Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (ИСС)





Житейская психотехника во все времена интересовалась проблемой управлением вниманием и через него – сознанием в целом. Очень часто, ИСС не научная, а интересная психология. Потому что не имеет четких основ. Есть особая проблема как на выходе по диплому определить психолог житейский или научный. Там где интерес к ИСС будьте аккуратны. Всегда есть опасность подменить собственно научную теорию некоторыми житейскими представлениями. Любые ИСС (медитация, гипноз, психоделичиские исследования и т.д.) имеют свои «теории», но не в научном смысле. Обращаемся не только к ИСС, но и к изменениям личности («Трансформация личности», название книги, например). Есть конкретный критерий. Может ли это представление приводить к тем или иным нарушениям (патологическим эффектам). ИСС многих приводили к расщеплению личности. Испытал на себе это и Джемс. То или иное учение в науке никогда не становится поводом для создания сект (особых групп, куда тебя приглашают чтобы развиваться как личность, путешествовать по различным мирам и т.д.). Нигде нет сект, основанных на психоанализе. А вот, скажем, НЛП имеет в качестве последствий сектантские образования.

Конечно, исследователь приведёт в качестве эпиграфа к этому вопросу фразу Джемса. Ведь он значительно расширил феноменальный опыт изучения внимания. В данном контексте, некий опыт переживаемых состояний. «Все тенденции моего образования убеждают меня, что мир нашего теперешнего сознания это один из многих предшествующих миров сознания. И эти другие миры должны содержать опыт, который также значим для нас. Хотя в основном опыт тех миров и нашего мира разделены, но в некоторых точках они соединяются и высшие энергии проходят свободно.»

Слово «состояния» связывает нас с проблематикой внимания самим корнем «стоять», то есть удерживать в сознании. Обычно внимание неустойчиво, появляется необходимость в средствах, которые позволяют ему устоять. Стоять не на месте, а продолжаться во времени. Проблема состоит в том, что различные аспекты личности могут быть совмещены в рамках единого сознания. ИСС четкого определения не имеют. Чаще всего дают такое описание. ИСС происходит тогда, когда психическая активность кажется необычной субъекту, который её испытывает. Первое – необычность, опыт новых ситуаций, новизна собственных свойств, новый опыт. Второе – эмоциональная насыщенность, порой восторг, творческий экстаз с другой стороны сомнение и тревога. Иногда говорят релаксация[580]. Третье – необходимость средств.

Новый опыт означает, что даже если мы не можем ответить на вопрос что такое сознание, но мы узнаём всё больше форм которые оно принимает. Далее неструктурированный список перечень ИСС:

Гипноз, психоделические состояния, медитация, глубокая молитва, сенсорная депривация, острые психозы, депривация сна, пост. Иногда болезнь (чаще всего эпилепсия, мигрень), гипнотическая монотония[581] (наблюдается у летчиков на большой высоте), электростимуляция мозга, упражнения на изменение α ритма, перцептивная изоляция.

Возможность классификации измененных состояний сознания.

Разделение не будет строгим, каждый из полюсов едва ли будет исключать противоположный. Основание по отношению к единству личности: с одной стороны – изменение «Я». Стремление к изменениям коренится в самой природе и это стремление самой нервной системы. С другой стороны изменение Я не значит сохранение единства Я. Условно противоположный полюс – сохранение единства «Я», как бы ассимиляция нового опыта, расширение уже испытанных представлений.

Самой старинной психотехникой провокации (порождения) ИСС является гипноз. Гипноз обычно определяют как социальное взаимодействие, когда один человек принимает предложения другого. Предложения связаны с определенными действиями, состояниями. Эта техника применяется прежде всего в психотерапии и её наиболее позитивный эффект – попытка изменения или модификации психотелесных состояний. Например устранение боли, эмоциональных состояний. Адресатом внушения (и самовнушения) является личность субъекта. Предлагают разделить собственные впечатления на части. И, например, устранить боль путем её так сказать отделения от остальной сферы сознания. Гипнотическая техника эффективна только когда принимается субъектом.

Достаточно интересное направление с использованием гипноза связано с развитием творческих способностей. В начале 70-х на кафедре группа под руководством Тихомирова выполнила работы совместно с гипнотизером Райковым. Идея состояла в том, что в гипнотическом состоянии можно человеку предложить представить себя не просто другим. А представить себя с большим развитием соответствующих способностей. Например, знаменитым художником для тех, кто занимается рисованием, идентифицировать себя с ним. Первый эффект состоит в том, что в гипнотических состояниях продуктивность и качество выполнение действий значительно повышается. Выйдя из гипнотического состояния испытуемый не опознаёт продукцию как собственную. При глубоком гипнозе может иметь место распад самотождественности личности. Психолога здесь интересует, насколько же полно идентифицирует себя субъект с потенциальной личностью.


Может ли себя взрослый представить ребенком? Для контроля Тихомиров брал группу актеров. Актерами предлагали сыграть ребенка. Проверяли при исполнении им роли ребенка на задачках Пиаже. Полностью актеры себя с детьми не идентифицировали. Были взяты обычные испытуемые и им была внушена роль. Эти испытуемые демонстрировали все феномены Пиаже. В некоторых практиках испытуемый не просто находится в трансе, но в принципе может осознать гипнотический опыт.

В первую же группу другой пример. Пример связан с терапевтической работой, со сновидениями, п.ч. сновидения – это обычное измененное состояния сознания. Отдельный вопрос в психотерапии, можно ли контактировать с данным ИСС. Контакт с этим состоянием происходит, когда сон запоминается, вызывает тревогу или в общем, когда сновидение обращает на себя внимание. Здесь привлекается скажем депривация сна. Иногда как бы сны наяву. Контактировать в принципе возможно. Ещё из психоанализа идёт прием – запись сна и всех связанных с ним ассоциаций. Даже само решение человека о том, что он будет записывать сновидения порождает запоминание. В следующий раз эта работа будет уже более полной, интересной.

Существуют так называемые практики управляемых сновидений. Если мы начинаем записывать фиксировать и тем самым осознавать опыт, полученный в ИСС, то оно становится контролируемым, возможным для контакта.

Третий пример коротко. Это опыты с психоделическими состояниями. Опыты особые и часто оказывались далеко не безобидные. Химические препараты применяемые там суть наркотики. Ещё от Джемса идёт экспериментирование с психоделическими состояниями. Он использовал веселящий газ. Джемс говорил, что в подобном ИСС возможны хотя и очень неустойчивые открытия нового. Проблески и озарения как бы открываются и исчезают. Эффект здесь заведомо амбивалентный. Малые количества препарата вызывают одни эффекты, а большее количество - противоположные. Такая судьба постигла исследования Хоффмана с использованием ЛСД. Эффект там прежде всего касался в существенных изменениях в самотождественности. В обычном состоянии человек знает кем он является и дистанцирует себя и реальный мир. Исследования с ЛСД привлекали тем, что размывались границы между Я и реальностью, а иногда и границ «Я» (а это патология). И всё же имел место эффект расширения Я. Скажем, включение в Я других людей (эффект трансперсональности). Возможность психического существования в другом времени. И наконец, возможен эффект отождествления себя с другой потенциальной личностью. Человек всё-таки может контролировать своё собственное я и следовательно вступать в контакт с другими.


ИСС часто связаны с мировоззренческими и например религиозными переживаниями. Исследования с ЛСД уже считали химически индуцированными религиозным опытом. Какую бы популярную книжку не открыли (скажем, Кастанеду о Дон Хуане и многие другие). Даже в этих практиках, где есть проводник к новому опыту и ученик. Учитель применяет тот или иной химический препарат на самом первом этапе своего психотерапевтического воздействия для того, чтобы ученик пережил тот или иной опыт сразу. Что замечательно, данный первый опыт больше не повторяется. Вот человек пережил определенное состояние при помощи химических препаратов, а затем должен пережить в жизни уже без препаратов подобное состояние – это цель. Эффекты такие как обострение чувствительности, интерес к деталям, переструктурирование опыта, возможность лучшего решения творческих задач. Не могут интерпретироваться как результат химического воздействия, здесь нужна внутренняя работа.

Образная активность при сенсорной депривации. Использовали в 70-х. Техники были первоначально были исследовательскими приемами - испытуемого в экспериментальных целях полностью лишают внешней стимуляции. Интересна последовательность переживаний в данных искусственных условиях. Первоначально собственно перцептивные. Чуть обобщая переживания – это по сути дела прием провоцирующий осознание перцептивного фона (шума сетчатки). Начинается психический опыт с переживания сенсорных, размытых пятен, которые оформляются в простые гештальты. Из гештальтов (кружки, квадраты, треугольники) образуются сложные конфигурации. Дальше этим конфигурациям настаёт пора получить непривычные предметные значения. Это второй этап, который заведомо связан с личностными особенностями человека. Противоположный негативный опыт – утрата чувства я, утрата грани между я и реальностью, утрата реальности себя. Ныне такие техники используются, но на очень короткое время. Опыт слишком разнороден. Короткими сеансами депривации можно расширить творческие способности.

Посмотрим, какие техники заведомо направлены на то, чтобы не просто изменить себя, но целевая направленность на расширение опыта и сохранение единства Я. Например, осознать и иметь возможность контролировать текущие телесные состояния, которые обычно осуществляются автоматически. Ещё один критерий, тоже не строгий. С одной стороны техники, которые считают необходимым наличие произвольного контроля (мониторинга текущих собственных состояний). С другой стороны послепроизвольность, свободное и спонтанное владение текущим психическим процессом.

Рассуждая о Выготском говорили, что для управления состояниями нужно найти адекватные внутренние средства. Пример на произвольный контроль – техники биологической обратной связи. Процесс управления автоматизированными событиями происходящими в организме, в теле, в области ЦНС. Можно, например, контролировать собственный пульс на руке и тем самым контролировать его. И тем самым осознавать тот физиологический процесс сердцебиения, который обычно протекает непроизвольно. БОС[582] довольно сложная техника, там средство является внешним. Испытуемому дают возможность увидеть (например, на меняющемся рисунке, экране осциллографа). Там зафиксирован результат психической активности. Наиболее интересно эти опыты проводились с изменением ЭЭГ[583] мозга. Во введении мы говорили о результате, но не о процессе. Сам результат. Если вижу графически представленный альфа-ритм, а рядом реальную активность мозга, то в принципе я могу на том и другом экране увидеть эталон.


Экспериментировали не только с альфа, но и с тета-ритмом[584], который соответствует состоянию более глубокой релаксации. Подобные результаты сопровождаются эмоциональными переживаниями. В том смысле, что вновь работу по изменению своего альфа-ритма (а тем самым и состояния сознания) производит личность. Эти техники в их позитивном аспекте интересны тем, что расширяется число процессов, которыми можно управлять, поле процессов. Даже привычные ранее незамеченные переживания выступают как новый опыт. Но важно, что вся процедура полностью контролируется сознательно. Как любое упражнение оно рано или поздно начнет выполняться автоматически. Иногда эти состояния активного отдыха (например, альфа-ритма) называют медитацией. Она уже на другом полюсе разделения.

Медитация это техника высвобождения естественных возможностей сознания, снятие препятствий, которые не позволяют переживать наш собственный опыт как таковой. Медитация как правило также связана с определенными мировоззренческими позициями. Как технику её можно воспринимать лишь с оговорками. Медитация это операциональная часть некоторых религиозных течений. Связанных с восточной философией (йога, дзен буддизм). Трансцендентальность – это выход за рамки привычного. Интересна сама техника и исследователи попытались её вычленить. Среди психологов идёт спор о том, каковы цели медитации. С одной стороны она даёт возможность переживать чистое сознание, где сняты излишние представления. Медитация есть совокупность психических упражнений, в которых предпринимается попытка достичь неаналитического внимания. Основной эффект внимания по Ланге – аналитический. А здесь речь идет о спонтанном свободном внимании, которое должно быть лишено специальных усилий. Усилия в другом месте, чтобы снять преграды для протекания потока сознания. Это сильное требование, есть и более слабое. Эффект медитации здесь чисто релаксационный.

Исследователи помечают обманчивую простоту техники медитации. Чтобы достичь нового опыта требуется странное усилие, связанное с устранением привычных усилий. Сознание не единый поток, это множество течений и далеко не все из них представлены психически.

Чтобы почувствовать правомерность медитативной техники надо испытать на себе. Название громкое «трансцендентальная медитация», а конкретные действия достаточно просты. Техника такова: 1. Сядьте спокойно, закройте глаза. 2. Полностью расслабьте мышцы, причем сделайте это в определенной последовательности и сохраняйте их спокойными. От ног к лицу, снизу вверх. 3. Вдыхайте и выдыхайте через нос и попытайтесь сознавать своё дыхание. Сказать параллельно «Вдох-выдох», так нужно делать в течении 20 минут. Затем открыть глаза, продолжая сидеть спокойно. 4. Не беспокойтесь, если желаемый уровень релаксации не достигается полностью. Пусть она происходит в собственном темпе. Будьте готовы к посторонним мыслям, но пытайтесь отвлечься от них. 5. Занимайтесь ежедневно, но помимо работы и не после еды.

Эффекты медитации разделяют на немедленные и долговременные. К кратковременным относят изменения телесной активности. Более четкое выявление альфа-ритма, а в глубокой релаксации и тетта-ритма. Изменение химического состава крови. И в целом снятие телесных возбуждений. К долговременным относят улучшение настроения, уменьшение усталости. У людей пожилого возраста сохранение физического здоровья. Организму или психотелесному единству нужно предоставлять возможность жить своей жизнью, протекать естественно.

Близкая техника предлагается в гештальттерапии. Переживать свои текущие состояния и шире быть самим собой. Просто цитата: выберите неспокойную ситуацию, например ожидание кого-либо или автобуса на остановке. Дайте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем. Вы заметите, что количество вашего волнения, вовлеченного в продолжающуюся ситуацию беспокойства, например возрастающую тревожность по поводу того, что уже поздно, а ожидаемый человек отсутствует, уменьшает количество интереса, которое вы можете обратить на другие вещи. Если вы уже обрели хорошее чувство актуальности, вы может сказать «Здесь и сейчас находятся люди и вещи, которые можно наблюдать». Ожидание автобуса становится частью фона. И поскольку беспокойство само по себе ничего не дает, не ожидаемый человек не автобус скорее не появятся можно использовать время и достигнуть творческого состояния в актуальной ситуации.

Рядом поставим воспоминания о травмирующей ситуации Достоевского. Он по разному относился к своему заболеванию. Эпилептический припадок есть пример ИСС. Можно высказать гипотезу о том, почему Достоевский отчасти позитивно относился к своему заболеванию. Он пережил травмирующее аффективное переживание. Участвовал в противоправительственном кружке, был приговорен к суровому наказанию «казни через расстреляние». Он пишет: первые из тех, кто должны быть казнены уже были привязаны к столбам и на их головы были надеты мешки. И тогда я попытался использовать последние минуты, а может секунды своей жизни полностью. Попытался отвлечься от этого неминуемого грядущего события. Хотя бы в эти секунды полностью посвятить свое внимание окружающему миру. Полностью осознать свой психический опыт. В эти несколько минут пока не объявили о помиловании, я понял, что такое жить. О, если бы я и далее всю свою жизнь прожил бы так, как я почувствовал себя в эти несколько минут.

Здесь уместно упомянуть Чиксентмихайи. Состояние потока. Аутотелическое, самоцельное состояние. Стоит повторить признаки. Когда человек полностью поглощен деятельностью. Расширение потока сознания. Было показано на представителях ряда профессией. Признаки: единство действия и его сознавание. Джемс говорит: в принципе сознаются все наши действия. но этого мы не замечаем. Полный контроль и немедленные обратные связи. Полное владение собой при открытии новых возможностей. По этому пункту испытуемые признавались в особом чувстве «мне доступно всё, всё могу». Утрата чувства Я. Не в смысле утраты контроля, а в том что данное действие выполняется мною и тогда не важно кем выполняется это действие. Именно эти переживания Джемс описывал у религиозных деятелей. Самовознаграждение, чувство наслаждения трудом.

Проблема существования внимания. Вундт признавал внимание, Титченер – нет. Второй пункт в том, что проблему существования внимания лучше других в исследовательской психологии поставили гештальтпсихологии. С одной стороны они подчас отрицали сам термин внимание. Не видели в нем необходимости потому, что выделить фигуру на фоне, организовать перцептивную ситуацию, конечно, требует внимания, но объясняется здесь перцептивными закономерностями. Против Вундта они говорили, что апперцепция для выделения фигуры на фоне не нужна. Поскольку здесь результат является следствием объективных факторов, характеристик стимула. Возражают они также и Титченеру. Поскольку активность субъекта в гештальтпсихологии есть и раскрывается в связи с объектом. Убери внимание, но оно обязательно появится в психологии мышления. Убрали термин внимание, а вместо него появилась конструкция эго-объектная связь (сила). Это и есть та сила, которая раскрывается в явлениях внимания. Обнаруживается она в разной степени в трех следующих случаях: а) объект сам диктует закономерности восприятия; б) объект неоднозначен; в) субъект овладевает объектом, удерживая его в сознании.

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии. (наверх)

Особое место уделяется проблематике моделирования психических процессов. Внимание рассматривается как самостоятельная сущность, выступает как системный блок переработки информации. Другое дело, есть ли у него расшифровка. Структура: процесс отбора материала и сосредоточение на нём. Будут рассмотрены лишь основные компоненты.







Date: 2015-09-25; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию