Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рынков





По мнению ряда экономистов, к причинам возникновения рынка следует отнести:

1. Общественное разделение труда;

2. Экономическую обособленность производителей, выраженную, прежде всего, в частной собственности на средства производства.

Адам Смит считал, что обмен вытекает из естественного, природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения многих других необходимых ему благ. Обмен – это эквивалентно–возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Следует отметить, что необходимость обмена одного продукта на другой не возникла бы, если ограниченность ресурсов не вела бы к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. Разделение труда позволяет преодолеть ограниченные производительные возможности любого вида ресурсов, использовать преимущества каждого их них, специфику в способах и технологиях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества. Рыночная экономика является результатом процесса обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.

Рассмотрим, что такое рынок, каковы его функции и какие виды рынков существуют.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Существуют различные определения рынка. Например, Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. В учебнике «Экономикс» Макконнелла мы можем прочитать, что рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков), отдельных товаров и услуг. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. В некоторых случаях контакт между покупателем и продавцом может быть личным (пример, магазин), иногда осуществляется через посредников (пример, фондовая биржа, где о купле-продаже ценных бумаг договариваются агенты клиентов, так называемые брокеры или дилеры).

Роль рынка и его функции в экономике определяются следующими моментами.

Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики.

Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще А. Смит, имея в виду спрос и предложение. Она–то и заставляет предпринимателя, преследующего собственные интересы (получение прибыли), служить интересам общества, т.е. создавать больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных неконкурентных предприятий.

В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходам и ценам. В тоже время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

В-пятых, рыночные цены выступают носителями информации о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности. Это позволяет как покупателям, так и продавцам корректировать свои планы и принимать оптимальные решения.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи. К ним относятся рынок товаров, услуг, информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров состоит из рынка средств производства (инвестиционные товары) и рынка предметов потребления.

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Это рынки:


1) Топлива и минерального сырья;

2) Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

3) Объектов промышленного строительства;

4) Машин и оборудования;

5) Научно - технических знаний (открытий, изобретений и т.д.).

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

Рынок услуг – это купля–продажа услуг здравоохранения, общественного питания, образования, сферы туризма, бытового обслуживания.

Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составила 80 %.

Рынок капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок ценных бумаг.

По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки.

По типу конкуренции различают: 1) Рынок свободной (чистой) конкуренции; 2) Чистая монополия. 3) Рынок монополистической конкуренции. 4) Олигополия.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему от выбора точки на графике производственных возможностей зависит будущее состояние экономики. Поясните с помощью графиков производственных возможностей для двух стран А и В (Рис. 1.2 а, б), которые производят товары производственного назначения Y и потребительские товары X.

а) Страна А б) Страна В

Y Y

 

-----------*G

 

---------------------* G

 

 

X X

Рис. 1. Границы производственных возможностей в двух странах А и В

Тесты

1. По таблице определите альтернативную стоимость производства дополнительных единиц тов. Х (видеоигр). Как изменяется альтернативная стоимость и почему:

A B C D E

Y (спорт. товары) 16 15 12 7 0 а) 16 15 12 7 0; б) 1 3 5 7;

X (видеоигры) 0 1 2 3 4 в) 15 6 2,3 0; г) 1 4 9 16.

2. Что не характерно для полной занятости:

а) эффективное использование экономических ресурсов;

б) увеличение одного блага сопровождается уменьшением другого;

в) действует закон возрастания альтернативных затрат;

г) увеличение производства данного блага невозможно.

3. В чем суть проблемы выбора для потребителя, и в каких условиях она возникает:

а) это сложность выбора в условиях избытка товаров;

б) невозможность одновременно увеличить покупку двух желаемых благ;

в) невозможность выбора в условиях дефицита;

г) невозможность увеличить покупки желаемого товара в рамках ограниченного дохода.

4. Какое определение не соответствует понятию эффективного использования ресурсов:

а) достигается полная занятость ресурсов;

б) нет свободных ресурсов, чтобы увеличить производство товаров и услуг;

в) можно увеличить производство одного блага, не сокращая количество другого;

г) невозможно одновременно увеличить производство двух альтернативных благ.







Date: 2015-09-24; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию