Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы формирования стереотипов





Механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций - схематизации и упрощения, формирова­ния и хранения групповой идеологии и т. д. Следовательно, меха­низмы формирования стереотипов связаны с особенностями чело­веческого мышления и психики. Сюда можно отнести склонность личности к обобщению на основе собственного культурного опы­та. Например, согласно российским правилам дорожного движе­ния, автомобили должны ездить по правой стороне дороги. Исхо­дя из этой посылки, можно предположить, что именно движение по правой стороне улицы является нормой. Однако эти инферен-ции становятся опасными, если мы оказываемся в стране с лево­сторонним движением. Точно так же инференции представителя культуры, в которой женщин считают «слабым полом», могут соз­дать взрывоопасную коммуникативную ситуацию в среде амери­канских феминисток.

Согласно О.А. Леонтович, при оценке, классификации и ка­тегоризации поведения окружающих людей, как правило, исполь­зуют эвристические подходы. Результатом могут стать неоправдан­ные обобщения и формирование стереотипов. Ошибки в индук­тивном мышлении приводят к неверным выводам, например: Аме­риканцы заботятся о своем здоровье. Многие американцы пита­ются в «Макдональдсе». Значит, те, кто питается в «Макдо­нальдсе», заботятся о своем здоровье [Леонтович, 2007, с. 254].

Еще одна возможная причина формирования стереотипов -ошибки в дедуктивном мышлении, например, при использовании силлогизмов. Приводимый ниже пример показывает, что исполь­зование такого рода формул, в особенности содержащих слова все, всегда, никогда и т. д., могут приводить к абсурдным результатам, а следовательно, чревато коммуникативными сбоями: Все, кто много пьет, - алкоголики. Русские много пьют. Значит, все рус­ские - алкоголики. Но даже если бы все мы мыслили совершенно логично, в мире все равно было бы много расхождений во мнени­ях, так как для полного согласия необходимо, чтобы все люди ис­пользовали одни и те же исходные посылки [Bootzin et al, 1991,

 

с. 250]. Однако это невозможно из-за многочисленных культурных и индивидуальных различий.

Еще один механизм формирования стереотипов - сведение воедино разнородных характеристик людей как обязательно со­путствующих друг другу. Это явление получило свое отражение в так называемой теории имплицитной личности. Например, в аме­риканской культуре определение blond очень часто встречается в паре с dumb, a poor - в сочетании с uneducated и stupid.

Язык играет ведущую роль в создании стереотипов. С точки зрения физиологии стереотипы формируются на основе системы условных рефлексов. Постоянное повторение одних и тех же фраз, со временем приобретающих устойчивость на уровне языка, при­водит к тому, что их значение оседает в подкорке головного мозга, а их восприятие происходит автоматически, без участия высшего сознания. Носители языка не задумываются над содержанием кли­шированных фраз, принимая их как данность.

Для обозначения стереотипов служат следующие средства:

1) слова, которые содержат в своих значениях оценку свойств типичного представителя другого этноса, например, слово выцы-ганить, в основе которого лежит представление о цыганах, как о людях, умеющих добиваться своей цели путем настойчивых, на­доедливых просьб;

2) атрибутивные словосочетания, в которых определение -прилагательное, образованное от этнонима, а определяемое - имя какого-либо свойства человека: русский размах, французская эле­гантность;

3) сравнительные обороты: точен, как немец; молчалив, как финн;

4) фразеологические единицы: уйти по-английски;

5) пословицы: Что русскому хорошо, немцу - смерть;

6) анекдоты, которые иллюстрируют расхожее представле­ние о том или ином этносе: Стоит чукча на остановке, считает: «Пятый... Шестой... Одиннадцатый...» Прохожий интересуется, что он считает. Чукча отвечает: «Автобусы. Мне сказали, что в 37-м ехать надо!»

Кроме того, на коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный грузинский ак­цент в России);

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенностей интонации;

4) темпа речи (русские анекдоты о прибалтийцах, например эстонцах);

5) манеры говорить громко или тихо;

6) речевых стратегий;

7) коммуникативных дистанций.







Date: 2015-09-25; view: 2738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию