Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныСтр 1 из 2Следующая ⇒ Рабочая программа дисциплины АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Наименование магистерской программы ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Направление подготовки 032700 ФИЛОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Томск
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке» - выработать у обучающихся представление о языке как развивающемся, постоянно изменяющемся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом. Задачи освоения дисциплины: · проанализировать современное состояние русского языка; · рассмотреть значение этой дисциплины в деятельности лингвистов-экспертов; · проанализировать внешние факторы и внутренние закономерности в развитии языка; · изучить основные направления развития языковой системы; · сопоставить языковые изменения и нормативные рекомендации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ В структуре основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032700 Филология дисциплина «Активные процессы в современном русском языке» входит в вариативную часть профессионального учебного цикла. При изучении дисциплины учащиеся опираются на знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов «Современный русский язык», «Практическая стилистика русского языка», «Функциональная стилистика русского языка». КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ · Общекультурные компетенции: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3) - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
· Профессиональные компетенции: - способность демонстрировать углубленные знания активных процессов в современном русском языке в профессиональной деятельности юрислингвиста (ПК-2); - владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3); - владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом аспекте, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).
в области производственно-практической деятельности:
- умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (СК-1); - владение основными особенностями общения в рамках всех функциональных стилей речи (СК-2); - владение нормами литературного языка, знаниями этики и эстетики речевого поведения и общения с целью анализа конфликтных текстов (СК-4); - знаний законов функционирования языка в коммуникативном воздействии (СК-5);
в области научно-исследовательской деятельности:
- умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значение для будущей профессиональной деятельности (СК-12); - обладание способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования, а также их реализацию в прикладных проектах (СК-13);
в области организационно-управленческой деятельности:
- владение навыками организации проектной индивидуальной и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (СК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: · основные языковые тенденции в области произношения, системы ударений, в словообразовании, морфологии и синтаксисе; процессы в лексике и фразеологии, в становлении и закреплении современной литературной нормы. Уметь: · использовать терминологию дисциплины; · использовать знания при анализе современных текстов; · с учетом современных тенденций, процессов в современном русском языке выбрать языковой вариант, целесообразный в том или ином контексте, адекватный условиям порождаемого текста; · объяснять действие процессов и тенденций в современном русском языке. Владеть: · навыками практической деятельности в области литературного редактирования; · навыками выбора языкового варианта, наиболее целесообразного и перспективного в соответствии с требованиями контекста; · навыками объяснения причин процессов, тенденций в современном русском языке.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
Содержание лекционного курса 1. Введение. Место дисциплины в цикле лингвистических дисциплин. Значение дисциплины для специалиста-филолога в широком смысле этого термина. Круг понятий дисциплины и терминология. Обоснование необходимости изучения активных процессов в современном русском языке. Популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь социума. Расширение сферы спонтанного общения, не только личного, но и устного, публичного. Изменение ситуаций и жанров общения. Ослабление жестких рамок официального публичного общения. Возрастание личностного начала в речи. Изменение отношения к литературной норме и языковым тенденциям. Вопрос о речевой компетентности современника. «Порча» русского языка. Изменение критериев оценки качеств речи 2.Изменения в русском произношении и ударении Основные изменения в произношении. Причины акцентных изменений в русском языке. Тенденция к ритмическому равновесию: бархат - бархатистый - бархатистый; сахар - сахаристый - сахаристый. Основные изменения ударений у глаголов, существительных, прилагательных. Норма и тенденции.
3. Активные процессы в лексике и фразеологии Внешние и внутренние факторы развития лексико-фразеологического состава языка. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка. Пути появления новых слов: а) образование неологизмов; б) заимствование; в) семантические преобразования. Новое в русской лексике: новые слова (венероход, телесерия, радиохирургический), новые значения (комбайн - комплект одежды, диалог - дискуссия, сотрудничество, общение), новые выражения (пакет мнений, штаб гласности, экология души, экология слова). Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Использование высокой книжной лексики. Использование конфессиональной лексики. Новые контексты для употребления религиозной лексики. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Термины науки и техники в современном литературном языке. Основные семантические процессы в лексике: 1) деактуализация значений, отражающих советские реалии; 2) деидеологизация лексики; 3) политизация и деполитизация групп лексики; 4) переосмысление, перенесение наименований; 5) метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; 6) десемантизация (детерминологизация) терминологической лексики и фразеологии; 7) конкуренция синонимических слов. Основные стилистические процессы в лексике: а) стилистическая нейтрализация слов; б) стилистическое перераспределение слов
4. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Социальные потребности и активные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем; интерфиксация; наложение морфем. Изменение продуктивности словообразовательных типов: рост класса существительных на -фикация, -изация; рост класса существительных с суффиксами -ость, -тель, -щик. Специализация значений словообразовательных моделей (скудный - скудостный; дерзкий - дерзостный; терминологические образования: усталостный, вероятностный, емкостный, вязкостный). Процесс окачествления прилагательных (вполне государственное отношение к делу, по-настоящему журналистский ответ; вполне сегодняшняя проблема). Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинизм, тетчеризм, рейгономика). Нарицательные имена - названия лица (державник, бесплатник, неподписант). Рост именной префиксации (постсоветский, доперестроечный, деидеологизация, псевдодемократия, квазиреформа, суперскандал). Аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии (Яблоко, Эсенговия). Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, спикетировать). Сложные слова (фотодокументы, видеолекция).
5. Основные тенденции в морфологии Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных собирательного значения). Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас, озябнул - озяб; достигнул - достиг; постигнуть - постичь). Конкретизация значений грамматических форм. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Формы рода. Формы числа. Формы падежа. Формы глагола с «а» и «о» перед -ива (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспаривать - оспаривать).
6. Основные тенденции в синтаксическом строе Экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений. Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений. Активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму. Усиление экспрессивных качеств синтаксических единиц. Рост структурной контаминации. Тенденции в развитии структуры простого предложения (препозитивные и постпозитивные номинативы; присоединение, парцелляция; ослабление грамматической спаянности словоформ). Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция: заявление на участие в конкурсе - заявление на конкурс; операция, произведенная на сердце, - операция на сердце; группа быстрого реагирования. Ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных конструкций: откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию; синонимия предложных сочетаний: говорить о кандидатуре - говорить по кандидатуре; контроль над производством - контроль за производством. Вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу: большинство студентов приехали; врач пришла.
Содержание практического курса 1. Введение. Место дисциплины в цикле лингвистических дисциплин. Значение дисциплины для специалиста-филолога в широком смысле этого термина. Круг понятий дисциплины и терминология. Обоснование необходимости изучения активных процессов в современном русском языке. Популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь социума. Расширение сферы спонтанного общения, не только личного, но и устного, публичного. Изменение ситуаций и жанров общения. Ослабление жестких рамок официального публичного общения. Возрастание личностного начала в речи. Изменение отношения к литературной норме и языковым тенденциям. Вопрос о речевой компетентности современника. «Порча» русского языка. Изменение критериев оценки качеств речи.
2. Принципы социологического изучения языка Основные проблемы социологического изучения языка: отражение в языке общественного развития; порождение языковых изменений историей общества. Главный принцип социологического изучения языка - учет взаимодействия внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Изменения в условиях функционирования современного русского языка, связанные с периодом перестройки, распадом СССР. Основные внешние факторы развития современного языка: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, территориальные перемещения народных масс, создание новой государственности, развитие науки, техники, новых технологий; расширение контактов с зарубежными странами. Возросшее влияние СМИ на речевую компетенцию современника, на становление новой литературной нормы. Воздействие рекламных клипов на язык газеты и устную речь современника.
3. Внутренние законы развития языка Внутренние законы развития языка - законы, присущие самому объекту, законы, стимулирующие процессы саморазвития. Законы системности, законы традиции, законы аналогии, законы речевой экономии. Законы противоречий (антиномий). Разновидности антиномий (противоречий) в развитии языковой системы: антиномия говорящего и слушающего; антиномия узуса и возможностей языка; антиномия кода и текста; антиномия означаемого и означающего (асимметричность языкового знака); антиномия информационной и экспрессивной функции языка. Противоречия в языковой системе как внутренние стимулы развития языка.
4. Вариантность языкового знака. Вариантность как объективное следствие языковой эволюции. Причины возникновения вариантов. Непрерывность процесса варьирования. Конкурентоспособность вариантов и исторические условия ее проявления. Различная продолжительность жизни вариантов. Варианты и синонимы. Варианты: акцентные, фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические, орфографические. Варианты полные (творог - творог, общеупотребительные варианты) и неполные (рапорт - рапорт, общеупотребительный и профессиональный).
5. Понятие языковой нормы Определение нормы как реализованной возможности языка, как постоянно воспроизводимого и предпочитаемого варианта языкового знака, признанного в качестве образцового. Двусторонний характер нормы. Причины изменения языковых норм: внутриязыковые и социальные. Варианты нормы и неправильности (речевые ошибки). Норма и языковая политика. Норма и языковой пуризм. Норма общеязыковая и ситуативная, стилистическая. Норма императивная (обязательная) и норма диспозитивная (допускающая вариантность). Ортология. Современная языковая политика как нормализаторская деятельность объективного и прогнозирующего характера. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
6. Изменение статуса литературного языка Расширение содержания понятия «литературный язык». Историческая изменчивость литературной нормы. Демократизация литературного языка. Рост вариантности в языке. Вхождение в литературный язык сниженных вариантов языковых знаков (разговорных, просторечных, жаргонных). Изменение соотношения форм речи - устной и письменной. Взаимовлияние устной и письменной речи. Понятие «книжно-устная речь». Динамизм современной языковой ситуации. Новые концепции словарей, изменение стилистических помет в словарях.
7. Изменения в русском произношении и ударении Основные изменения в произношении. Причины акцентных изменений в русском языке. Тенденция к ритмическому равновесию: бархат - бархатистый - бархатистый; сахар - сахаристый - сахаристый. Основные изменения ударений у глаголов, существительных, прилагательных. Норма и тенденции.
8. Активные процессы в лексике и фразеологии Внешние и внутренние факторы развития лексико-фразеологического состава языка. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка. Пути появления новых слов: а) образование неологизмов; б) заимствование; в) семантические преобразования. Новое в русской лексике: новые слова (венероход, телесерия, радиохирургический), новые значения (комбайн - комплект одежды, диалог - дискуссия, сотрудничество, общение), новые выражения (пакет мнений, штаб гласности, экология души, экология слова). Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Использование высокой книжной лексики. Использование конфессиональной лексики. Новые контексты для употребления религиозной лексики. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Термины науки и техники в современном литературном языке. Основные семантические процессы в лексике: 1) деактуализация значений, отражающих советские реалии; 2) деидеологизация лексики; 3) политизация и деполитизация групп лексики; 4) переосмысление, перенесение наименований; 5) метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; 6) десемантизация (детерминологизация) терминологической лексики и фразеологии; 7) конкуренция синонимических слов. Основные стилистические процессы в лексике: а) стилистическая нейтрализация слов; б) стилистическое перераспределение слов
9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Социальные потребности и активные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем; интерфиксация; наложение морфем. Изменение продуктивности словообразовательных типов: рост класса существительных на -фикация, -изация; рост класса существительных с суффиксами -ость, -тель, -щик. Специализация значений словообразовательных моделей (скудный - скудостный; дерзкий - дерзостный; терминологические образования: усталостный, вероятностный, емкостный, вязкостный). Процесс окачествления прилагательных (вполне государственное отношение к делу, по-настоящему журналистский ответ; вполне сегодняшняя проблема). Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинизм, тетчеризм, рейгономика). Нарицательные имена - названия лица (державник, бесплатник, неподписант). Рост именной префиксации (постсоветский, доперестроечный, деидеологизация, псевдодемократия, квазиреформа, суперскандал). Аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии (Яблоко, Эсенговия). Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, спикетировать). Сложные слова (фотодокументы, видеолекция).
10. Основные тенденции в морфологии Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных собирательного значения). Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас, озябнул - озяб; достигнул - достиг; постигнуть - постичь). Конкретизация значений грамматических форм. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Формы рода. Формы числа. Формы падежа. Формы глагола с «а» и «о» перед -ива (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспаривать - оспаривать).
11. Основные тенденции в синтаксическом строе Экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений. Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений. Активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму. Усиление экспрессивных качеств синтаксических единиц. Рост структурной контаминации. Тенденции в развитии структуры простого предложения (препозитивные и постпозитивные номинативы; присоединение, парцелляция; ослабление грамматической спаянности словоформ). Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция: заявление на участие в конкурсе - заявление на конкурс; операция, произведенная на сердце, - операция на сердце; группа быстрого реагирования. Ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных конструкций: откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию; синонимия предложных сочетаний: говорить о кандидатуре - говорить по кандидатуре; контроль над производством - контроль за производством. Вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу: большинство студентов приехали; врач пришла.
12. Некоторые тенденции в пунктуации Исторические изменения в функциях знаков препинания. Свод правил пунктуации (1956) и современная практика употребления знаков. Понятие нерегламентированной пунктуации.
13. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной. Взаимовлияние разговорной и книжной речи, устной и письменной. Вовлечение в устную речь книжной лексики; символов письменной речи. Влияние речи разговорной на речь письменную. Влияние средств массовой информации на повседневную речь. Изменение ситуаций и жанров общения в области публичной и личной коммуникации. Изменение стиля массовой коммуникации.
14. Речь современника. Новая русская вежливость. Язык Интернет. Изменения в речевом этикете. Компьютерный сленг.
|