Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации





Задачи:

- углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах;

- сформировать представление о классификации оксидов, их свойствах в свете теории электролитической диссоциации;

- развивать практические умения записи уравнений химических реакций, постановки химического эксперимента;

- воспитывать у учащихся экологическую культуру, культуру общения.

 

Мотивация и целеполагание:

На демонстрационном столе – огнетушитель и бутылка газированной воды. Вопрос учащимся «Есть ли что-нибудь общее между этими предметами?»

 

Изучение нового материала:

Давайте вспомним, что оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Следовательно, оксиды – это бинарные соединения. По агрегатному состоянию они бывают жидкими, примером такого оксида является вода, или оксид водорода, примером твердого оксида является уже известный вам оксид кремния (IV), или песок, а также различные разновидности кварца; примером газообразных оксидов являются углекислый газ, или оксид углерода (IV), а также угарный газ, или оксид углерода (II).

По химическим свойствам оксиды делятся на солеобразующие и несолеобразующие. Несолеобразующие оксиды не реагируют с кислотами и основаниями, а также не образуют солей. К несолеобразующим оксидам относятся такие оксиды, как оксид углерода (II) – CO, оксид азота (I) – N2O и оксид азота (II) – NO. К солеобразующим оксидам относятся основные, амфотерные и кислотные.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов I и II A группы, а также оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1, +2). Кроме того, все основные оксиды являются твёрдыми веществами. Например, оксид магния (MgO) – это основный оксид, потому что магний – металл II A группы, ему соответствует основание Mg(OH)2. CrO – тоже основный оксид, т.к. у хрома степень окисления в данном случае +2, этому оксиду соответствует основание – Cr(OH)2. Na2O – основный оксид, т.к. натрий – металл I A группы, ему соответствует основание NaOH.

Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль и вода. Для того чтобы в этом убедиться, проведём эксперимент: поместим в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём раствора серной кислоты и слегка нагреем. Постепенно проходит реакция, т.к. порошок начинает растворяться. Чтобы убедиться в том, что в результате реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли.

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

Основные оксиды вступают в реакции соединения с кислотными оксидами, при этом образуются соли. Например, при взаимодействии оксида натрия с оксидом фосфора (V) образуется соль – фосфат натрия, в результате взаимодействия оксида магния с оксидом серы (VI) образуется соль – сульфат магния, а при взаимодействии оксида кальция с оксидом углерода (IV) образуется соль – карбонат кальция.

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4

MgO + SO3 = MgSO4

CaO + CO2 = CaCO3

Основные оксиды вступают в реакции соединения с водой с образованием щелочей. Если образуется нерастворимое основание, то такая реакция не идёт. Например, если мы нальём в две пробирки воды и капнем туда несколько капель лакмуса, а затем поместим в первую пробирку оксид кальция, а в другую оксид меди (II), то реакция у нас идёт только в первой пробирке, т.к. образовалась щёлочь и лакмус изменил свою окраску на синюю, во второй пробирке изменений нет, т.к. оксид меди (II) не реагирует с водой, ведь Cu(OH)2 – нерастворимое в воде основание (см. рис. 144).

CaO + H2O = Ca(OH)2

CaO + H2O = Ca2+ + 2OH-

CuO + H2O ≠

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов и оксиды металлов с большими степенями окисления. Например, оксиду азота (V) соответствует азотная кислота, оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота, оксиду серы (IV) – сернистая кислота, оксиду серы (VI) – серная кислота, оксиду кремния (IV) – кремниевая кислота, оксиду углерода (IV) – угольная кислота, оксиду хрома (VI) – хромовая кислота, оксиду марганца (VII) – марганцевая кислота.

N2O5 → HNO3

P2O5 → H3PO4

SO2 → H2SO3

SO3 → H2SO4

SiO2 → H2SiO3

CO2 → H2CO3

CrO3 → H2CrO4

Mn2O7 → HMnO4

Кислотные оксиды вступают в реакции обмена с основаниями, при этом образуется соль и вода. Если через пробирку с известковой водой пропустить углекислый газ, то известковая вода мутнеет, следствие образования соли – карбоната кальция.

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓ + H2O

Кислотные оксиды вступают в реакции соединения с основными оксидами, при этом образуются соли. Например, в результате взаимодействия оксида серы (IV) и оксида калия образуется соль – сульфит калия, в результате взаимодействия оксида кремния (IV) с оксидом натрия при нагревании, образуется соль – силикат натрия, при взаимодействии оксида азота (V) с оксидом бария, образуется соль – нитрат бария.

SO2 + K2O = K2SO3

SiO2 + Na2O = Na2SiO3

N2O5 + BaO = Ba(NO3)2

Кроме этого, кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, при этом образуются кислоты, однако эти реакции возможные, если оксид растворим в воде (см. рис. 145). Для этого подтверждения, нальём в одну пробирку дистиллированной воды, а в другую – раствор углекислого газа (газированной воды). В первую пробирку добавим оксида кремния (IV). А затем в каждую из пробирок добавим несколько капель лакмуса. В первой пробирке изменений нет, а во второй лакмус окрасился в красный цвет, значит, во второй пробирке кислота. В первой пробирке кислоты не образовалось, потому что оксид кремния (IV) не растворим в воде.

SiO2 + H2O ≠

CO2 + H2O ↔ H2CO3

Обобщение и систематизация знаний:

1. Фронтальный опрос.

- Какие вещества называются оксидами?

- Какие группы оксидов вам известны?

- Дайте определение оксидов каждой группы.

- Какие химические свойства основных и кислотных оксидов вам известны? К каким классам веществ относятся образованные при этом вещества?

2. Лабораторный опыт.

3. Игра «Не вижу, но слышу». Учитель читает утверждения, а учащиеся, которые в это время сидят с закрытыми глазами, на каждое верное утверждение поднимают руку. Глаза закрывают для того, чтобы впереди сидящие не влияли на мнение остальных. По числу поднятых рук можно судить о степени усвоения изученного.

· Существуют следующие группы оксидов: а) кислотные, б) основные, в) амфотерные.

· Кислотные оксиды реагируют с: а) водой, б) основаниями, в) основными оксидами.

· Основные оксиды реагируют с: а) водой, б) кислотами; в) кислотными оксидами.

Закрепление и контроль знаний:

1. Из предложенного списка выпишите кислотные и основные оксиды и назовите их: NaOH, CO2, HNO3, CaO, NaCl, SO3, N2O5, MgO, CuCl2.

Ответ: кислотные оксиды (CO2 – оксид углерода (IV), SO3 – оксид серы (VI), N2O5 – оксид азота (V)); основные оксиды (CaO – оксид кальция, MgO –оксид магния).

2. Запишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам: H2SO4, H2CO3, H2SO3, H3PO4. Назовите оксиды.

Ответ:

H2SO4 – SO3 (оксид серы (VI));

H2CO3 – CO2 (оксид углерода (IV));

H2SO3 – SO2 (оксид серы (IV));

H3PO4 – P2O5 (оксид фосфора (V)).

3. Закончите предложенные уравнения реакций, укажите их тип, назовите образующиеся вещества.

SO3 + H2O →?

BaO +? → Ba(OH)2

MgO + HCl →?

BaO + CO2 →?

Ответ:

SO3 + CaO = CaSO4 (реакция соединения, сульфат кальция)

2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O (реакция обмена, сульфат натрия и вода)

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O (реакция обмена, хлорид магния и вода)

BaO + CO2 = BaCO3 (реакция соединения, карбонат бария).

4. С какими из предложенных веществ: H2SO4, NaCl, NaOH, P2O5 будут реагировать оксид лития и оксид серы (IV). Запишите возможные реакции.

Ответ:

Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O

3Li2O + P2O5 = 2Li3PO4

SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

Рефлексия и подведение итогов:

1. Что нового об оксидах вы сегодня узнали?

2. Как бы вы оценили свой уровень знаний по теме урока?

а) высокий; б) средний; в) низкий.

3. Если вы выбрали б) или в), то что помешало вам усвоить материал на высоком уровне?

 

Домашнее задание:

I уровень: §41, упр. 1, 2, 3;

II уровень: тоже + упр. 4, 5.

Date: 2015-09-25; view: 5646; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию