Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности функционирования экономики___ 35
Вместе с тем потребности субъективны, так как только человек может знать, испытывает ли он какую-либо потребность и и какой мере эта потребность существует. Потребности меняются в зависимости от индивида. Содержание потребностей не ограничивается субъективной направленностью. Объективность их обусловлена взаимодействием субъекта и условий его деятельности. Поэтому потребности имеют предметную направленность. Кроме вышеназванных характеристик потребностям присущи воспроизводимость, динамичность, изменчивость, развитие в соответствии с общесоциальными условиями. Осознание потребностей предопределяет мотивы поведения. Классическая политическая экономия рассматривала потребности как импульс развития производства и конечную цель стадии потребления. Маржинализм впервые определил исходным пунктом экономического анализа потребности человека и законы их насыщения. Экономический анализ основывается на предпосылке возможности индивида вырабатывать степени предпочтения, определяемые мотивами и побудительными причинами. Маржинальная теория воссоздает картину хозяйственной деятельности, основываясь на изучении и взаимном сопо-ставлении степеней предпочтения каждого хозяйствующего субъекта. Испытывая потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое экономическое положение и с этой целью участвуют в хозяйственной деятельности, обмене благами и услугами. Экономический анализ потребностей основывается на законе убывающей интенсивности, или законе насыщении потребностей. Испытывая одновременно ряд потребностей, индивид с наибольшей интенсивностью желает использовать первую часть блага, но с последующим потреблением других чистой этого блага интенсивность его желания убывает. Процесс потребления блага продолжается до тех пор, пока не достигается точка насыщения.
В 1854 г. Г. Госсен сформулировал два закона потребностей. Закон продолжительности: когда какое-либо удовольствие испытывается непрерывно, его интенсивность, вначале высокая, понижается до нулевого значения. Госсен измерял потребность удовольствием, поэтому действие данного закона можно проследить через насыщаемость потребностей. Закoh повторяемости: когда какое-либо приятное ощущение повторяется, степень интенсивности испытываемого удовольствия и его продолжительность с каждым разом уменьшаются. Интенсивность и продолжительность уменьшаются тем быстрее, чем быстрее происходит повторение. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. Т. 1.С. 106—107 36 Раздел I. Основные Для экономической теории имеет принципиальное значение безграничность человеческих потребностей. Это означает, что совокупность потребностей каждого индивида никогда не может быть полностью удовлетворена. Состояние насыщения продолжается, как правило, ограниченное время, поскольку потребности безостановочно воспроизводятся. Полностью и навсегда удовлетворить потребности человека невозможно, их круг постоянно и непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном расширении объема потребления. Потребности растут в количественном, но еще в большей степени в качественном отношении. Данная закономерность, подтверждаемая многолетней историей развития человечества, раскрывает содержание закона возвышения потребностей.
В 1993 г. общий объем потребления продуктов питания в Республике Беларусь составлял 2,7 млрд дол., а среднемесячное потребление — 21 дол. на человека. При этом 20 % общества потребляли 80 % продуктов питания, а оставшиеся 80 % белорусов — 20 %. Затраты на продукты питания в бюджете средней белорусской семьи составляли 20—23 %. Наполнение потребительской корзины, в соответствии с которой производились расчеты, включало 50 наименований продуктов. В третьем квартале 2004 г. среднестатистическая белорусская семья расходовала на продукты питания 126 дол., а слои выше среднего — 350 дол. По прогнозам, к концу 2005 г. эти показатели вырастут на 20—25 %. Современные статистические расчеты складывались на основе 350 наименований продуктов. Источник: Дело. 2005. № 2. С. 17 Термин «возвышение» не тождествен увеличению и росту, так как подчеркивает не просто линейное количественное возрастание потребностей, а в большей степени — изменение структуры потребностей, расширение их круга, внесение разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческой цивилизации. Возрастание и изменение потребностей создает сильный побудительный мотив для участия субъектов в хозяйственной деятельности. Следовательно, содержание потребности можно уточнить и определить как различие между идеальным и существующим состоянием, воспринимаемое достаточно отчетливо, чтобы активизировать поведение. Экономическая наука изучает формы экономического поведения индивидов, поэтому заколомерности функционирования экономики ____________ 37 закономерности выражения потребностей составляют основу теории ценности. Важность изучения мотивации и поведения потребителей признана во всем мире. В отдельную область исследования поведение потребителей выделилось во второй половине XX в. Глобальные перемены, которые переживали система менеджмента и экономика в целом, послужили главной причиной, побудившей развивать стратегические маркетинговые программы. Изучение мотивации и поведения потребителя является одним из факторов снижения рискованности рынка. Индивидуальная мотивация на коллективном уровне раскрывает влияние целевых установок на видоизменение способов осуществления экономической деятельности. Науки о поведении потребителей (социология, психология, маркетинг и др.) исследуют стадии процесса принятия решения, используя теоретические и практические подходы к поведению отдельного человека в процессе выбора. Под решением про-блемы подразумевается вдумчивое и последовательное действие, предпринято с целью достижения удовлетворения потребностей. На окончательный выпор субъектов влияют как внутренние мотивации (индивидуальные различия и психологические особенности), так и внешние факторы (рыночные условия и общественная социальная среда). Реальной причиной социальных действий, стоящих за непосредственными побуждениями — мотивами субъектов, является экономический интерес, он отражается в сознании людей в виде поставленных целей и побуждений воли к их достижению, является формой проявления экономических потребностей. Экономические интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность и саморазвитие. Положение об определяющей роли экономического интереса среди мотивов человеческой деятельности впервые было выдвинуто французскими материалистами XVIII в. и представителями английской политической экономии.
Французские материалисты К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предприняли попытку объяснить общественную жизнь с помощью категории интереса. Интересы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического развития. Интерес является реальным основанием нравственности, политики, общественного строя в целом. Гельвеций утверждал, что так же, как физиче-ский мир подчинен закону движения, мир духовный подчинен закону интереса, Однако индивидуальный интерес французские материалисты выводили из чувственной природы человека, которая, по их мнению, оставалась неизменной. Отсюда известный тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Социальный интерес рассматривался ими как простая сумма индивиду-апьных интересов. Идею о преобладании общественных интересов над индивидуальными выдвинули марксисты. В основе общественных явлений лежат производственные отношения людей, отражающие интересы определенных классов. Эконо- 38 Раздел I. Основные мический интерес является наиболее глубокой причиной общественного движения и классовой борьбы. Ф. Энгельс писал, что борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, для осуществления которых политическая власть должна была служить лишь средством. Многообразие субъектов хозяйствования определяет многообразие экономических интересов. Классификация последних подчиняется ряду критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы общественные, коллективные и личные, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые и различных социальных групп (молодежи, пенсионеров и т.д.). В особые разряды выделяют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые и т.д. Все эти виды существуют в единстве, но между ними не исключены противоречия. Экономические интересы людей выступают движущей силой социально-экономического прогресса. В связи с этим огромное значение приобретает проблема приоритетов, ранжирования, упорядочения индивидуальных, коллективных и общественных интересов. В условиях рыночных отношений превалируют личные (частные) интересы. Именно личная заинтересованность в получении тех или иных благ, улучшении собственного благосостояния побуждает человека к активным действиям. Обеспечивая собственное благополучие, люди тем самым создают условия для улучшения благосостояния коллектива, социальных групп и общества в целом, поскольку коллективы, группы и общество состоят из индивидов. Улучшение социального положения каждого объективно обусловливает продвижение к благополучию всех. Важное значение имеют и групповые интересы, например интересы работающих на предприятии. Наращивание выпуска продукции, постоянное повышение ее качества, потребительских свойств в соответствии с запросами покупателей и снижение затрат ведут к процветанию фирмы. Получение прибыли зависит не только от предпринимательских способностей собственника, менеджера и управленческого аппарата, но и от того, в какой степени сами наемные работники заинтересованы в достижении поставленных фирмой целей, насколько адекватно будут вознаграждены их трудовые усилия, творческий подход к выполнению порученного дела. То, как предприниматель заботится об условиях труда и быта своих кадров, повышении закономерности функционирования экономики ___________ 39 их квалификации, влияет на рост трудовой активности наемных работников. В настоящее время во всех западных странах особое внимании обращается на формирование благоприятного микроклимата в трудовых коллективах. Очевидно, развивая индивидуальный экономический интерес в каждом работнике, необходимо сочетать его с коллективными интересами, интересами фирмы, Предприятия, национальной экономики в целом. Решение крупных социальных, экономических, экологических проблем под силу только обществу в целом, государству как выразителю общественных интересов. Речь идет о защите окружающей среды, развитии образования, науки, культуры, Здравоохранения, укреплении обороноспособности и т.д. Чем больше вырастут доходы отдельных работников, отдельных Коллективов (предприятий), тем легче будет обществу решать общегосударственные экономические, социальные и экологические проблемы. Через налоговую систему общество получает средства для формирования государственного бюджета, из которого в основном и финансируются важнейшие крупномасштабные народно-хозяйственные программы развития общества. 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов Возможности для постоянного удовлетворения растущих потребностей создаются на основе имеющихся в каждом обществе наличных ресурсов. Как уже отмечалось в параграфе 1.3, ресурсы, которыми располагает общество в целях производства товаров и услуг, подразделяются на три большие группы: • человеческие; • естественные; • созданные человеком. Ресурсы можно рассматривать в физическом аспекте. Так, изменения человеческих ресурсов отражают демографические процессы. Естественные (природные) ресурсы представляют собой землю, богатства недр, воду, воздух, растительный и животный мир, природные энергетические источники, вовлекаемые людьми в хозяйственный оборот. Ресурсы, созданные человеком, включают строения, оборудование, транспортные средства, коммуникации, программные продукты. Поскольку ресурсы используются для производства товаров и услуг, к ним можно подходить как к источнику производственной мощности. 40_________________________________ Раздел I. Основные В современной экономике ресурсы, созданные человеком, детализируются. В отдельные группы выделяют средства производства (основные и оборотные), денежные ресурсы, на которые приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы, а также информационные ресурсы в виде научной, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации. Существует тенденция включать землю и другие естественные ресурсы в категорию ресурсов, созданных человеком. В современных условиях земля превратилась в продукт природы и труда, поэтому она выступает как смешанный фактор. Многие естественные ресурсы являются исчерпаемыми, что требует проведения работ по их защите и сохранности. Следовательно, естественные ресурсы образуют совокупность материальных благ, которые видоизменяются и поддерживаются для сохранения их целостности и способности к воспроизводству. В отдельную группу можно выделить средства, вкладываемые в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. В экономической теории их называют капиталовложениями, или инвестициями. Между вовлечением ресурсов в хозяйственный оборот и получением конечного результата всегда есть временной промежуток, именуемый в экономике лагом. Под инвестициями понимают долговременные вложения. Особым экономическим ресурсом является время. Экономические субъекты в своей производственной деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса. Без него не протекает ни один экономический процесс. Проблема времени проявляется в существовании временных ограничений любого экономического действия. Дробление основных экономических действий необходимо для изучения возможностей принятия оптимальных решений. В экономических моделях влияние времени на поведение субъектов учитывается при выделении краткого, краткосрочного и долгосрочного периодов. Экономические ресурсы, которые задействованы в производственном процессе, называются факторами производства. Факторы — это параметры, определяющие характер и результативность экономической деятельности, предопределяющие количество и качество производимого продукта. Так как производственные факторы формируются непосредственно из экономических ресурсов, их нередко отождествляют с последними. закономерности функционирования экономики ___________ 41 _ Классификация факторов производства, положенная в основу современной теории производства, принадлежит Ж.-Б. Сэю, который исходил из известного положения А. Смита о трех видах дохода: рен-те с земли, плате за труд, прибыли на капитал. Смит объяснял происхождение этих видов дохода экономией труда или ростом производительности труда. Согласно Сэю, каждый из факторов производства порождает соответствующий доход. А. Маршалл дополнил триаду факторов производства (земля, труд, капитал) четвертым — организацией, которая имеет многочисленные формы: организация отдельного предприятия; организация различных предприятий, занимающихся одной и той же деятельностью; организация различных видов деятельности по отношению друг к другу; организация государства, обеспечивающего безопасность всех и оказывающего помощь многим. Но предприятие как организация представляет собой неоднородный фактор, так как комбинирует различные факторы производства, а также различные виды экономических рисков. Кроме того, анализ деятельности предприятия затрудняется разнообразием и изменчивостью форм и способов организации производства. Поэтому вопрос о наличии четвертого фактора производства остается открытым. Согласно современной экономической теории выделяются четыре основные группы факторов, обеспечивающих производство материальных благ и услуг: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Земля выступает в качестве всеобщего средства производства. К этому, фактору относят сельскохозяйственные земли, залежи полезных ископаемых, леса и другие природные богатства. Труд — это деятельность, связанная с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленная на изготовление материальных благ и оказание услуг. В любой экономической системе труд представляет собой сознательную, целесообразную, энергозатратную, полезную деятельность человека, необходимую для удовлетворения общественных и личных потребностей. В данном определении содержатся все экономические аспекты труда. Труд как сознательная деятельность человека направлен на увеличение количества товаров, необходимых для удовлетворения потребностей. Полезность труда выражается и его продуктивности. В соответствии с экономическим подходом следует различать техническое понятие производительности труда (физическое количество товаров на единицу труда) и экономическое понимание производительности, основанное на полезности труда. 42_________________________________ Раздел I. Основные Представления о производительности труда в экономической теории менялись вместе с развитием ее предмета. Например, в XVIII в. физиократы считали производительным только сельскохозяйственный труд, так как только продуктивность земли способствует созданию чистого продукта. А. Смит признавал производительным труд, занятый в материальном производстве, так как именно он обеспечивает прирост общественного богатства. В теории марксизма к производителям в обществе относили работников физического и умственного труда. Современная теория признает всякий труд, независимо от его природы и носителей, производительным, если он является созидательным и полезным, а также косвенно участвует в создании продуктов и услуг. Итак, трудом считается любая целенаправленная деятельность человека, требующая следующих усилий: • физических (что предполагает износ и необходимость вос • умственных и психологических; • волевых (вне зависимости от области приложения, формы и способов организации работы). Современная экономическая теория существенно расширила перечень видов деятельности, получающих общественное признание и относящихся к экономическим. Развитие экономики сопровождается тенденцией к выделению и разграничению различных форм труда. Неоднородность труда проявляется в экономических формах (изобретательский труд, руководящий, организаторский, исполнительский, квалифицированный или неквалифицированный). В основе дифференциации экономических форм труда лежит общественное разделение труда. Преобладание в обществе той или иной экономической формы труда над другими является показателем развитости экономики в целом. Понятие «капитал», принятое в современной экономической теории, акцентирует внимание на его функциональных характеристиках. Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда. С точки зрения набора разнородных ресурсов структуру капитала составляют оборудование, промежуточный продукт, деньги, ценные бумаги. Все эти разнородные экономические ресурсы объединяются единой целью экономических субъектов — получением дохода (рис. 2.2). Материально-вещественный капитал используется в процессе производства и состоит из физического набора орудий и средств труда, сырья и материалов. Процесс воспроизводства Date: 2015-09-24; view: 448; Нарушение авторских прав |