней мере спорна. Наложение такой меры государственного принуждения, как дисквалификация (хотя и исключительно судом, но в административном порядке и за административные правонарушения), является неадекватной по своей тяжести реакцией государства по сравнению с тяжестью совершенного административного правонарушения, за которое Кодексом предусмотрена возможность ее наложения. Кодекс РФ об административных правонарушениях разделяет административные наказания на основные и дополнительные. Любое из восьми административных наказаний может применяться в качестве основного. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение законодатель предусматривает возможность наложения основного либо основного и дополнительного административного наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. При совершении нескольких административных правонарушений законодатель установил общее правило, согласно которому административные наказания налагаются за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть одно исключение: «если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции» (ч. 2 ст. 4.4 Кодекса). Административные наказания могут быть наложены только уполномоченными на то органами (должностными лицами). Эти органы и должностные лица именуются субъектами административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях называет 61 такой орган (в отличие от 42 в старом). Помимо органов административной юрисдикции, указанных в федеральном Кодексе, такие органы могут быть установлены и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Данное положение нового законодательства об административных правонарушениях, на наш взгляд, является непоследовательным. С одной стороны, законодатель существенно расширяет полномочия суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях; с другой – увеличивает количество иных органов административной юрисдикции и расширяет круг должностных лиц, уполномоченных налагать от их имени административные наказания. Date: 2015-09-25; view: 364; Нарушение авторских прав |