Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый вопрос. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов
Примеры будут приводиться на основе памяти и внимания (универсальных психических процессов). В этом вопросе мы расстанемся с памятью и вниманием, и в дальнейшем будем говорить только о познавательных процессах. Есть три основные возможности классификации. 1. Рассматривать психический процесс по его содержанию. Так и именуют иногда эту возможность предметной, иногда - структурной. Если обращаются к психологии восприятия, имеют конкретно структуру органа чувств и т.д. Первый вопрос – что отражается? Каков предмет? Каково содержание данного процесса? 2. Функциональный критерий. Здесь основной вопрос – это зачем? Ради каких задач существует тот или иной психический процесс? Какова его функция? 3. Генетический критерий. Критерий развития. Мы можем рассматривать какой-то вид (памяти, внимание, мышления) как уровень развития данной области, сферы. 1. Предметный (структурный) критерий. Здесь очень удобно в качестве материала взять память (изучена наиболее детально в классической психологии). Спрашиваем – каково содержание запоминаемого материала? И тогда сразу выделяем по-крайней мере четыре таких вида. А) Память на движение (Двигательная, моторная память. Её, конечно, в психологии, прежде всего, будет изучать бихевиоризм). Б) Аффективная или эмоциональная память. Память на чувства. Собственно говоря, когда мы в разделе психология личности обсуждали эмоционально-волевую регуляцию, говорили об этой памяти. Её изучали в психоанализе. Стоит упомянуть крупного исследователи – Т. Рибо. В) Образная память. Память, связанная с восприятием, поскольку образ единица восприятия. Зрительная, слуховая, кинестетическая память и т.д. Но образная память не всегда ограничена восприятием, может быть и в обобщенном виде. И ещё Аристотель это называл память-представление. Представление чувственное, образное. Г) Смысловая память. Иногда этот же вид называют словесно-логической. Именно этот вид памяти тесно связан с речью, со словом, разумным словом. Стоит вспомнить, что данный вид памяти впервые описал П.Жане, который назвал эту память собственно человеческой и назвал её как память рассказ, память пересказ. Когда некое событие может быть изложено с помощью знаков. Запомнить событие, значит пересказать его и тем самым преобразовать. Попробуем сюда же отнести также и внимание. Не будем затрагивать самой проблемы изучения внимания. Не всякий исследователь увидит, что у внимания есть вообще своё особое содержание, внимание сопутствует любой деятельности. И где у внимания собственный продукт? Если внимание обеспечивает ту или иную деятельность, то мы можем судить о внимании по содержанию выполняемой деятельности. Классификацию видов внимания давал У.Джемс. Он говорит, есть познавательные процессы восприятие и мышление. Давайте включим внимание в перцептивную и интеллектуальную деятельность. Тогда получим два вида. Восприятие – значит чувственное перцептивное внимание, наблюдательность. Интеллектуальное внимание – проницательность. Сегодня так и выделяют перцептивное, интеллектуальное внимание. А иногда в зависимости от вида деятельности. Например, исполнительное внимание. Если при изучении памяти виды выделяются достаточно строго, то когда говорят о внимании, такой строгости может уже и не быть. 2. Функциональные критерии. В наших примерах убедимся, что иногда виды психических познавательных процессов будут зависеть от используемых критериев. Те же самые виды откроются на одном материале снова и снова. Назначение процесса. Скажем, назначение в той или иной деятельности, в решении каких-то задач. Критерий места в процессе переработки информации. Представим себе, что информатик (а он же когнитивный психолог) строит некую блок-схему переработки информации. Информацию надо сохранять в каком-то блоке. По-видимому, должно быть по-крайней мере три блока (системы) памяти. Каждая из этих систем имеют свою функцию. Дополнительным критерием служит ещё и время хранения информации. Первый блок по функции будет именоваться - сенсорный регистр. Назначение его в том, чтобы сохранить всю информацию, это необходимо для её отбора. По временному критерию этот же блок будет назван как ультракратковременная память. Здесь информация хранится в пределах секунды или долей секунды. Зато она хранится вся и её можно отобрать. Второй блок – рабочая, оперативная память[427]. Функция здесь сохранение информации, необходимое для работы с ней. По времени этот вид называется кратковременной памятью. Важно заметить, что кратковременность означает не короткое/длинное хранение информации в данном блоке. Важно, что информация хранится здесь не постоянно, не навсегда. Сохраняется до тех пор, пока не решена поставленная задача. Пока не решена какая-то задача эта информация может храниться сколь угодно долго. Скажем, имеется в виду запоминание нескольких слов, букв, цифр и т.д. В таких случаях говорят о секундах. Третий блок – функционально это перманентная или постоянно действующая память. По своему содержанию это, может быть, является смысловой памятью. Пара функций. Прежде всего, это сохранение эталонов, образцов для познания. Такими эталонами могут быть категории, схемы, понятия и т.д. Вторая – (кому-то вспомнится формулировка эпизодическая, автобиографическая память) функция сохранения единства субъекта, единства Я. Субъект может развиваться, меняться его знание, представление о себе, представления, категории. Но сам он сохраняет целостность. По времени – это долговременная память. Любая классификация предполагает некоторые условия, допущения и оговорки. Приведенная классификация памяти достаточно строгая. То следующий разговор утратит научную строгость. Когда рассматривается какой-то процесс функционально, то он рассматривается как процесс решения задачи. Любая задача с психологической т.з. характеризуется наличием цели или её отсутствием и соответственно наличием или отсутствием средств. Простейшая классификация видов внимания (кстати, и памяти тоже). Первый критерий – наличие/отсутствие цели. Если цель отсутствует, то процесс непроизвольный. Природное непроизвольное внимание, где цель и усилие субъекта не нужно, отсутствует. А если цель появляется и сопровождается определенным усилием, то тогда – это произвольный процесс. Второй критерий – средство. Если средство отсутствует, то и процесс будет назван непосредственным (внимание, запоминание). Ну а если средства появляются (осваиваются, формируются), то и процесс будет называться опосредствованным. 3. Генетический критерий. Означает, что мы подходим к процессу, к какому-то виду как к уровню его развития. И тогда если оставлять всё тот же материал (только память и внимание), то какие тут классификации. Итак, уровни развития памяти. Очередность видов памяти по предметному содержанию (двигательная, аффективная, образная и смысловая) не случайна. Можно предполагать, что это не только виды памяти[428], выделяемые по предмету, но также и уровни развития памяти. Эту точку зрения высказывал П.П.Блонский. Он считал данную очередность генетической. У Блонского не то чтобы не было четких критериев, их вообще выделить трудно. Он называл критерии как время появления в –фило и онтогенезе. Время первого появления и так сказать наибольшего расцвета, наивысшего развития. Блонский видел основания полагать, что эта очередность и –фило и онтогенетическая. Для психологии памяти в обыденной жизни это, пожалуй, что так. А в науке это где-то встречает сложности. В том, что двигательная память первична сомнений нет. Т.Рибо сказал бы, что двигательная память исчезает последней. Так вот двигательная память имеет врожденную основу, это память организма и, разумеется, что разрушается она всегда в последнюю очередь. Например, эта память заметна, когда переносят вход в здание в другое место. К памяти смысловой. Здесь тоже не стоит спорить с Блонским, который тут опирается на П.Жане. Соображение в том, что смысловая память человека связана с речью и конечно в генезе она появляется последней. Совсем другое дело, когда мы присматриваемся к очередности в середине. Скажем так, смысловая память и ей предшествует образная. «Маленькая книжка о большой памяти» А.Р.Лурии. Там описан человек, обладавший феноменальной памятью. Речь о мнемотехнике[429], эйдотехнике. Человек выступал на эстраде. Но у этого человек была особенность – он не мог мыслить абстрактно. При феноменальном развитии образной памяти страдала смысловая. Он, скажем, не мог запомнить, сколько надо купить метров ткани. Скажем, попросят абстрактно представить такие понятия, как бесконечность или ничто. Наверное, мы нарисуем символ бесконечности. А если дать человеку с феноменальной памятью инструкцию представить бесконечность, то для этого вызывает активное нежелание выполнить это. Бесконечность невозможно для него представить образно. Образная память в этом примере бессильна. А вот, допустим, образная память исчезает, а эмоциональная сохраняется. Такие факты уникальны. Для их поиска нужно быть клиническим психологом. Надо обращаться за примерами к патологии. Самый яркий подобный пример описал Корсаков. На примере больных хроническим алкоголизмом. Корсаковский синдром[430]. Эта утрата памяти может быть названа утратой связи между рабочей и перманентной памятью. Между кратко и долговременной памятью. Если память не проработал, то связь нарушается и по дороге материал утрачивается. Утрата памяти на недавние события, скажем на те которые происходят в течении дня. Скажем, пациент, страдая патологией, не узнаёт одних и тех же людей, с которым встречается несколько раз, не узнаёт предметов. Корсаков описывает знаменитый случай. Не узнаёт соответствующих представлений, значит, страдает образная память. А эмоциональная память сохраняется. Лечили их с помощью электрошока. На уровне представлений вносимый в палату электрошок больному не знаком. А настроение при этом портится из-за наличия эмоциональной памяти. Эмоциональная и двигательная память в онтогенезе трудноразличимы. Трудно поставить такой эксперимент. Хотя возможно удастся доказать, что моторная память должна быть первичной. Обратимся к генетической классификации внимания. Уровни развития внимания выделяли многие авторы. Есть процессы природные, социальные и собственно-личностные. Попытаемся увидеть эти уровни во внимании. Первый природный уровень развития внимания – когда нет ни целей, ни средств. Точнее нет искусственно созданных средств. Внимание на что-то обращает сам организм. Например, это называется пассивным вниманием. Внимание полностью зависит от объекта. Стимул, скажем, яркий свет, громкий звук. Новое неожиданное изменяющееся привлекает наше непроизвольное внимание. Выготский это мог назвать натуральной психической функцией. Второй уровень – произвольное и опосредствованное внимание. Скажем, французские авторы скажут, что это внимание начинается с субъективной постановки целей, с усилия. Выготский скажет, что залогом развития этого внимания является освоение средств. Это внимание следует назвать активным, высшей психической функцией и т.д. На первых двух уровнях проводились прямые между критериями внимания, а теперь нужны диагонали. Скажем, между произвольным вниманием и отсутствием средств – это была бы чистая воля. Но интересна диагональ, означающая, что средства освоены, положим, освоены высокосовершенно. И тогда произвольные усилия для продолжения работы уже не нужны. И тогда по внешнему облику это внимание становится как бы непроизвольным. Добрынини Н.Ф. Третий уровень – послепроизвольное внимание. Связано с развитием активности личности. Первая часть этого раздела именуется вводной. И, тем не менее, мы будем всё больше говорить о процессах собственно познавательных. И сейчас мы переходим к процессам познавательным. К сенсорно-перцептивным и мыслительным. Date: 2015-09-25; view: 523; Нарушение авторских прав |