Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Формирование цен на факторы производства. Рынок земли
Основные понятия: производный спрос; предельный продукт; предельный продукт в денежном выражении; предельные издержки на ресурс; правило спроса на ресурс МRР = MRC; соотношение ресурсов, обеспечивающее наименьшие издержки; соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль. Абсолютно неэластичное предложение земли; экономическая рента; аренда; цена земли; дифференциальная рента.
Экономические ресурсы используются для производства товаров и услуг, поэтому их еще называют факторами производства. В экономической теории (и это нам уже известно) в классификации экономических ресурсов принято выделять природные ресурсы, капитал, труд и предпринимательскую способность как особый вид человеческого таланта. Природные ресурсы, капитал и труд покупаются предпринимателем для организации бизнеса. Соответственно различают рынки природных ресурсов, капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет важнейшую социально-экономическую функцию: помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства населения. Ресурсы продаются и покупаются, поэтому они имеют цену. Последняя, как и цена на товарном рынке, складывается под влиянием спроса и предложения. Теории спроса и предложения и категориальный аппарат предельного анализа применим к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последнее по более высокой, а не по низкой цене. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами. Названные общие черты реализуются на рынках ресурсов через специфические закономерности. Рассмотрим их отдельно для спроса и предложения. Особенности спроса на ресурсы. Теория спроса на ресурсы основана на анализе максимизации прибыли со стороны предпринимателя. Возможности использования ресурсов предпринимателем ограничены в силу ряда факторов. Во-первых, уровнем производственной технологии, которая определяет, как могут быть скомбинированы ресурсы для производства продукции. Во-вторых, производным характером спроса на ресурсы, уменьшение которого зависит от изменения спроса на готовые товары и услуги. В-третьих, уровнем цен на сами эти ресурсы. Эффективность размещения и использования ресурсов выражает производственная функция. Она показывает зависимость объема выпускаемой продукции от использования различных ресурсов, т.е., в конечном счете, она дает возможность увидеть, какой объем продукции фирма может предложить на рынок. Общий вид производственной функции таков: Q = f(L,K,M), где: Q- максимальный объем продукции, производимый при данной технологии и данном соотношении труда – L, капитала – K и материалов – M. Рассмотрим производственную функцию с одним переменным фактором (трудом). Наш анализ будет относиться к краткосрочному периоду. Провести его целесообразно при помощи табл.6.1. Таблица 6.1
Использование труда в производственном процессе можно описать при помощи понятий совокупного, среднего и предельного продуктов труда. Они характеризуют производительность данного процесса. Совокупный продукт труда ТР L количество продукта произведенного при определенном количестве труда и при прочих измененных факторов производства. Средний продукт труда – это отношение совокупного продукта труда к использованному количеству труда
Предельный продукт труда – это дополнительный продукт добавочно использованных единиц труда при неизменности других. По уже изученному закону убывающей доходности предельный и средний продукт ресурса сначала растут, а потом снижаются. В этом случае закон убывающей доходности формируется как закон убывания производительности. Между средним и предельным продуктами существует тесная взаимосвязь. Рис. 6.1. Предельный и средний продукт труда
Кроме производительности на конечный результат влияет и цена готового продукта. Предельный продукт ресурса в денежном выражении - это предельный доход ресурса. В экономической теории сформулировано правило использования ресурсов: дополнительная единица любого ресурса будут использоваться до тех пор, пока предельный доход, приносимый ресурсом, не станет равный предельным издержкам на его приобретение. Это правило позволяет утверждать, что графиком спроса на ресурс является график его предельного дохода. Приведенное правило использования ресурсов является общим и не зависит от моделей рынка. Однако в условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это – работа рынка. По мере увеличения количества любого ресурса его предельный доход будет убывать, потому что убывает его предельный продукт. Предельные издержки при этом будут равны рыночной цене ресурса. И в рамках отдельной фирмы последняя не будет меняться. В условиях же несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы вызывает снижение цены готового продукта. При этом наиболее вероятна ситуация, когда несовершенный конкурент приобретает ресурсы на неконкурентности рынка и вынужден каждую добавочную единицу ресурса покупать по более высокой цене. В результате по мере увеличения производства предельный доход переменного ресурса уменьшается более стремительно, чем на конкурентном рынке, а его предельные издержки растут. Все это вынуждает фирму ограничивать объемы производства, а следовательно предъявлять ограниченный спрос на ресурсы. Для убедительности нашего вывода используем табл.6.2. Таблица 6.2
Кривая DLна рис.6.2 отражает спрос на ресурс совершенного конкурента, а кривая DL’ – спрос несовершенного конкурента. Изменение спроса на ресурс, который приведет к сдвигу кривой спроса, может быть вызвано следующими факторами: · изменением спроса на выпускаемую продукцию; · изменением производительности ресурса; · изменением цен на другие ресурсы, как на взаимозаменяемые, так и взаимодополняемые. Date: 2015-09-24; view: 349; Нарушение авторских прав |