Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная политика
Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приводятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегрируются в первую очередь социальной политикой. В социальном государстве социальная политика - главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспечивающий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных компонентов и частей. Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; социальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления).[60] Реализуется и осуществляется социальная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. Важнейшим аргументом социальной политики является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов. Необходимость выполнения любым человеческим сообществом присущими ему институтами функции социальной защиты своих членов вытекает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящими в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социальная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препятствия для действия неблагоприятных для граждан явлений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защита включает в себя меры позитивного характера, то есть поддержку, помощь материального, правового, морального и иного характера, рассматривая их как составные части механизма социальной защиты. В социальной защите, то есть в использовании общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а также организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и интересов, от загрязнения окружающей природной среды. Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений системы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает защиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невозможно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребности в соответствующих сферах жизнедеятельности - получать образование, медицинскую помощь и др. Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных». Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает: · стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; · предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования; · предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; · доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям. В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства. В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики. Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя: · право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам; · право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев; · право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию - исключительно на основе личных способностей; · право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов; · право на социальную защиту и, значит, на; социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста; · право на свободу передвижения и воссоединения семей; · право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего: · растет нищета и отчужденность в обществе; · снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила; · население болеет, стареет и умирает, · падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе; · уменьшается человеческий потенциал; · уничтожается гражданское общество, · расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма; · теряется легитимность самого государства. Многие Европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной Хартий и неуклонно соблюдающие ее требования, добилась высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом, в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка). Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями. Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народнохозяйственного комплекса. Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление: · порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы; · размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице; · правил поиска новых рабочих мест; порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства. По данным Минэкономики, уровень безработицы в 2009 году вырастет до 7,5 процента, а общая численность россиян без работы составит 5,5 миллиона человек. В 2008 году тот же показатель составлял 4,6 миллиона человек. Прогноз по безработице дали специалисты Международной организации труда (МОТ). По их мнению, в 2008-2009 годах количество безработных в мире может увеличиться на 50 миллионов человек. Представители МОТ охарактеризовали происходящее как «кризис глобального трудового рынка». В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум. Также в ГСС предусматривается установление: · размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юридических и физических лиц в государственный пенсионный фонд; · порядка организации и деятельности негосударственных пенсионных фондов. В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление: · минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения; · перечня категорий населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением. Государственные социальные стандарты в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами: · нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека; · порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) · улучшении жилищных условий; · порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов; · перечня и нормативов предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины); · максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи); · порядка предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; · предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги; · категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях; · порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней. В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования. В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стандарт должны использоваться соответствующие государственные образовательные стандарты[61], включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др., разрабатываемым Минобразования России. Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением. Государственные социальные стандарты в области науки предусматривают: · порядок финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов); · норматив материально-технического обеспечения деятельность научных учреждений (включая научные подразделения вузов); · порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам; · тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов); · пенсионное обеспечение научных работников (включая научных работников вузов). Государственные социальные стандарты в области здравоохранения и физического развития предусматривают определение: · перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения; · нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя; · категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами; · перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях; · нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом; · порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней. К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов. К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами. Государственные социальные стандарты в области культуры предусматривают определение: · нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры; · категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и (или) с предоставлением иных льгот; · порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных ценностей. Государственные социальные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания населения предусматривают определение: · порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фондов; · категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи; · перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях; · порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней. Государственные социальные стандарты в области обеспечения экологической безопасности предусматривают определение: · предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды; · условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды; · порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасности. Государственные социальные стандарты в области защиты социальных прав граждан предусматривают определение порядка: · предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата); · государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг; · предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы; · финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав. Государственные социальные стандарты в области применения налогового и ценового механизмов предусматривают установление порядка налогообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительского рынка в соответствии с национальными законодательствами. Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами. Она определяется: · состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики; · долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан; · уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы; · направленностью региональных бюджетов на решение социальных проблем. Необходимо проведение переориентации действующего экономического механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплексный характер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обязанности и ответственность, чтобы обеспечить в необходимых случаях перелом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последовательное движение к цивилизованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству. В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспертиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.
Date: 2015-09-24; view: 516; Нарушение авторских прав |