Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на словообразование






Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
В настоящее время работа по ознакомлению детей с законами словообразования включена в школьную программу по русскому языку. Она полезна для развития потенциальной возможности узнавать (понимать) новые слова и способности самому активно образовывать слова, требующиеся в момент речевого акта.
Однако первоначальные представления и сведения о словообразовании дети должны получать еще в детском саду. Упражнения по словообразованию в детском саду проводят со следующими целями: формирование у ребенка интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?), поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной. Такие упражнения (непродолжительные по времени) организуют 1—2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах. Целесообразно образцы построения слов давать на знакомом детям словесном материале, а в задания включать и малоизвестные слова, чтобы дошкольники сознательно упражнялись в образовании новых для них слов, прибегали к семантическому анализу и синтезу, правильно отыскивая нужные словообразовательные морфемы. Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, подбор парного слова), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание слов в сказочном сюжетном контексте). Можно использовать задания-шутки по словотворчеству: разбирать детские неологизмы, экспериментировать со словами по типу «все ребята-трулялята, все артисты-трулялисты» (Ю. Тувим).
Во время проведения упражнений обстановка должна быть живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы воспитатель часто прибегает к подсказу, подает детям пример тактичного отношения к ошибкам товарищей. (Ошибки детей пяти лет: «драчуниха» — драчунья, «болтовник» — болтун, «горщик» — горнист, «стреляльщик» — стрелок, «пчелинник» — пчеловод, «верблюжечий» — верблюжий — наблюдения автора.)
Приведем краткое описание ряда словесных упражнений для старшей группы.
«У кого какая мама».
Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).
Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.
«Мы — спортсмены».
Цель: учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
Воспитатель напоминает детям, что недавно они были иа стадионе и видели спортсменов. «И в нашей группе,— продолжает он,— есть будущие спортсмены. Фигуристы — те, кто занимается фигурным катанием. Лена — и лыжница, и пловчиха — она учится плавать. Есть очень много названий спортсменов, сейчас посмотрим, какие из них вы знаете. Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас. Я скажу: катается на лыжах, а вы закончите — лыжник; спортсменка, которая прыгает,— прыгунья».
Словарный материал: футболист, бегун, пловчиха, бегунья, прыгун.
Вариант для подготовительной к школе группы: пловец, стрелок, шахматист, конькобежец, прыгунья, боксер.
Анологичны описанным выше упражнения «Кто служит в нашей армии?» (ракетчик, разведчик, трубач, моряк и т. д.), «Назови профессию» (часовщик, скрипач, строитель, билетер, пианист).
На образование слов способом основосложения можно рекомендовать упражнения типа «Назови машину одним словом». Образец: машина, которая чистит картофель,— картофелечистка, картофель сажает — картофелесажалка.
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Вариант: «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?» (Молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход).
В подготовительной к школе группе дается больше упражнений на самостоятельное составление слов и объяснение их происхождения. Например, в упражнении «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница и др.) ребенок должен объяснить, для чего нужен тот или иной предмет и почему он так называется.
В упражнении «Сложи одно слово» наряду с заданием найти одно слово вместо двух, названных педагогом (с красными щеками — краснощекий и др.), дети выполняют и другие: вспоминают слова, где первая часть электро-, объясняют, какие два слова слышатся в словах овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный и т. п.
Ребенку необходима специальная помощь взрослого в овладении действительными причастиями настоящего времени. Воспитатель ставит своей задачей познакомить детей с моделью образования причастий, научить при необходимости употреблять их в речи. Этим целям может служить такой вид работы: дети составляют по картинкам предложения из двух слов (подлежащего и сказуемого), а педагог преобразует их в причастные обороты (девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц). Параллельно даются пояснения, раскрывающие значение или происхождение причастия (воющий ветер — ветер, который воет; скачущий — от слова скакать, который скачет).
Рекомендуются и следующие приемы: хоровые и индивидуальные проговаривания словосочетания с причастием, подсказывающие вопросы к причастию (Это дерево наклонившееся? Этот лист шуршащий?), придумывание детьми предложений с заданным причастием (смеющийся, лающий).
В настоящее время данная работа мало распространена в практике детских садов, но ввиду ее несомненной ценности к ней следует привлекать внимание педагогов.

 







Date: 2015-09-25; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию