Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое сознание





Понятие «политическое сознание»

Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки поня­тия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень ду­ховной активности человека как социального субъекта. Раз­личные философские направления по-разному рас­сматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что невозможно анализи­ровать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизо­ванной материи — мозга — и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социоло­гической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия, интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое со­знание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия — всего разно­образия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным со­ставляющим элементом. Политика — это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической дей­ствительности, осознание своих устремлений, формулиро­вание цели, выбор средств и способов ее достижения.

Как мы видели, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной вла­сти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике. Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые высту­пают в качестве побудительных мотивов политического дей­ствия. Вместе с тем политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включает в себя все отраженное социальное бытие.

Таким образом, политическое сознание является отра­жением производственно-экономических и иных обществен­ных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государст­венной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Определение политического сознания через категорию «отражение» отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имма­нентным свойством всякого социального субъекта, оно вы­ступает в качестве активного начала в политике. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда дей­ствующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольными решениями.

Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответственно различают поли­тическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Полити­ческое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокуп­ность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взгля­дов и убеждений благодаря творческой активности их но­сителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.


Политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правителъству, сфера взаимоотношений между социальными группами, клас­сами, нациями и народами. В силу политическое сознание не в последнюю очередь вы­ступает и как специфическая форма выражения политиче­ских интересов социальных классов и групп. Оценка соци­ально-политической действительности зависит от того кон­кретного положения, которое занимает носитель этой оцен­ки — личность, социальная группа, класс — в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно при­сущи социально-классовые черты. Такие черты в значительной мере присущи и полити­ческому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам. Однако наиболее суще­ственное влияние на характер политического сознания об­щества оказывают экономически доминирующие соци­альные силы, которые располагают максимальными воз­можностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества. Вместе с тем политическое сознание, отражая объективные интересы на­ции, народа в целом, характеризуется и общенациональ­ными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

Между социально-классовыми и национальными элемен­тами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны посто­янно в той или иной мере присущи сознанию любого субъ­екта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX в. перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место зани­мают общечеловеческие ценности и интересы.

Уровни политического сознания.

Политическое сознание системно по своему характеру, оно имеет много­уровневую структуру. Уровень полити­ческого сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. По крайней мере, в структуре политического сознания можно выделить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теоретический.

Обыденный уровень политического сознания — это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных ин­дивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное созна­ние, как правило, не проникает в их сущность, не подни­мается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и несистематизированностью представлений о политических яв­лениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом «здравом смысле», служит достаточно надежным ориентиром в происходящих политических собы­тиях.


Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное со­стояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образова­тельными, возрастными и другими особенностями социаль­ных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Рассматривая этот уровень политического сознания, сле­дует предостеречь от традиционно необоснованного нега­тивного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состо­янием предопределяются важные решения. Серьезный по­литик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, будучи исторически первичным способом идеаль­ного отражения действительности, служит источником на­копления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания — воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и складывающихся в нем отношений. До­полняясь за счет других способов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой ин­формацией, структурно усложняется, но при этом остается самим собой, поскольку его функции не берет на себя ни один ни другой уровень сознания.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой фе­номен, как общественное мнение. Под таковым понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние об­щественного сознания больших групп людей, заключающее в себе их отношение к проблемам, важным для "обществен­но-политической жизни.

Общественное мнение не идентично совокупности раз­личных мнений, высказываемых лицами или группами, из которых состоит общество. Простая сумма частных мнений есть конгломерат всевозможных взглядов по различным вопросам политики. Общественное мнение — конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных или немногих совпадающих суждений в определенных ус­ловиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо чтобы оно имело до­статочно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди.

Оценивая роль общественного мнения в политической жизни, необходимо иметь в виду, что как форма сознания оно есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности. Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы и опыт­ного подтверждения складывающихся представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом средств массовой информации на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте. Кстати, предубеждения имеют чрезвычайно широкое распространение в политической жиз­ни. Их отличительной чертой является то, что они не обосновываются рационально, а рассматриваются их жер­твами как неоспоримая истина.


Однако, несмотря на это свойство общественного мнения, политическая жизнь без него немыслима. В сущности, оно является политическим содержанием коллективной воли и в этом своем качестве становится необходимым моментом функционирования самой политической системы. От на­правленности общественного мнения в значительной мере зависит успех усилий правящей политической группы по достижению поставленных целей. Именно поэтому во всех государствах между различными политическими силами ве­дется борьба за монопольное влияние на органы, форми­рующие общественное мнение: печать, радио, телевидение, партии, парламент. Не напрасно средства массовой инфор­мации зачастую образно называют четвертой властью, так как им принадлежит решающая роль в формировании об­щественного мнения, что очень важно для обеспечения успеха той или иной политической силе.

Обыденное политическое сознание иногда отождествляют с массовым сознанием. Это не совсем верно. Понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание» выражают различ­ные грани общественного сознания, и, как таковые, они различаются по своим носителям и содержанию. Обыденное политическое сознание имеет конкретных постоянных но­сителей — индивиды, социальные группы и общности — и характеризуется относительно устойчивыми чертами. В структуре политического сознания, носителем которого яв­ляется общество, народ как целое, также присутствует обыденный уровень. Специфика же собственно массового сознания, его содержание и функциональные свойства обус­ловлены особой природой его носителя — массы.

В литературе термином «масса» принято обозначать воз­никшее по тем или иным обстоятельствам неопределенное в количественном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Очевидно, что масса есть особая общность, не тождественная ни народу, ни соци­альной группе, ни классу. Такая общность также выраба­тывает свои представления об окружающей ее социальной действительности, и потому она выступает носителем спе­цифической формы общественного сознания — массового. Функциональная роль массового сознания состоит в обес­печении возможности данной совокупности людей ориен­тироваться в тех конкретных жизненных ситуациях, в которых она действует. Массовое сознание проявляется в сферах производства, потребления, досуга, спорта, политики и т. д. Оно имеет место ровно столько, сколько существует то социальное образование, которое порождает данный тип сознания. Иногда такое сознание составляет доминирующий компонент представлений и «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отражаются знания, представления, нормы и ценности, раз­деляемые; возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов. Оно является результатом со­вместного восприятия в процессе непосредственного и опос­редованного общения людей информации о происходящих (мнимых или действительных) событиях, процессах, явле­ниях социально-политической жизни. Большинство иссле­дователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают на наличие в нем таких черт, как неустойчивость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в режиме подсознания. Вообще же природа и свойства массового сознания плохо поддаются фиксации и описанию.

Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень политического сознания — это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повсед­невного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенно­стью и предметностью представлений о социально-полити­ческих процессах.

Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни по­литического сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они не тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психо­логические черты, как чувства, настроения, импульсив­ность, эмоциональное восприятие происходящих полити­ческих событий. Психологический компонент политиче­ского сознания особенно сильно проявляется в периоды политической нестабильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития.

Теоретический уровень политического сознания — это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система идей и представлений, выработанных на основе научного осмыс­ления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное " представление о закономерных существенных связях и от­ношениях социально-политической действительности. Со­держание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин. О понятиях и категориях как элементах поли­тологического знания речь шла в первом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение полити­ческих теорий, учений, концепций и доктрин.

Теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) в широком смысле слова — это комплекс идей, понятий и принципов, объясняющих какой-либо класс явлений. В бо­лее узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая це­лостное представление о существенных свойствах, законо­мерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной об­ласти реальности.

Соответственно и политическая теория выступает как наиболее целостное, в высокой степени достоверное, сис­тематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих политической действительно­сти. Развитая политическая теория (наука) — это не просто механическая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логиче­скую зависимость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обосно­вания практической политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать по­литологию как научную и учебную дисциплину.

Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действитель­ности. Например, политическая концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — это определенный спо­соб понимания, трактовки какого-либо политического яв­ления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос общественной жизни. Этот термин употребля­ется также для обозначения ведущего замысла в полити­ческой деятельности. Социально-политическое учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо обла­сти явлений социально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (напри­мер, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.). Политическая доктрина (лат. doktrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина не­редко служит средством борьбы за власть, интеграции чле­нов политического движения. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догма­тизма (откуда выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство»).

Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и законов научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической кон­цепции или политической доктрины. Этот процесс осуще­ствляется и посредством представлений обыденного соз­нания. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политиче­ских явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. система­тизированная сумма социально значимых идей и представ­лений, может явиться мобилизующим факторов серьезных политических действий.

Политическая идеология.

Мы уже знаем, что в содержательном отношении политическое сознание включает в себя также идеи и пред­ставления, в которых различные группы людей осознают свои политические интересы и устремления. Этот элемент политического сознания принято называть политической идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного по­нятия.

Термин идеология (от греч. idea — мысль, замысел и logos — слово, понятие) ввел французский ученый Дестют де Траси (1754—1830). В самом широком смысле им обо­значается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, на­правленной за закрепление или изменение (развитие) дан­ных общественных отношений [96. С. 206].

Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл. Это — относительно систематизи­рованная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений — индивиды, социальные группы, классы, нации, общество — осознают свои политические позиции и интересы и кото­рыми они оправдывают свои политические устремления. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно в функ­циональной зависимости содержания политической идеоло­гии от интересов и действий общественной группы (например, социального слоя, класса, нации) состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она пред­ставляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительно­сти, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которой, данная идеология обслуживает.

Непременным компонентом политической идеологии яв­ляется исторически и социологически обоснованная поли­тическая программа. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как «доку­мент», «источник», содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и спо­собы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к по­ведению своих сторонников, благодаря чему идеология рас­пространяет свое воздействие не только на интеллектуальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии по уровням, направлениям, принципам, средствам и мето­дам действия.

Следует отметить, что в обыденном употреблении тер­мину «политическая идеология» зачастую придается иро­нический смысл. Начало этой традиции положил в свое время Наполеон, который назвал своих политических про­тивников «идеологами», обвиняя их в том, что под маской радужных идей они скрывают свои истинные интересы. И ныне многие люди понимают идеологию как ложные, ил­люзорные представления, противоречащие здравому смыс­лу, реальным потребностям жизни. Это связано с тем, что в политике нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопросов общественной жизни, действитель­ных интересов различных социальных слоев. Но это обсто­ятельство никак не упраздняет роли идеологии в политической жизни. Это место никогда не бывает вакан­тным, и сегодня оно тоже заполняется новыми политиче­скими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, и потому у некоторой части граждан создается иллюзия от­сутствия таковой.

Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в си­стему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без таким образом понимаемой идеологии не может существовать ни­какое политическое движение, ни одна политическая пар­тия, вне зависимости от своих высказываний по данному поводу (имеются в виду появляющиеся время от времени разговоры о «деидеологизации» политической жизни).

Специфика и функции социально- политических теорий.

Природа и социальная действительность как объекты научно-теоретического познания радикально отличны. Природа — такая действительность, которая существует сама по себе стихийно и независимо от людей, а социальная действительность — плод творчества людей. Общественная жизнь — это прежде всего опреде­ленные взаимоотношения между людьми, она буквально слита с целями, устремлениями и интересами людей. По­этому в отличие от естественнонаучного знания, содержание которого зависит лишь от технологии его производства, социальное знание опосредовано прежде всего политиче­скими устремлениями людей. Осмысление ими обществен­ной действительности всегда переплетается с представлениями о том, какой она должна быть. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с теми или иными интересами соци­альных групп. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны.

Данной особенностью социально-политических представ­лений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто перечислить все социально-политические идеи, теории, кон­цепции и доктрины, которые существовали в прошлом или присутствуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический идеал общественного ус­тройства, социально-политические идеи консерватизма, ли­берализма, анархизма, революционной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины, которые будут рассматриваться в последующих темах курса. Все они в той или иной мере отражают интересы определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и конфронтируют друг с другом.

Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями, совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, которые однозначно трактуются представителями различ­ных теоретических школ. Любая социально-политическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных знаний. Однако каждая конкретная идейно-политическая конструкция из множества имеющих­ся научных истин включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той груп­пы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности ка­кой-либо одной социально-политической теории и ненауч­ности других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания отвечают интересам носителей данной со­вокупности взглядов и идей.

Таким образом, в содержании любой социально-политической теории, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действитель­ности, так и субъективного осознания людьми своих инте­ресов, политических позиций и устремлений. В силу этого социально-политические теории выступают в качестве су­щественного элемента политического процесса. Они выпол­няют в нем две функции: познавательную и мобилизующую. Первую из этих функций политические идеи и представления выполняют в той мере, в какой они характеризуют социальную действительность так, как она есть. Одновременно, намечая общие направ­ления развития общества, формулируя проблемы социаль­ной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политиче­ские теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность.

Однако обе эти функции социально-политических теорий не следует переоценивать. Поскольку все социально-по­литические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интер­претации политической действительности они имеют тен­денцию к ее искажению. Что касается их мобилизующей функции, то важно помнить, что недостаточно выдвинуть пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главней­шая проблема всегда — реализуемость этих идей, объек­тивная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные идеи и систематизирующие их теории, концепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действительность. В конечном счете, в истории реализовывались те идеи, которые выражали жизненные потребности реальной социальной силы, подлинные общественные нужды.

Типы политического сознания.

Понятие «тип политического сознания» используется для характеристики су­щественных особенностей отражения в сознании различных категорий людей политических явле­ний и связанного с этим своеобразия их отношения к
политической действительности. Такое своеобразие закреп­ляется в политических позициях, занимаемых различными субъектами общественных отно­шений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, реальный уровень и характер их по­литического сознания. Нет иного способа выявления осо­бенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения.

Все многообразие идейно-политических убеждений и по­зиций людей можно классифицировать по различным ос­нованиям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания, В литературе чаще всего встречается типологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных соци­альных групп присущи специфические черты; по привер­женности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; по характеру отношения различных групп к институтам государственной власти; по предрасположенно­сти людей к тому или иному способу деятельности в области политики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типологизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.

В марксистской литературе традиционно выделяются сле­дующие типы классового политического сознания: буржу­азное, мелкобуржуазное и пролетарское. Однако в нынешних условиях эта типология представляется несколь­ко упрощенной. Прогресс производительных сил, научно-техническая революция внесли коренные изменения в социальную структуру общества. Резко возросла доля лю­дей, занятых в науке и культуре, технике и организации производства, просвещении, здравоохранении, в сфере уп­равления и обслуживания. Это привело к более тонкой идентификации и переплетению интересов различных со­циальных слоев, что находит соответствующее отражение и в их политическом сознании.

В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве при­оритетов в политике принципы свободы индивида; консер­вативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ори­ентирующимся на приоритет в политике принципов кол­лективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; нацио­налистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими, при­знании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весьма разнооб­разны, и поэтому дать исчерпывающий перечень типов политического сознания по этому критерию невозможно.

В литературе встречается также типологизация полити­ческого сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как полити­ческому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех со­циальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat — государство) типе политического сознания, ори­ентирующемся на активное участие государства в обще­ственных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется какая-то часть людей, которая, на­против, скептически относится к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (от греч. anarchia -5, безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное ре­гулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй — на неограниченную власть одного лица, третий — не только на неограниченное гос­подство, но и на полный контроль властвующего субъекта (отдельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политиче­ского сознания встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным (ориентирующимся на сохра­нение прежних общественных порядков), радикальным (ориентирующимся на коренные, решительные преобразо­вания), реформистским (ориентирующимся на осуществ­ление социальных изменений путем реформ) и революционным (ориентирующимся на осуществление рез­кого скачкообразного перехода от одного качественного со­стояния общества к другому).

Следует иметь в виду, что тот или иной тип полити­ческого сознания в чистом виде встречается редко. В дей­ствительности в сознании и поведении одного и того же субъекта политических отношений может одновременно проявляться несколько типичных черт. Например, один и тот же человек по своим идейно-политическим позициям может быть и социалистом и революционером, другой в этр время является и социалистом и реформатором и т. д. Заметим также, что все возможные типичные черты по­литического сознания проявляются на различных его уров­нях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. К примеру, анархистские позиции может занимать человек, рассужда­ющий о политических явлениях на уровне обыденного со­знания, и человек, разбирающийся в сложнейших поли­тических теориях и доктринах.

Необходимо подчеркнуть и то, что существует и про­является политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов. Это означает, что у каждого носителя оно существует не в чистом виде как по критериям форм и уровней проявления, так и по признакам типологичности. Все его слагаемые находятся в сложном диалек­тическом взаимодействии. Реальное политическое действие предполагает наличие представлений о политической дей­ствительности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Без научного осмысления законов, которым под­чиняется политическая жизнь, практическая политика не­эффективна и бесперспективна. А без собственного эм­пирического опыта субъектов деятельности нет должного доверия к положениям теоретической концепции и пред­ложениям политической программы. Из этого следует, что в структуре политического сознания требуется некоторая мера соответствия элементов теоретического, эмпирического и обыденного уровней отражения, определенная взаимо­увязка положений концепции и данных жизненного опыта. Таким образом, политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выпол­няет определенные функции.

 







Date: 2015-09-25; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию