Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические основы инновационного менеджмент





Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель инновационного управления — инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» рассматривается в трех аспектах:

1) как науку и искусство управления инновациями;

2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

3) как аппарат управления инновациями.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.

Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы. Это стратегический инновационный менеджмент. Он направлен на разработку стратегий роста и развития организации.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применения новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки. Это функциональный (оперативный) инновационный менеджмент. Он направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.

Основные концепции Формы реализации концепций и результаты
Классическая школа
Принципы разделения труда, единство цели и руководства. Власть и ответственность. Соотношение централизации и децентрализации. Вертикальная цепь менеджмента Дисциплина. Порядок. Справедливость и вознаграждение. Эффективность. Подчинение главной цели компании
Поведенческая школа
В центре внимания человеческий ресурс. Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. Мотивация персонала Наиболее эффективное использование потенциала работника. Повышение производительности. Повышение удовлетворенности работника. Гибкая система вознаграждений и поощрений
Научная школа
Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров. Значение планирования и прогнозирования. Значение обеспечения ресурсами. Моральное и материальное стимулирование труда Создание предпосылок для оптимального функционирования. Увеличение производительности труда. Повышение эффективности и стабильности производства. Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности. Справедливость вознаграждения и повышение производительности
Процессный подход
Понимание менеджмента как процесса. Анализ факторов воздействия на процесс. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. Разработка и оптимизация функций управления. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления. Повышение эффективности управленческих решений
Системный подход
Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно-технической системы. Анализ внешней и внутренней среды системы. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы. Вычленение из системы научно-технической и «человеческой» составляющих. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействий и взаимообусловленности. Функциональное единство элементов и подсистем Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений. Повышение эффективности управленческих решений и их результативности. Применение технических, социально психологических, эконометрических, эргономических и других методов. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.
     
Социально-психологический подход
В центре внимания личность работника. Исследование межличностных отношений. Исследование групповой динамики. Использование конфликтологии. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей. Применение теории ожиданий Оптимальное воздействие на работника. Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление. Использование неформальных методов координации, руководства и организации. Повышение эффективности управления. Единство морального и материального вознаграждения Глубокое удовлетворение работой достижение самовыражения и самореализации.
Жизнециклический подход
Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма. Изучение стадий жизненных циклов. Определение критических точек развития. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов. Выявление тенденций роста Четкое планирование, координация и руководство. Повышение информированности и компетентности менеджера. Принятие более точных и оптимальных решений. Возможность разработки эффективной стратегии. Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки
Проектный подход
Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта. Бизнес-планирование проекта. Анализ проекта. Оценка проекта. Организация финансирования инновационного проекта Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей. Проведение технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности, и движения денежных потоков. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.
Маркетинговый подход
Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных преимуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок Направленность деятельности фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализации новшеств с учетом запросов потенциального потребителя. Комплексное исследование рынка. Исследование емкости, структуры, сегментов рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок

 



Данные, систематизированные в таблице, позволяют выделить следующие наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

- Объектом инновационного менеджмента являются сложные, иерархически смешанные научно-технические и социально-экономические системы;

- Объект инновационного менеджмента представляет собой разнообразные инновационные системы с различным представлением о достижении цели;

- Инновационные процессы имеют вероятностный характер и по своей сути слабо детерминированы;

- Инновационные процессы носят творческий характер и требуют применения методов креативного менеджмента;

- Центральным субъектом инновационных систем является новатор — работник инновационной сферы;

- Личность новатора и инновационного менеджера как субъектов инновационной деятельности должна рассматриваться как сложная социальная система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия;

- Для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные морально-этические и индивидуальные подходы.

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы.

Планирование — это специальная функция инновационного менеджмента, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и планированию реализации стратегий фирмы, и достижению поставленной цели.


 

Принципы общей экономической стратегии организаций представлены следующими положениями:

- Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения всей корпорации, а не отдельного индивида или подразделения;


- Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными;

- Стратегические планы должны быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости осуществлять их модификацию и переориентацию;

- Стратегия должна быть разработана высшим руководством, но ее реализация должна предусматривать участие всех уровней управления.

- Принципы общей экономической стратегии организаций представлены следующими положениями:

- Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения всей корпорации, а не отдельного индивида или подразделения;

- Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными;

- Стратегические планы должны быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости осуществлять их модификацию и переориентацию;

- Стратегия должна быть разработана высшим руководством, но ее реализация должна предусматривать участие всех уровней управления.

Возможны три методических подхода к выработке стратегии:

1) выявление сильных и слабых сторон в деятельности организации и построение стратегии по принципу их сбалансирования с возможностями и угрозами внешней среды;

2) выявление проблем и формирование стратегии по принципу разрешения проблем;

3) оценка возможности ресурсного потенциала по видам ресурсов и формирование конкурентной стратегии, и формирование конкурентной стратегии.

Особенность инновационных стратегий заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений. При этом их масштабы и желаемые темпы зависят от возможностей предприятия осуществить инновацию (инновационного потенциала) и состояния внешней среды (инновационного климата).

Основу выработки инновационной стратегии составляют цели компании, теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют четыре типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. 3а счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия — в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.

Эксплерентная (пнонерская) стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это «первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно первого хода». Среди них первопроходцы в выпуске персональных компьютеров, биотехнологий, роботов и т.д.

В зависимости от рыночной позиции фирмы выделяют следующие типы инновационных стратегий.

1. Наступательная — характерна для фирм. Основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты — результат» в инновационном процессе.

3. Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия фирмы напрямую зависит от её научно-технической политики.


 

Заключение

В современных условиях бизнесу для того, чтобы существовать, следует поддерживать высокий уровень конкурентоспособности. Главным инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня выступает инновационная деятельность. За счет технических и организационно-управленческих инноваций фирмы создают и удерживают ключевые компетенции (знания, навыки, связи и др.), которые определяют конкурентные преимущества.

Инновационный менеджмент изучает экономические, организационно-управленческие, социально-психологические и правовые факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов на предприятиях,

 

Контрольные вопросы







Date: 2015-09-25; view: 1116; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию