Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы управления производственными конфликтами





  • Томас и Килменн выделили основные стили поведения в конфликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения людей в ситуации конфликта (см. Мескон и др., 1992. С. 526-527, а также - Управление персоналом, 1998. С. 380-382):
    • конфронтация (соревнование) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны (на основе собственной активности и индивидуальных действий);
    • приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны (на основе собственной пассивности и низкой меры удовлетворения своих интересов);
    • уклонение (избегание) - отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;
    • конкуренция - соревновательное взаимодействие, не ориентированное на обязательный ущерб для другой стороны;
    • компромисс - метод взаимных уступок;
    • сотрудничество - принятие решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.

Для лучшего понимания организации конструктивного взаимодействия в конфликте, полезно рассмотреть основные закономерности противоборства и сотрудничества, чтобы не путать одно с другим (см. Фролов, 1997. С. 152-172).

  • 1. Методы ведения противоборства:
    • 1) Закономерности противоборства:
      • закон диалектического противоречия - развитие осуществляется в форме возникновения, развертывания и разрешения противоречия;
      • закон динамического равновесия - вследствие противоречия устанавливается оптимальное функционирование социальных систем;
      • закон соразмеренности - каждый, вступающий в процесс противоборства должен соразмерять свои силы и возможности.
    • 2) Принципы противоборства:
      • принцип свободы действий - свободная сфера действий у одной из сторон дает ей больший шанс на успех;
      • принцип ограничения свободы действий - активность по снижению возможностей свободы действия для другой стороны;
      • принцип использования ресурсов противника в своих целях (пример: подъем японской экономики "на спинах" своих бывших противников - американцев; другой пример - развал России ее же собственными силами);
      • принцип осведомленности о противнике в противоборстве с ним (способы - шпионаж, разведка);
      • принцип предвосхищения действий противника (на основе осведомленности);
      • принцип решающего момента - выигрывает тот, кто проведет свои действия в нужный момент;
      • принцип дезорганизации действий противника - один из основных принципов;
      • принцип замещения - возможность замены руководителя в критический момент (предполагается подготовка такой "замены");
      • принцип потенциализации - заранее продуманная система демонстрации возможных действий, которые, однако, предусмотрено не осуществлять (т.е. "запугивание" противника).
  • 2. Методы и условия ведения противоборства:
    • 1) Общие методы противоборства:
      • метод преднамеренных потерь (пожертвовать небольшим для достижения главной цели);
      • метод неожиданного действия;
      • метод введения в заблуждение;
      • метод информационного упреждения (иногда для победы выгодно, чтобы противник знал о ваших намерениях, например, из моральных соображений - "честную" борьбу вести приятнее);
      • метод заманивания в ловушку;
      • метод камуфляжа (например, многие негодяи "прикидываются" благородными);
      • метод слабого звена (стремление найти "ахиллесову пяту" у противника);
      • метод расчленения ("разделяй и властвуй");
      • метод угроз;
      • метод "стрелки весов" (известный пример: высказывание вице-президента США Гарри Трумэна: "Мы будем помогать Германии, если побеждает СССР, но если "стрелка часов" качнется в пользу Германии - помогать СССР, и таким образом, "пусть убивают друг друга как можно больше". Кстати, Г. Трумэн стал после Ф. Рузвельта 33-м президентом США, это именно он отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, в 1949 г. создал НАТО, очень не любил компартию и преследовал ее в США).
    • 2) Методы наступления:
      • метод концентрации сил (на главных направлениях);
      • метод "ахиллесовой пяты" (бить по самым слабым местам противника);
      • метод свершившегося факта (главное - опережение, например, опередить соперника на рынке);
      • метод опережающего удара;
      • метод внезапного удара (в самый неподходящий момент для противника);
      • метод "проволочек", уклонения от решающих действий;
      • метод провокаций (цель - спровоцировать противника на неизбежные "ответные" ходы и, таким образом, взять инициативу и начать контролировать ситуацию).
    • 3) Методы обороны:
      • метод "отсеков" (разбивать свои ресурсы на части - аналогично "отсекам" корабля на случай аварии);
      • метод "бумеранга" (обратить удары противника против него самого).
  • 3. Методы перехода к сотрудничеству:
    • 1) Социально-психологические правила ослабления или прекращения противоборства:
      • правило активного отношения (активность проявляет та сторона, от которой реально зависит прекращение противоборства);
      • правило исключения "ложных образов" противоборства (разрушение "образа врага");
      • правило ассимиляции отрицательных эмоций (снятие напряженности в переговорах - очень тонкое дело);
      • правило смыслового ограничения (не переходить на личности);
      • правило исключения альтернативы "победитель - побежденный" (никто не хочет быть побежденным. Пример: Россия - реально побежденная страна, но все делают вид, что "стало еще лучше").
    • 2) Методы ослабления и прекращения противоборства:
      • метод альтернативного разделения ("перемещение" представителей противоборствующих сторон по своему усмотрению, разрешается образование новых групп, союзов и т.п.);
      • метод соучастия (через диалог);
      • метод сближения (меньше говорить о том, что разъединяет и больше о том, что сближает);
      • метод символических жестов;
      • метод "ассимиляции" (взаимопроникновение друг в друга);
      • метод обращения к прошлому опыту (ко времени, когда "все было хорошо" в отношениях);
      • метод провоцирования на добро (когда "приятно делать добро друг другу");
      • метод общего врага (объединяет бывших соперников);
      • метод бойкота (инициатором вступает третья сторона, заинтересованная в прекращении противоборства - найти такую сторону);
      • метод "уравновешивания" (установить равновесие сил);
      • метод отвлечения (переключение на другие объекты, которые не вызывали споров);
      • метод психологической паузы;
      • метод взаимовыгодных вариантов;
      • метод "фрагментации" (проблема расчленяется на составляющие, каждая из которых решается по очереди);
      • метод посредничества (с помощью авторитетного для обеих сторон "третейского судьи");
      • метод остракизма (изгоняются все, кто мешает сотрудничеству);
      • метод исключаемой демонстрации (стремление к объективной оценке одних и тех же действий и поступков);
      • метод исключения "потери лица" (никто не должен чувствовать себя проигравшим).
  • Варианты управления конфликтом.
    1. Основные структурные методы разрешения конфликта (см. Мескон и др., 1992. С. 524-526):
      • разъяснение требований к работе (каждому конкретному сотруднику);
      • координационные и интеграционные механизмы: например, "цепь команд"; смысл - установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие работников;
      • общеорганизационные комплексные цели, требующие объединения усилий нескольких работников (цель - направить усилия персонала на достижение общей цели и, таким образом, повысить степень сплоченности);
      • структура системных вознаграждений - через влияние на поведение людей с целью предотвращения дисфункциональных последствий: например, если вознаграждать соответствующие отделы организации только за увеличение количества продукции, то это вступает в противоречие с ролью других отделов, отвечающих за качество, и общая прибыль фирмы уменьшается; таким образом, важны - комплексный подход, ориентация на общий результат и вознаграждение - в зависимости от вклада каждого подразделения.
    2. Основные стратегии управления конфликтом (см. Методы практической психологии общения, 1990. С. 54-57).
      • Стратегия предотвращения конфликтов, предполагающая следующие основные действия: устранить реальный предмет конфликта; привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
      • Стратегия подавления конфликта (применяется в отношении конфликтов в необратимо деструктивной форме и к беспредметным конфликтам), предполагающая: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют возникновению конфликтных взаимоотношений (например, развести конфликтующих по разным участкам работы или по разным сменам).
      • Стратегии отсрочки (как временные меры, помогающие ослабить конфликт до момента, когда созреют условия для разрешения конфликта). Главное в данной стратегии - изменить отношение одного из конфликтующих к другому (по принципу: "Раз силы стали неравными, то конфликтовать бесполезно…"). Стратегия отсрочки часто предполагает также следующие действия: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль и место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о самой конфликтной ситуации (об условиях конфликта, взаимоотношениях людей и т.п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующих и тем самым сделать его менее опасным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным или недостижимым).
  • Основные принципы и тактики разрешения конфликта.
    1. Принципы разрешения конфликта:
      • принцип понимания - осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов и фазах развития конфликта;
      • принцип предвидения - прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.
    2. Основные тактики разрешения конфликта:
      • Общие рекомендации - при возникновении напряжения между партнерами следует проявлять: внимание к собеседнику; доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение; естественность; терпимость к его слабостям; сочувствие к нему, участие; выдержку, самоконтроль; спокойный тон; лаконичность, немногословность (строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию собеседника); постоянно поддерживать обратную связь с собеседником (с помощью вербальных и невербальных средств); чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит; следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и стремиться не терять его; стараться смотреть собеседнику в глаза (но не фиксировать взгляд более 10 секунд), следить за изменениями его лица, рук, позы; пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние; попытаться почувствовать: "А каково было бы мне в этом состоянии?".
      • Поведение на первой (дословесной) фазе беседы: дать выговориться, не пытаться перекричать, перебивать собеседника; внимательно слушать; сделать паузу, если собеседник излишне активен; показать мимически, двигательными средствами (без слов), что Вы заметили состояние собеседника; уменьшить социальную дистанцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).
      • Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы: доброжелательно поприветствовать собеседника (если беседа проходит без дословесной фазы); отвлечь или переключить внимание собеседника с конфликтной темы (например, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые

 










Date: 2015-09-25; view: 321; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию