Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности подготовки специалистов для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации





В.В. Поляков

 

Одной из важных мер повышения эффективности расследования и предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации является повышение профессионального уровня кадров правоохранительных органов. Квалификация следователей, оперативных сотрудников, экспертов самым существенным образом влияет на результаты расследования преступлений в такой сложной сфере, как современные информационные технологии и неправомерный удаленный доступ к компьютерной информации, в частности. Нужно отметить, что этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, однако он не нашел должного освещения в научной литературе. Это обстоятельство свидетельствует об актуальности его исследования.

Подготовка и переподготовка специалистов для правоохранительных органов является комплексной мерой, реализация которой требует организационного и методического обеспечения. Существенная специфика преступлений в компьютерной сфере требует использования принципиально новых методических и организационных подходов к обучению [1, С. 42-43], обеспечивающих качественную подготовку специалистов. Такая постановка вопроса обусловлена тем, что обучаемые должны в дополнение к традиционному перечню овладеть широким кругом умений и навыков, связанных с использованием современных информационных технологий. Это является сложной задачей, так как требуется, во-первых, использование соответствующих программно-аппаратных средств (зачастую весьма дорогостоящих), то есть необходимо создание специальной материально-технической базы; во-вторых, требуется привлечение высококвалифицированных специалистов в области компьютерной техники и информационных технологий. Кроме того, преподавание учебных дисциплин в случае криминалистики, по справедливому выражению А.А. Кузнецова, «осложняется ее прикладным характером» [2, с. 13].

Наиболее распространенными трудностями, с которыми на практике сталкивается следователь, являются установление всех признаков компьютерного преступления, а также отсутствие отработанных методик расследования и квалифицированных специалистов и экспертов [3, С. 135]. В современных условиях высокими темпами происходит появление новых способов неправомерного доступа к компьютерной информации и предметов преступного посягательства [4]. Одновременно наблюдается тенденция, связанная с их профессиональным усложнением. Эти обстоятельства необходимо учитывать при подготовке и переподготовке практических работников следственных подразделений правоохранительных органов, поскольку они также вносят специфику по сравнению с обучением других специалистов.

Учебные курсы для сотрудников следственных органов должны организовываться при непосредственном и широком использовании обучающимися средств компьютерной техники, необходимых в дальнейшей работе. На таких занятиях должны изучаться технико-криминалистические средства и методы, тактико-криминалистические и организационно-криминалистические приемы и рекомендации, адаптированные к целям раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Они призваны сформировать навыки конкретных решений в сложных следственных ситуациях. Традиционная профессионально-ориентированная подготовка кадров, основанная на принципе предметного обучения, не полностью удовлетворяет выдвигаемым требованиям. Необходимо постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий с учетом последних достижений науки и техники, а также накопленного опыта практического расследования преступлений в сфере компьютерной информации в регионах. Следует также учитывать опыт расследования высокотехнологичных способов совершения преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации, накопленный в европейских странах и США[5, C. 32]. Приобретенные знания должны обеспечить решение вопросов, связанных с анализом каналов несанкционированного удаленного доступа к компьютерной информации; возможностью сохранения и особенно восстановления компьютерной информации, в том числе стертой или искаженной на физических носителях; возможностью установления авторства, времени и места составления компьютерных документов и т.д. Обучающиеся должны научиться осуществлять следственные действия с конкретными программно-аппаратными средствами компьютерной техники и информации в сложных следственных ситуациях; уметь предотвращать и предвидеть попытки сокрытия преступлений, в первую очередь относящиеся к уничтожению или повреждению компьютерной информации, а также самого компьютера и периферийных устройств.

Специфика подготовки сотрудников правоохранительных органов, ориентированных на работу с преступлениями в сфере информационных технологий, обусловлена быстрым развитием компьютерной преступности, появлением новых способов совершения преступлений и их сокрытия. Это не позволяет следователям, оперативным сотрудникам, экспертам ориентироваться на одни и те же изученные и отработанные методики расследования. Другими словами, требуется формирования при обучении умения проявлять инициативу, новаторство, нестандартные подходы при появлении новых ситуаций. Отметим, что это отчетливо понимают сами сотрудники – практики. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования в подразделениях ГУВД Алтайского края и Управления ФСБ по Алтайскому краю.

Для повышения эффективности подготовки специалистов правоохранительных органов, на наш взгляд, эффективным представляется многоуровневый комплексный подход, включающий в себя следующие составные элементы:

- правовое, материально-техническое, организационное, методическое, программное и психологическое обеспечение;

- обучение специальным дисциплинам, составляющим единую централизованную систему, позволяющую решать не только общие, но и узко-ориентированные задачи с использованием всего комплекса предоставляемых в рамках обучения знаний;

- обеспечение возможности комплексного взаимодействия с организациями и учреждениями, занимающимися на практике данными вопросами.

Одной из мер реагирования на весьма быстро меняющуюся ситуацию в сфере новых информационных и телекоммуникационных технологий является диверсификация преподаваемых знаний, способствующая повышению их мобильности и трансформации. Кроме того, необходимо признать, что для поддержания высокого уровня квалификации процесс обучение кадров, занимающихся расследованием преступлений в сфере компьютерной информации, должен иметь перманентный характер. Для обеспечения этого условия представляется полезным разработать механизмы по своевременной и адекватной дополнительной подготовке и переподготовке таких кадров.

Одним из способов эффективного решения задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров является создание специализированных учебно-методических центров при ведущих вузах. Это тем более оправдано, что образовательный процесс является весьма затратным, требующим специализированных лабораторий с дорогостоящим оборудованием, которые есть далеко не в каждом вузе, и требует привлечения опытных профессорско-преподавательских кадров существенно разных профилей. Такими центрами могла бы осуществляться также помощь при производстве сложных следственных действий и решении экспертных вопросов.

В Алтайском крае в 2006 году на базе Алтайского государственного университета был создан такой центр - Региональный научно-методический центр правовой и технической защиты информации. В работе Центра принимают участие опытные преподаватели и научные сотрудники физико-технического и юридического факультетов АлтГУ, а также ведущие специалисты из других высших учебных заведений Алтайского края. Особое значение имеет участие в подготовке кадров специалистов-практиков, успешно действующих в правоохранительных и государственных органах. Отметим, что в практике создания таких центров Россия отстает от других стран, в том числе входящих в СНГ.

Существующие тенденции компьютерной преступности требуют адекватного реагирования на них со стороны государства. При этом образовательный процесс необходимо строить на основе современных механизмов подготовки специальных познаний и профессиональных навыков у сотрудников правоохранительных органов.

 

Date: 2015-09-25; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию