![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Тема: Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задачи: - углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах; - сформировать представление о классификации оксидов, их свойствах в свете теории электролитической диссоциации; - развивать практические умения записи уравнений химических реакций, постановки химического эксперимента; - воспитывать у учащихся экологическую культуру, культуру общения.
Мотивация и целеполагание: На демонстрационном столе – огнетушитель и бутылка газированной воды. Вопрос учащимся «Есть ли что-нибудь общее между этими предметами?»
Изучение нового материала: Давайте вспомним, что оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Следовательно, оксиды – это бинарные соединения. По агрегатному состоянию они бывают жидкими, примером такого оксида является вода, или оксид водорода, примером твердого оксида является уже известный вам оксид кремния (IV), или песок, а также различные разновидности кварца; примером газообразных оксидов являются углекислый газ, или оксид углерода (IV), а также угарный газ, или оксид углерода (II). По химическим свойствам оксиды делятся на солеобразующие и несолеобразующие. Несолеобразующие оксиды не реагируют с кислотами и основаниями, а также не образуют солей. К несолеобразующим оксидам относятся такие оксиды, как оксид углерода (II) – CO, оксид азота (I) – N2O и оксид азота (II) – NO. К солеобразующим оксидам относятся основные, амфотерные и кислотные. Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов I и II A группы, а также оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1, +2). Кроме того, все основные оксиды являются твёрдыми веществами. Например, оксид магния (MgO) – это основный оксид, потому что магний – металл II A группы, ему соответствует основание Mg(OH)2. CrO – тоже основный оксид, т.к. у хрома степень окисления в данном случае +2, этому оксиду соответствует основание – Cr(OH)2. Na2O – основный оксид, т.к. натрий – металл I A группы, ему соответствует основание NaOH. Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль и вода. Для того чтобы в этом убедиться, проведём эксперимент: поместим в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём раствора серной кислоты и слегка нагреем. Постепенно проходит реакция, т.к. порошок начинает растворяться. Чтобы убедиться в том, что в результате реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O Основные оксиды вступают в реакции соединения с кислотными оксидами, при этом образуются соли. Например, при взаимодействии оксида натрия с оксидом фосфора (V) образуется соль – фосфат натрия, в результате взаимодействия оксида магния с оксидом серы (VI) образуется соль – сульфат магния, а при взаимодействии оксида кальция с оксидом углерода (IV) образуется соль – карбонат кальция. 3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4 MgO + SO3 = MgSO4 CaO + CO2 = CaCO3 Основные оксиды вступают в реакции соединения с водой с образованием щелочей. Если образуется нерастворимое основание, то такая реакция не идёт. Например, если мы нальём в две пробирки воды и капнем туда несколько капель лакмуса, а затем поместим в первую пробирку оксид кальция, а в другую оксид меди (II), то реакция у нас идёт только в первой пробирке, т.к. образовалась щёлочь и лакмус изменил свою окраску на синюю, во второй пробирке изменений нет, т.к. оксид меди (II) не реагирует с водой, ведь Cu(OH)2 – нерастворимое в воде основание (см. рис. 144). CaO + H2O = Ca(OH)2 CaO + H2O = Ca2+ + 2OH- CuO + H2O ≠ Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов и оксиды металлов с большими степенями окисления. Например, оксиду азота (V) соответствует азотная кислота, оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота, оксиду серы (IV) – сернистая кислота, оксиду серы (VI) – серная кислота, оксиду кремния (IV) – кремниевая кислота, оксиду углерода (IV) – угольная кислота, оксиду хрома (VI) – хромовая кислота, оксиду марганца (VII) – марганцевая кислота. N2O5 → HNO3 P2O5 → H3PO4 SO2 → H2SO3 SO3 → H2SO4 SiO2 → H2SiO3 CO2 → H2CO3 CrO3 → H2CrO4 Mn2O7 → HMnO4 Кислотные оксиды вступают в реакции обмена с основаниями, при этом образуется соль и вода. Если через пробирку с известковой водой пропустить углекислый газ, то известковая вода мутнеет, следствие образования соли – карбоната кальция. CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓ + H2O Кислотные оксиды вступают в реакции соединения с основными оксидами, при этом образуются соли. Например, в результате взаимодействия оксида серы (IV) и оксида калия образуется соль – сульфит калия, в результате взаимодействия оксида кремния (IV) с оксидом натрия при нагревании, образуется соль – силикат натрия, при взаимодействии оксида азота (V) с оксидом бария, образуется соль – нитрат бария. SO2 + K2O = K2SO3 SiO2 + Na2O = Na2SiO3 N2O5 + BaO = Ba(NO3)2 Кроме этого, кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, при этом образуются кислоты, однако эти реакции возможные, если оксид растворим в воде (см. рис. 145). Для этого подтверждения, нальём в одну пробирку дистиллированной воды, а в другую – раствор углекислого газа (газированной воды). В первую пробирку добавим оксида кремния (IV). А затем в каждую из пробирок добавим несколько капель лакмуса. В первой пробирке изменений нет, а во второй лакмус окрасился в красный цвет, значит, во второй пробирке кислота. В первой пробирке кислоты не образовалось, потому что оксид кремния (IV) не растворим в воде. SiO2 + H2O ≠ CO2 + H2O ↔ H2CO3 Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос. - Какие вещества называются оксидами? - Какие группы оксидов вам известны? - Дайте определение оксидов каждой группы. - Какие химические свойства основных и кислотных оксидов вам известны? К каким классам веществ относятся образованные при этом вещества? 2. Лабораторный опыт. 3. Игра «Не вижу, но слышу». Учитель читает утверждения, а учащиеся, которые в это время сидят с закрытыми глазами, на каждое верное утверждение поднимают руку. Глаза закрывают для того, чтобы впереди сидящие не влияли на мнение остальных. По числу поднятых рук можно судить о степени усвоения изученного. · Существуют следующие группы оксидов: а) кислотные, б) основные, в) амфотерные. · Кислотные оксиды реагируют с: а) водой, б) основаниями, в) основными оксидами. · Основные оксиды реагируют с: а) водой, б) кислотами; в) кислотными оксидами. Закрепление и контроль знаний: 1. Из предложенного списка выпишите кислотные и основные оксиды и назовите их: NaOH, CO2, HNO3, CaO, NaCl, SO3, N2O5, MgO, CuCl2. Ответ: кислотные оксиды (CO2 – оксид углерода (IV), SO3 – оксид серы (VI), N2O5 – оксид азота (V)); основные оксиды (CaO – оксид кальция, MgO –оксид магния). 2. Запишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам: H2SO4, H2CO3, H2SO3, H3PO4. Назовите оксиды. Ответ: H2SO4 – SO3 (оксид серы (VI)); H2CO3 – CO2 (оксид углерода (IV)); H2SO3 – SO2 (оксид серы (IV)); H3PO4 – P2O5 (оксид фосфора (V)). 3. Закончите предложенные уравнения реакций, укажите их тип, назовите образующиеся вещества. SO3 + H2O →? BaO +? → Ba(OH)2 MgO + HCl →? BaO + CO2 →? Ответ: SO3 + CaO = CaSO4 (реакция соединения, сульфат кальция) 2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O (реакция обмена, сульфат натрия и вода) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O (реакция обмена, хлорид магния и вода) BaO + CO2 = BaCO3 (реакция соединения, карбонат бария). 4. С какими из предложенных веществ: H2SO4, NaCl, NaOH, P2O5 будут реагировать оксид лития и оксид серы (IV). Запишите возможные реакции. Ответ: Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O 3Li2O + P2O5 = 2Li3PO4 SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O Рефлексия и подведение итогов: 1. Что нового об оксидах вы сегодня узнали? 2. Как бы вы оценили свой уровень знаний по теме урока? а) высокий; б) средний; в) низкий. 3. Если вы выбрали б) или в), то что помешало вам усвоить материал на высоком уровне?
Домашнее задание: I уровень: §41, упр. 1, 2, 3; II уровень: тоже + упр. 4, 5.
|