Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций
В субботу Брайан катался на парусной лодке вместе со своей женой Хелен. Море было неспокойным, но не внушало особых опасений. Они чудесно проводили время и не заметили, как небо потемнело, ветер усилился, а лодкой стало сложнее управлять. Через несколько часов плавания они оказались вдали от берега, захваченные сильным штормом. Шторм стремительно нарастал. Брайану стало трудно управлять лодкой из-за резких порывов ветра и яростных волн. Они с Хелен попытались надеть на себя спасательные жилеты, не удосужившись сделать это раньше, но прежде чем они справились с этой задачей, лодка перевернулась. Брайан, который плавал лучше, чем Хелен, сумел подплыть к перевернувшейся лодке и ухватиться за борт, держась за него из последних сил; Хелен же не смогла справиться с бурными волнами и добраться до лодки. Брайан, в ужасе, не веря своим глазам, наблюдал, как его жена исчезает из виду. Спустя некоторое время шторм начал стихать. Брайан сумел вернуть лодку в нормальное положение и доплыть на ней до берега. Наконец он был в безопасности, но ему еще предстояло пережить последствия этого шторма. Последующие дни были наполнены страданиями и новыми ужасами: обнаружение тела Хелен береговой охраной... беседы с властями... извещение родителей Хелен о случившемся... разговоры с друзьями... самообвинения... скорбь... и так далее. В среду, через пять дней после тех роковых событий, Брайан собрался с духом и присутствовал на похоронах Хелен. Это был самый длинный и трудный день в его жизни. Большую часть времени ему казалось, что он находится в трансе. На следующее утро вскоре после пробуждения Брайан обнаружил, что с ним происходит нечто жуткое и странное. Несмотря на все свои старания, он не смог припомнить события последних нескольких дней. Он помнил шторм и смерть Хелен. Но все остальное, включая похороны, оказалось забытым. Сначала он даже решил, что теперь воскресенье и что его еще ждут беседы с семьей, друзьями и похороны. Но газеты, список приглашенных на похороны и телефонный разговор с братом вскоре убедили его, что последние четыре дня жизни выпали из его памяти. Взаимодействуя с миром, мы обычно сохраняем ощущение целостности, сознаем себя чем-то большим, чем набор изолированных сенсорных восприятий, чувств и поступков. Каждому из нас присуща идентичность, ощущение того, кто я такой — ни па кого не похожий человек со своими предпочтениями, способностями, характеристиками и потребностями. Окружающие нас узнают и ожидают от нас вполне определенных действий. Но важнее то, что мы узнаем себя и имеем собственные ожидания, ценности и цели. Мы сознаем, какое место занимаем в своем окружении. Ключом к этому ощущению целостности и идентичности является память. Память связывает между собой наше прошлое, настоящее и будущее. Наши воспоминания о прошлом опыте, хотя и не всегда абсолютно точные, помогают нам реагировать на текущие события и принимать решения, касающиеся будущего. Мы узнаем своих друзей и родственников, учителей и работодателей и ведем себя с ними соответствующим образом. Не будь памяти, нам бы каждый раз приходилось начинать все сначала; благодаря ей жизнь движется вперед. Память — способность припоминать прошлые события и ранее приобретенные знания. Иногда люди страдают от серьезных нарушений памяти. Им может оказаться не под силу припомнить информацию, которую они только что узнали, или старую информацию, которая была им известна когда-то. Когда, как это произошло в случае с Брайаном, подобные изменения не вызваны явной физиологической причиной, их, по традиции, называют диссоциативными. Когда физиологические причины очевидны, расстройство памяти называют органическим. Некоторые нарушения памяти включают в себя как диссоциативные, так и органические элементы. < Психологические заметки. Согласно истории, рассказанной Сократом, египетского бога Таммуза изобретение алфавита привело в ужас. Таммуз предсказал, что алфавит сделает людей забывчивыми, поскольку они начнут больше полагаться на написанные слова, чем на свою память (Noll & Turkington, 1994).> Date: 2015-09-25; view: 268; Нарушение авторских прав |