Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины





Рабочая программа дисциплины

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

 

Наименование магистерской программы

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

 

Направление подготовки

032700 ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Томск

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке» - выработать у обучающихся представление о языке как развивающемся, постоянно изменяющемся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом.

Задачи освоения дисциплины:

· проанализировать современное состояние русского языка;

· рассмотреть значение этой дисциплины в деятельности лингвистов-экспертов;

· проанализировать внешние факторы и внутренние закономерности в развитии языка;

· изучить основные направления развития языковой системы;

· сопоставить языковые изменения и нормативные рекомендации.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

В структуре основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032700 Филология дисциплина «Активные процессы в современном русском языке» входит в вариативную часть профессионального учебного цикла. При изучении дисциплины учащиеся опираются на знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов «Современный русский язык», «Практическая стилистика русского языка», «Функциональная стилистика русского языка».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

· Общекультурные компетенции:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3)

- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

 

· Профессиональные компетенции:

- способность демонстрировать углубленные знания активных процессов в современном русском языке в профессиональной деятельности юрислингвиста (ПК-2);

- владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

- владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом аспекте, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

 

  • Специальные компетенции:

 

в области производственно-практической деятельности:

 

- умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (СК-1);

- владение основными особенностями общения в рамках всех функциональных стилей речи (СК-2);

- владение нормами литературного языка, знаниями этики и эстетики речевого поведения и общения с целью анализа конфликтных текстов (СК-4);

- знаний законов функционирования языка в коммуникативном воздействии (СК-5);

 

в области научно-исследовательской деятельности:

 

- умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значение для будущей профессиональной деятельности (СК-12);

- обладание способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования, а также их реализацию в прикладных проектах (СК-13);

 

в области организационно-управленческой деятельности:

 

- владение навыками организации проектной индивидуальной и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (СК-15).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

· основные языковые тенденции в области произношения, системы ударений, в словообразовании, морфологии и синтаксисе; процессы в лексике и фразеологии, в становлении и закреплении современной литературной нормы.

Уметь:

· использовать терминологию дисциплины;

· использовать знания при анализе современных текстов;

· с учетом современных тенденций, процессов в современном русском языке выбрать языковой вариант, целесообразный в том или ином контексте, адекватный условиям порождаемого текста;

· объяснять действие процессов и тенденций в современном русском языке.

Владеть:

· навыками практической деятельности в области литературного редактирования;

· навыками выбора языкового варианта, наиболее целесообразного и перспективного в соответствии с требованиями контекста;

· навыками объяснения причин процессов, тенденций в современном русском языке.

 

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Л. С., ПР. Т.Р. СР.  
  Введение              
  Принципы социологического изучения языка              
  Изменение статуса литературного языка              
  Внутренние законы развития языка             Самостоятельная работа по темам «Внутренние законы развития языка», «Освоение иноязычной лексики современным русским языком»
  Вариантность языкового знака              
  Понятие языковой нормы              
  Изменения в русском произношении   5-6         Контрольная работа
  Изменения в русском ударении             Тестирование по теме «Изменения в русском произношении и ударении»
  Активные процессы в лексике и фразеологии   8-9         Самостоятельная работа
  Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка   10-11         Самостоятельная работа
  Основные тенденции в морфологии   11-12         Самостоятельная работа
  Основные тенденции в синтаксическом строе             Самостоятельная работа
  Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной             Самостоятельная работа
  Речь современника. Новая русская вежливость              
  Активные процессы в современном русском языке. Повторение. Анализ творческих работ             Итоговая контрольная работа
                 
  Итого              

 

Содержание лекционного курса

1. Введение.

Место дисциплины в цикле лингвистических дисциплин. Значение дисциплины для специалиста-филолога в широком смысле этого термина. Круг понятий дисциплины и терминология. Обоснование необходимости изучения активных процессов в современном русском языке. Популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь социума. Расширение сферы спонтанного общения, не только личного, но и устного, публичного. Изменение ситуаций и жанров общения. Ослабление жестких рамок официального публичного общения. Возрастание личностного начала в речи. Изменение отношения к литературной норме и языковым тенденциям. Вопрос о речевой компетентности современника. «Порча» русского языка. Изменение критериев оценки качеств речи

2.Изменения в русском произношении и ударении

Основные изменения в произношении. Причины акцентных изменений в русском языке. Тенденция к ритмическому равновесию: бархат - бархатистый - бархатистый; сахар - сахаристый - сахаристый. Основные изменения ударений у глаголов, существительных, прилагательных. Норма и тенденции.

 

3. Активные процессы в лексике и фразеологии

Внешние и внутренние факторы развития лексико-фразеологического состава языка. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка. Пути появления новых слов: а) образование неологизмов; б) заимствование; в) семантические преобразования. Новое в русской лексике: новые слова (венероход, телесерия, радиохирургический), новые значения (комбайн - комплект одежды, диалог - дискуссия, сотрудничество, общение), новые выражения (пакет мнений, штаб гласности, экология души, экология слова). Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Использование высокой книжной лексики. Использование конфессиональной лексики. Новые контексты для употребления религиозной лексики. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Термины науки и техники в современном литературном языке. Основные семантические процессы в лексике: 1) деактуализация значений, отражающих советские реалии; 2) деидеологизация лексики; 3) политизация и деполитизация групп лексики; 4) переосмысление, перенесение наименований; 5) метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; 6) десемантизация (детерминологизация) терминологической лексики и фразеологии; 7) конкуренция синонимических слов. Основные стилистические процессы в лексике: а) стилистическая нейтрализация слов; б) стилистическое перераспределение слов

 

4. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Социальные потребности и активные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем; интерфиксация; наложение морфем. Изменение продуктивности словообразовательных типов: рост класса существительных на -фикация, -изация; рост класса существительных с суффиксами -ость, -тель, -щик. Специализация значений словообразовательных моделей (скудный - скудостный; дерзкий - дерзостный; терминологические образования: усталостный, вероятностный, емкостный, вязкостный). Процесс окачествления прилагательных (вполне государственное отношение к делу, по-настоящему журналистский ответ; вполне сегодняшняя проблема). Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинизм, тетчеризм, рейгономика). Нарицательные имена - названия лица (державник, бесплатник, неподписант). Рост именной префиксации (постсоветский, доперестроечный, деидеологизация, псевдодемократия, квазиреформа, суперскандал). Аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии (Яблоко, Эсенговия). Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, спикетировать). Сложные слова (фотодокументы, видеолекция).

 

5. Основные тенденции в морфологии

Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных собирательного значения). Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас, озябнул - озяб; достигнул - достиг; постигнуть - постичь). Конкретизация значений грамматических форм. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Формы рода. Формы числа. Формы падежа. Формы глагола с «а» и «о» перед -ива (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспаривать - оспаривать).

 

6. Основные тенденции в синтаксическом строе

Экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений. Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений. Активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму. Усиление экспрессивных качеств синтаксических единиц. Рост структурной контаминации. Тенденции в развитии структуры простого предложения (препозитивные и постпозитивные номинативы; присоединение, парцелляция; ослабление грамматической спаянности словоформ). Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция: заявление на участие в конкурсе - заявление на конкурс; операция, произведенная на сердце, - операция на сердце; группа быстрого реагирования. Ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных конструкций: откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию; синонимия предложных сочетаний: говорить о кандидатуре - говорить по кандидатуре; контроль над производством - контроль за производством. Вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу: большинство студентов приехали; врач пришла.

 

Содержание практического курса

1. Введение.

Место дисциплины в цикле лингвистических дисциплин. Значение дисциплины для специалиста-филолога в широком смысле этого термина. Круг понятий дисциплины и терминология. Обоснование необходимости изучения активных процессов в современном русском языке. Популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь социума. Расширение сферы спонтанного общения, не только личного, но и устного, публичного. Изменение ситуаций и жанров общения. Ослабление жестких рамок официального публичного общения. Возрастание личностного начала в речи. Изменение отношения к литературной норме и языковым тенденциям. Вопрос о речевой компетентности современника. «Порча» русского языка. Изменение критериев оценки качеств речи.

 

2. Принципы социологического изучения языка

Основные проблемы социологического изучения языка: отражение в языке общественного развития; порождение языковых изменений историей общества. Главный принцип социологического изучения языка - учет взаимодействия внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Изменения в условиях функционирования современного русского языка, связанные с периодом перестройки, распадом СССР. Основные внешние факторы развития современного языка: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, территориальные перемещения народных масс, создание новой государственности, развитие науки, техники, новых технологий; расширение контактов с зарубежными странами. Возросшее влияние СМИ на речевую компетенцию современника, на становление новой литературной нормы. Воздействие рекламных клипов на язык газеты и устную речь современника.

 

3. Внутренние законы развития языка

Внутренние законы развития языка - законы, присущие самому объекту, законы, стимулирующие процессы саморазвития. Законы системности, законы традиции, законы аналогии, законы речевой экономии. Законы противоречий (антиномий). Разновидности антиномий (противоречий) в развитии языковой системы: антиномия говорящего и слушающего; антиномия узуса и возможностей языка; антиномия кода и текста; антиномия означаемого и означающего (асимметричность языкового знака); антиномия информационной и экспрессивной функции языка. Противоречия в языковой системе как внутренние стимулы развития языка.

 

4. Вариантность языкового знака. Вариантность как объективное следствие языковой эволюции. Причины возникновения вариантов. Непрерывность процесса варьирования. Конкурентоспособность вариантов и исторические условия ее проявления. Различная продолжительность жизни вариантов. Варианты и синонимы. Варианты: акцентные, фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические, орфографические. Варианты полные (творог - творог, общеупотребительные варианты) и неполные (рапорт - рапорт, общеупотребительный и профессиональный).

 

5. Понятие языковой нормы

Определение нормы как реализованной возможности языка, как постоянно воспроизводимого и предпочитаемого варианта языкового знака, признанного в качестве образцового. Двусторонний характер нормы. Причины изменения языковых норм: внутриязыковые и социальные. Варианты нормы и неправильности (речевые ошибки). Норма и языковая политика. Норма и языковой пуризм. Норма общеязыковая и ситуативная, стилистическая. Норма императивная (обязательная) и норма диспозитивная (допускающая вариантность). Ортология. Современная языковая политика как нормализаторская деятельность объективного и прогнозирующего характера. Современные нормативные словари, справочники, пособия.

 

6. Изменение статуса литературного языка

Расширение содержания понятия «литературный язык». Историческая изменчивость литературной нормы. Демократизация литературного языка. Рост вариантности в языке. Вхождение в литературный язык сниженных вариантов языковых знаков (разговорных, просторечных, жаргонных). Изменение соотношения форм речи - устной и письменной. Взаимовлияние устной и письменной речи. Понятие «книжно-устная речь». Динамизм современной языковой ситуации. Новые концепции словарей, изменение стилистических помет в словарях.

 

7. Изменения в русском произношении и ударении

Основные изменения в произношении. Причины акцентных изменений в русском языке. Тенденция к ритмическому равновесию: бархат - бархатистый - бархатистый; сахар - сахаристый - сахаристый. Основные изменения ударений у глаголов, существительных, прилагательных. Норма и тенденции.

 

8. Активные процессы в лексике и фразеологии

Внешние и внутренние факторы развития лексико-фразеологического состава языка. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования языка. Пути появления новых слов: а) образование неологизмов; б) заимствование; в) семантические преобразования. Новое в русской лексике: новые слова (венероход, телесерия, радиохирургический), новые значения (комбайн - комплект одежды, диалог - дискуссия, сотрудничество, общение), новые выражения (пакет мнений, штаб гласности, экология души, экология слова). Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Использование высокой книжной лексики. Использование конфессиональной лексики. Новые контексты для употребления религиозной лексики. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Термины науки и техники в современном литературном языке. Основные семантические процессы в лексике: 1) деактуализация значений, отражающих советские реалии; 2) деидеологизация лексики; 3) политизация и деполитизация групп лексики; 4) переосмысление, перенесение наименований; 5) метафоризация как выражение оценки общественно-политической ситуации; 6) десемантизация (детерминологизация) терминологической лексики и фразеологии; 7) конкуренция синонимических слов. Основные стилистические процессы в лексике: а) стилистическая нейтрализация слов; б) стилистическое перераспределение слов

 

9. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка

Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Социальные потребности и активные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем; интерфиксация; наложение морфем. Изменение продуктивности словообразовательных типов: рост класса существительных на -фикация, -изация; рост класса существительных с суффиксами -ость, -тель, -щик. Специализация значений словообразовательных моделей (скудный - скудостный; дерзкий - дерзостный; терминологические образования: усталостный, вероятностный, емкостный, вязкостный). Процесс окачествления прилагательных (вполне государственное отношение к делу, по-настоящему журналистский ответ; вполне сегодняшняя проблема). Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинизм, тетчеризм, рейгономика). Нарицательные имена - названия лица (державник, бесплатник, неподписант). Рост именной префиксации (постсоветский, доперестроечный, деидеологизация, псевдодемократия, квазиреформа, суперскандал). Аббревиация как способ словообразования и как средство экспрессии (Яблоко, Эсенговия). Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, спикетировать). Сложные слова (фотодокументы, видеолекция).

 

10. Основные тенденции в морфологии

Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, несклоняемых форм слов, существительных общего рода, существительных собирательного значения). Закрепление кратких форм (свойственен - свойствен; туркменов - туркмен; полотенцев - полотенец; гаснул - гас, озябнул - озяб; достигнул - достиг; постигнуть - постичь). Конкретизация значений грамматических форм. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Формы рода. Формы числа. Формы падежа. Формы глагола с «а» и «о» перед -ива (сосредоточивать - сосредотачивать; обусловливать - обуславливать; оспаривать - оспаривать).

 

11. Основные тенденции в синтаксическом строе

Экономия речевых средств, уточнение смысла высказывания, расчлененность синтаксических построений. Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений. Активизация номинативных структур как следствие движения к аналитизму. Усиление экспрессивных качеств синтаксических единиц. Рост структурной контаминации. Тенденции в развитии структуры простого предложения (препозитивные и постпозитивные номинативы; присоединение, парцелляция; ослабление грамматической спаянности словоформ). Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция: заявление на участие в конкурсе - заявление на конкурс; операция, произведенная на сердце, - операция на сердце; группа быстрого реагирования. Ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных конструкций: откладывать отъезд - откладывать с отъездом; лететь самолетом - лететь на самолете; опыт создания - опыт по созданию; синонимия предложных сочетаний: говорить о кандидатуре - говорить по кандидатуре; контроль над производством - контроль за производством. Вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу: большинство студентов приехали; врач пришла.

 

12. Некоторые тенденции в пунктуации

Исторические изменения в функциях знаков препинания. Свод правил пунктуации (1956) и современная практика употребления знаков. Понятие нерегламентированной пунктуации.

 

13. Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной.

Взаимовлияние разговорной и книжной речи, устной и письменной. Вовлечение в устную речь книжной лексики; символов письменной речи. Влияние речи разговорной на речь письменную. Влияние средств массовой информации на повседневную речь. Изменение ситуаций и жанров общения в области публичной и личной коммуникации. Изменение стиля массовой коммуникации.

 

14. Речь современника.

Новая русская вежливость. Язык Интернет. Изменения в речевом этикете. Компьютерный сленг.

Date: 2015-09-25; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию