Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Частично проблема непризнания творца уже рассматривалась. В данном разделе будут затронуты наиболее существенные аспекты проблемы:
- Опережение творцом своего времени, когда основная надежда возлагается лишь на признание потомков.
- "Профессиональные секреты" творца, предполагающие "сокрытие" до определенного времени тех вопросов, над которыми в настоящий момент он трудится. Это могут быть секреты от коллег, от начальства, от родственников, а также - от клиентов и испытуемых (как, например, у психологов).
- Неготовность самого творца найти способ выражения своих идей, найти понятный и выразительный язык, с помощью которого можно было бы донести до коллег и окружающих свои новые идеи, образы, духовные ценности. В итоге творческий человек сам не стремится к тому, чтобы кто-то к нему как-то относился (признавал или не признавал).
- Можно выделить и такой аспект, как соотношение таланта ("божьего дара") человека и его целеустремленности, воли для реализации своих намерений. Как уже отмечалось, настоящий талант (и тем более гений) всегда реализует определенную нравственную позицию и здесь воля, а также устойчивость к нападкам, насмешкам и оскорблениям играют далеко не последнюю роль.
Особенно требуется воля в ситуациях, когда творчество (а тем более определенные результаты творческой деятельности) просто не замечаются, замалчиваются, как будто они и внимания никакого не заслуживают. Такие ситуации становятся все более распространенными, поскольку увеличивается общее число представителей творческих профессий (за всеми не уследишь и никого уже почти ничем не удивишь), а также увеличивается и число различных продуктов творческой деятельности (художественных полотен, книг, песен, кинофильмов, научных публикаций и др.). Непризнание - это самое страшное наказание для творческого человека. Творцы нуждаются не столько в обязательной похвале, понимании и одобрении: им больше нужен сам факт внимания к своему творчеству. Они даже согласны на скандал вокруг своих произведений. Чтобы не отказаться от своего творчества (не "сломаться" в моральном отношении) творец должен иметь определенные "психологические тылы", которые обеспечили бы ему поддержание чувства собственной значимости (чувство элитарности) на достаточно высоком уровне. Нередко творец, не находящий реального понимания и поддержки среди реальных окружающих людей, а тем более "не замечаемый" своими коллегами, вынужден бывает создавать в своем воображении других людей, другие ситуации, в которые он как бы экстраполирует результаты своего труда. По этому поводу любопытное и поучительное для будущих ученых откровение сделал в предисловии к своей книге известный ученый, основатель физиологической теории стресса Г. Селье, обращаясь к своему воображаемому другу Джону: "Я люблю тепло семейной жизни... Но наиболее характерные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода резонансу с общими законами природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызвать иное чувство, кроме восхищения (если только не разделять полностью их понимание с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не всегда. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанного, тем меньше попутчиков остается рядом с тобой... Ты, Джон, для меня символ того, кто в этот момент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь... Как часто в науке начинаешь понимать, что абстракции бывают в такой же или даже в большей степени реальны, чем осязаемые конкретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духовным братом и последователем, с которым я могу обо всем потолковать. Ибо кто брат мой? Человек моей крови - даже если у нас нет больше ничего общего - или человек моего духа, с которым нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов. Я продолжаю надеяться, что где-нибудь, когда-нибудь ты материализуешься" (Селье, 1987. С. 14). К этому можно было бы добавить, что помимо воображаемого все понимающего "духовного брата" творец должен быть готов и к созданию в своем воображении своеобразного "духовного оппонента", способного к конструктивной критике. Еще неизвестно, что продуктивнее для творческого "вдохновения". Таким образом, получается, что непонимание и даже непризнание - это естественное состояние для творчески ориентированного человека. При этом одной из существенных характеристик творца является готовность не просто "мучительно переживать" такое невнимание к своему труду, но и готовность находить иные смыслы в своем творчестве, выстраивая свой внутренний мир ("психологический тыл"), независимый от презрения невежд и отношения так называемых "профессиональных тусовок".
11.4. Личностный компромисс как вариант построения "успешной" карьеры
Для начала полезно рассмотреть традиционные представления о путях к "успеху". В представлениях о путях построения успешной карьеры существует парадоксальная ситуация. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, честностью, уважением к другим людям и т.п. Но, с другой стороны, молодой человек быстро обнаруживает, что для "успеха" часто бывают полезнее прямо противоположные качества. Одно из возможных объяснений такого противоречия заключается в том, что родители и воспитатели, когда они непосредственно взаимодействуют со своим ребенком, часто сами бывают заинтересованы в том, чтобы он обладал набором "хороших" качеств, "чтобы хлопот с ним было меньше"… Но когда ребенок взрослеет и все больше пребывает в других местах, с другими людьми (с преподавателями, с коллегами, с начальством), родители часто "переориентируют" свое подросшее чадо на прямо противоположные качества и в подтверждение даже приводят соответствующие примеры достижения "успеха". Слава богу, такое происходит не во всех семьях… Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о "честном" и "нечестном" путях), все-таки надеются втайне, что именно их пути окажутся
Date: 2015-09-25; view: 311; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|