Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественный анализ





1. Все ответы испытуемого можно разделить на 4 категории:

· физическое, объективное Я (телесное);

· социальное Я (ролевое);

· рефлексивное, духовное Я;

· океаническое Я.

К физическому (материальному) Я относится описание особенностей внешности, физических данных, возраста, пола, национальности, одежды, предметов собственности ("Я – это мой мотоцикл"). На этом уровне Я испытуемого телесное. Это самое раннее Я, обращенное внутрь и замкнутое в себе, основанное на телесных свойствах и ощущениях.

К социальному Я относятся высказывания испытуемого в терминах своего общественного положения (студент, служащий), ролей (клоун, друг), групповых принадлежностей (сын, отец, двоечник). У каждого человека столько социальных Я, сколько существует групп, членом которых он является и чье мнение для него значимо. Следовательно, анализ ответов испытуемого позволяет определить количество тех групп членства и тех социальных ролей, которые отражает испытуемый. Социальное Я человека представляет собой синтез социальных ролей, его можно назвать ролевым Я, оно жестко связано с определенными ролевыми ситуациями.

К рефлексивному Я относятся описания, отражающие представления о чертах своего характера, способностях, вкусах, установках, которые достаточно независимы от конкретной социальной ситуации и внешних социальных ролей. Каждая из них постоянно оценивается именно этим Я, которое и решает, как быть в случае ролевого конфликта. Анализ этого Я позволяет предположить, как поведет себя испытуемый в ситуации ролевого конфликта. Духовное Я отрывается от конкретных социальных ситуаций, но привязано к личности, поведению испытуемого.

К океаническому Я относятся утверждения, основанные на универсальных ценностях, абстрактных идеях, духовных откровениях ("Я – живое существо", "песчинка на берегу"). Это предельно расширенное Я, которое объемлет все.

После отнесения ответов испытуемого к той или иной категории требуется сопоставить их число, проанализировать, какие категории оказались на первом месте, какие на последнем (большинство составляют ролевые, биографические характеристики, значит человек воспринимает себя как сумму социальных ролей и не видит свою индивидуальность).

2. Необходимо различать ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидного уровня самосознания, т.е. отражающие принадлежность к таким группам, к которым невозможно не принадлежать, живя в обществе (человеческие, половые, семейные, национальные), и ответы, касающиеся личностной самоидентичности. Последние отражают принадлежность испытуемого к группам людей, членство в которых есть результат либо собственного выбора, самоопределения, либо специфических обстоятельств жизни, либо результат специфической самооценки (мыслитель, защитник окружающей среды, фантазер, неудачник).

3. Важно определить соотношение позитивных и негативных представлений испытуемого о себе. Это свидетельство отношения испытуемого к себе (принимает себя или отвергает). Можно выявить безразличное отношение к себе. При этом полезно обратить внимание на то, какие ответы поставлены на первые три места. Желательно определить, насколько позитивные или негативные характеристики являются результатом самоанализа испытуемого, а насколько ярлыком, которым он оградился от окружающих, чтобы его оставили в покое. Такими ярлыками могут служить обобщенно-оценочные ответы (я неглупый, очень хороший, эгоист). Такие представления о себе мешают самопониманию личности.

4. Целесообразно обратить внимание на используемые испытуемым в своих ответах части речи. Если в списке испытуемого есть ответы, выраженные с помощью глаголов, нужно посмотреть, в каком времени они употреблены. Если испытуемый использует прошлое время, то, вероятно, оно представляется ему лучшим, чем настоящее. Возможно, он прячется во вчерашнем дне от сегодняшних проблем или для него характерна установка всю жизнь доказывать, что если бы не …, то … Это может в конце концов утомить, и он рискует воспринимать себя как неудачника. Если глаголы употреблены в будущем времени, можно предположить наличие склонности испытуемого все откладывать "на потом". Возможно, он психологически инфантилен, т.е. его психологический возраст значительно меньше реального. Такой человек не живет сегодняшним днем, он не замечает ничего хорошего и относится к нему как к досадной помехе на пути к успеху. Если большинство ответов дано вне времени, т.е. относится к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему, это может указывать на то, что у человека нет ощущения того, что он меняется, растет, что каждый день ставит перед ним новые задачи. Возможно, ему нравится это ощущение стабильности, постоянства, а может он боится меняться, боится того нового, неизвестного, что может проявиться в нем. Он лишает себя шанса приобрести какие-то новые качества, взгляды, идеи. Сочетание в ответах прошлого, настоящего и будущего времени при преобладании настоящего свидетельствует о полноценном ощущении времени своей жизни.

Примечание: при интерпретации результатов надо помнить, что Я-концепция – это лишь субъективные представления о себе, которые могут совпадать с тем, каким индивид является на самом деле, а могут быть совершенно иными.

Сфера применения методики. Методика применяется в школьной, педагогической, клинической психологии, семейной диагностике и консультировании для анализа ролевого набора, изучения возможных внутриличностных и межличностных конфликтов и присущих индивиду способов поведения в таких ситуациях, изучения его интересов, склонностей, самооценки и уровня притязаний. Тест пригоден для испытуемых любого возраста, начиная со старшего дошкольного (в последнем случае экспериментатор сам фиксирует ответы). При использовании теста необходимы знания социально-культурных и половозрастных норм, характерных для данной выборки испытуемых. Тест должен использоваться в комплексе с другими методиками по изучению самооценки и самосознания личности.

Достоинства. По сравнению с другими стандартизированными методиками тест "20 утверждений", имеющий полупроективный характер, позволяет получить гораздо более богатый для анализа материал, лучше учесть индивидуальное своеобразие ответов испытуемого.

Ограничения. Субъекты с низким уровнем развития лингвистических способностей и навыков самоописания оказываются в худшем положении по сравнению с испытуемыми, обладающими богатой лексикой и навыками самоописания для передачи переживаний. Это может затушевать различия самоотношения и Я-концепции испытуемого. Вместе с тем любой контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым приближая результаты этой методики к результатам, получаемым в стандартизированных тестах. На самоописание может влиять стратегия самоподачи.

Date: 2015-09-25; view: 196; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию