Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель психологического пространства элитарности
Представленная ниже модель "пространства" элитарности (см. рис. 11.2) во многом близка к модели, предложенной В. Франклом, где на одной оси отражен традиционно понимаемый жизненный успех, а на другой, главной оси - "осуществление" человека как личности (Франкл, 1990. С. 303-306). На нашей модели также имеются две оси: внешняя атрибутика элитарности (ось псевдоэлитарности) и подлинная элитарность, связанная с реальными проявлениями творчества и достоинства (подлинная, внутренняя элитарность) (см. рис. 11.2). Можно следующим образом конкретизировать представленные на модели координаты. 1. Внешняя яркость проявляется через: модную одежду; престижные вещи; престижные знакомства; через знатную родословную; изысканные манеры поведения и интонации; через престижный "образ жизни" и престижные "социальные роли и стереотипы", через престижный "уезд" из "этой страны" за границу и т.п. Главное здесь то, что все эти внешние символы (атрибуты) элитарности являются общепринятыми (одобряемыми основной массой, не только на уровне группы, но и всего общества), хотя известно, что "количественное" одобрение далеко не всегда свидетельствует о "качественной", реальной культурной ценности данного элитарного идеала.
Пространство элитарности. По горизонтальной оси - внешние проявления элитарности (элитарная атрибутика), по вертикальной - внутренние проявления элитарности (подлинная элитарность)
2. Подлинная элитарность проявляется в служении идеалам добра, справедливости и истины, когда такое служение становится не средством достижения каких-либо благ (см. внешние символы элитарности), а является самоценностью; определенном, не обязательно "престижном" образе жизни (жизни творческой, героической, неординарной и т.п.). Главное здесь то, что эти идеалы являются не столько общепринятыми (одобряемыми большинством, "стандартизированными" общественным мнением), сколько уникальными, индивидуально построенными, через такие идеалы человек реализует свою субъектность и далеко не всегда бывает признанным, "одобренным" и понятым большинством (массой). Как отмечает В.В. Петухов, "цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех", "оно не имеет цели, т.е. не является действием, а имеет внутренний мотив, т.е. должно рассматриваться как деятельность" (Петухов, 1996. С. 116). Традиционно связываемая с элитарностью власть может относиться как к внешним символам (власть вынужденная, выполняемая по алгоритму), так и к подлинной элитарности (власть, реализуемая через творчество, благородство и достоинство, в том числе и власть над собой). Разделение "элитарности" и "псевдоэлитарности" близко к тому, как Э. Фромм разделял внешнюю и внутреннюю активность. По Э. Фромму, при внешней активности человек просто занят, он и его дело разделены (человек "отчужден" от своего дела, действие совершается над ним), тогда как при внутренней (подлинной, "неотчужденной") активности человек "ощущает себя как субъекта деятельности" и "оживляет все, чего бы он ни коснулся" (Фромм, 1990. С. 96-97). В случае ориентации на подлинную элитарность человек прежде всего выступает как реальный творец, субъект, для которого важны не столько получаемые "выгоды", сколько сам процесс творчества (творчество - это и есть жизнь творца), а уже символы элитарности создаются (или соотносятся с личностью творца) окружающими людьми, эти символы появляются лишь потом (а иногда они вообще могут не появляться). В случае ориентации человека на псевдоэлитарность более важными становятся именно внешние символы элитарности (как результаты), тогда как сам процесс творчества воспринимается человеком как нечто вынужденное, по сути своей чуждое ему. Хотя в стремлении к таким символам человек может иногда демонстрировать чудеса ловкости, изобретательности и даже порядочности, но в глубине души все-таки продолжать ориентироваться не на эти ценности, а именно на внешние символы своего признания. Это также составляет одну из проблемных линий личностного развития. Для психолога проблема заключается не в том, чтобы переориентировать человека на более "хороший" элитарный идеал (например, на подлинную элитарность), а в том, чтобы помочь ему найти именно свой вариант стремления к элитарности, который соответствует его собственным представлениям о смысле и общему уровню его духовного развития. Проблема эта усугубляется "двойственной моралью", характерной для современного общества. Как отмечала еще К. Хорни, с одной стороны "успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут" ("в религии эта установка выражается в утверждении, что успех - это милость божья"), а с другой стороны, в поощрении "скромности и бескорыстия как социальных и религиозных добродетелей" (Хорни, 1982. С. 104). Кроме того, человек, с одной стороны, понимает, что для достижения успеха ему нужно проявить не только такие качества, как "предприимчивость" и "активность", но и "жестокость", "агрессивность", "враждебность", а с другой стороны, человек нуждается в "любви" и "привязанности", которые как бы исключают качества, приводящие его к успеху (Там же. С. 102-103). Все это часто лежит в основе возникновения "неврозов" и "чувства неполноценности", которые, по словам К. Хорни, "порождаются отказом от соперничества, когда оно является выражением несоответствия между высокими идеалами и реальными достижениями" (Там же. С. 100). На схеме (см. рис.) "элита элиты" может быть охарактеризована как люди, добившиеся признания, успеха и благополучия в результате действительно творческой, достойной жизнедеятельности. "Масса элиты" - это люди, часто лишь имитирующие творчество, но все-таки относящиеся к престижным общественным кругам, близкие к элите и часто составляющие лишь "фон" для проявления чувства элитарности у настоящих представителей элиты; это, например, могут быть люди, важно "прогуливающиеся по Елисейским полям", и о которых, по словам французских социологов М. Пэнсон и М. Мэнсон-Шарло, настоящие французские аристократы презрительно говорят как о "фауне" (Пэнсон, Пэнсон-Шарло, 1995. С. 203). "Элита массы" - это люди, которые при реальном проявлении творчества и достоинства все-таки не смогли добиться внешнего признания, благополучия и знаменитости. "Масса массы" - люди, которые смирились со своим внешним неблагополучием и никак уже не проявляют творчества при построении своего счастья. Их уделом остается лишь с затаенной радостью (а чаще - с завистью) наблюдать за жизнью более благополучных людей, например, приобщаться к элите через "мыльные оперы", через наблюдения за склоками в среде элиты, со смаком описываемыми в бульварной прессе и т.п. Наконец, "средние слои" - это люди, которые частично вбирают в себя характеристики всех перечисленных групп, но которые могут при определенных условиях переместиться в эти группы. Данная схема (см. рис.) позволяет не только оценивать устремления и реальное место других людей (используя для этого обобщенные стереотипы или конкретные примеры), но и каждому конкретному человеку более предметно размышлять о своих собственных элитарных ориентациях.
Date: 2015-09-25; view: 340; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|