Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Документы и источники
Все тексты делятся на те, которые надо исследовать, и те, в которых исследуются эти тексты, то есть существуют исследуемые и исследовательские тексты, причем первые могут стать вторыми и наоборот. Так вот, когда какой-либо текст становится объектом исследования, он классифицируется как источник. Источник — это текст, который вы должны исследовать в вашей работе. При изучении политологии анализ источников является одним из наиболее значимых и информативных видов учебной деятельности. Источники обычно выносятся в отдельную группу при составлении списка литературы. Списывать с них, конечно, смысла не имеет, поскольку вы пишите о них. Каждая дисциплина имеет свои виды источников. Документ — это уже не просто текст, а текст, так сказать, окаменевший, в котором ничего нельзя менять, с которым надо обращаться предельно осторожно. Используя или упоминая документы в работах по политологии, самое пристальное внимание следует обратить на оформление. Документы надо воспроизводить с максимальной точностью, выписывая все их выходные данные. К выходным данным относятся: 1) максимально точное и полное, включая подзаголовки, название документа; 2) год и место издания документа и издательство, которое его опубликовало; 3) номер самого документа, его выпуска или части, год издания; 4) точное (до числа) время создания документа, а также время его вступления в силу и опубликования; 5) учреждение, к которому относится документ; 6) учреждение, в котором хранится документ, если он не опубликован. Цитируя или упоминая правовые акты, следует называть их соответствующие статьи, пункты или абзацы. При этом ссылки надо делать на официальные издания таких актов. Например, Гражданский кодекс РФ надо цитировать не по какому-нибудь из многочисленных коммерческих изданий, а по изданию: Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 32. - Ст. 3301. Цитируя или упоминая архивные материалы, следует называть сам архив, номер архивного фонда, номер описи, номер дела, а также номер листа. Например: ГАРФ.ф.6991, on. 2, д. 1, л. 38, где ГАРФ — аббревиатура Государственного архива РФ; ф. — фонд; on. — опись; д. — дело; л. — лист. В некоторых случаях, если, например, речь идет о старинных рукописях, бывает необходимо описывать физическое состояние документа либо форму его копирования. Воспроизводя в своей работе текст документа, знайте, что вас всегда могут проверить и уличить в неточности, это всегда неприятно и чревато нежелательными последствиями. Источники в целом представляют собой достаточно сложный материал. Поэтому, прежде чем обращаться к первоисточникам и искать в этих старых толстых томах нужные вам цитаты и мысли, обратитесь сначала к второисточникам, в которых все эти цитаты и мысли собраны и систематизированы. а) Работа с литературными источниками Литературную работу нужно проводить с максимальной экономией сил и времени. Для этого нужно пользоваться рациональными методами и приемами, работать аккуратно, не тратя времени на переписывание. Чтобы работать правильно, важно отработать определенную методику и технику работы над книгой. Самое главное в чтении и реферировании - это не только изучение нового фактического материала, но и стимуляция мыслей и идей. Умение работать с литературой — это своего рода мастерство. Цель — усвоение и реферирование, воспроизводство, ознакомление и информированность и т. д. При работе с книгой или статьей, как правило, соблюдается такой порядок: Первый шаг ознакомления - беглый просмотр книги. Даже при беглом просмотре книги можно предварительно определить ее необходимость и ценность. После этого начинается детальный просмотр книги: прочитывается титульный лист и оглавление, бегло прочитывается введение, просматривается книга, таблицы, рисунки и прочитывается заключение. Ознакомившись с книгой, решают, читать ли всю книгу или отдельные главы. Далее — выборка, проработка, углубленное чтение и изучение книги. На этом этапе работы делаются необходимые записи, иногда очень пространные. Приведем некоторые указания техники чтения, применение которых сопутствует наилучшей организации работы, ее плодотворности, экономии сил и времени: · Организовать свое читательское место с таким расчетом, чтобы ничто не отвлекало от работы. Нужные книги и письменные принадлежности расположить около себя. Не рекомендуется читать во время еды. · С книгой надо работать активно, сосредоточенно, внимательно. В случае необходимости целесообразно перечитывать избранные места вслух, отчетливо произнося слова, останавливаясь на знаках препинания. При чтении книг необходимо иметь в виду следующее: · лучше читать немного, но основательно; · нужно работать по строго продуманному плану. Скорость чтения и понимание приходят постепенно. Сначала следует научиться разбираться в непонятном. Затем нужно научиться пересказывать прочитанное. Окончив читать книгу, необходимо вспомнить, о чем в ней написано и вкратце пересказать. В начале лучше это делать по главам, не вдаваясь в подробности, а затем по мере приобретения опыта все более детализировать пересказ. Лучше всего по прочитанной книге составлять план или реферат по памяти. Начиная читать книгу, целесообразно следовать следующей методике: · первая задача — уяснить себе и усвоить прочитанный материал; · вторая задача — обдумать прочитанное; · третья задача — сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки; · четвертая задача - дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга. С целью повышения работоспособности и сохранения здоровья необходимо соблюдать ряд правил. Умственная работа требует четкого ритма, включающего строгое чередование работы с отдыхом. Основа отдыха — сон, поэтому за час до сна полезно прекращать всякие занятия. Читать в ночное время вообще нецелесообразно. Необходимо учитывать, что при чтении лежа в постели, за едой, при слабом освещении портится зрение, поэтому читать и писать следует сидя за столом при дневном свете. В вечернее время свет от лампы должен падать на страницы книги слева. Нормальное расстояние от глаз до страницы книги должно быть 30-40 см. Не рекомендуется читать до усталости, через каждые один-два часа необходимо давать глазам отдохнуть, для этого достаточно закрыть глаза на 1-2 минуты. Рекомендуется работать с книгой в помещении с температурой воздуха 18—20° С. Помещение должно быть хорошо проветрено. Недопустимо работать в накуренном помещении. Напряженную умственную работу с книгой лучше вести в совершенной тишине, так как посторонние звуки отвлекают и быстрее наступает утомление. Без риска переутомления можно заниматься умственным трудом 9-12 часов, при условии регулярных перерывов в работе, чередовании различных видов труда, физических упражнений и прогулок по свежему воздуху. Данные рекомендации посвящены технике выбора книги для чтения, технике самого чтения и осуществления записей в процессе чтения. Каковы бы ни были формы самостоятельной работы студентов — подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, к докладу или лекции — все они предполагают работу с книгой. Опыт показывает, что студенты испытывают большие трудности в работе с книгой. В частности, они весьма неумело пользуются ее рабочим аппаратом, затрудняются в выборе книги, к чтению приступают сразу с глав или параграфов, проходя мимо таких важных вспомогательных сведений, которые содержатся в оглавлении, аннотации, предисловии и введении. Как работать с книгой? Выбор книги. Книжные фонды практически необъятны. Выпуск книг с каждым годом увеличивается. В решении нелегкой задачи выбора книги студенту помогают программы изучаемых курсов, содержащие перечень основной и дополнительной литературы. Большую помощь им оказывают и специальные рекомендательные списки, подготовленные кафедрами, а также указания преподавателей, что необходимо читать по тому или иному вопросу. Вместе с тем, если студент не овладеет навыками самостоятельного поиска книг для чтения, он никогда не обретет «квалификацию студента», не станет творчески работающим специалистом. Академик С.И. Вавилов сравнивал современного читателя с золотоискателем, находящимся перед Гималаями библиотек, которому нужно отыскать крупинки золота в массе песка. Умение быстро находить нужную литературу требует знания основ библиографии. Знание библиографии предполагает, во-первых, знакомство с основными библиографическими источниками, с классификацией и разновидностями справочных и библиографических изданий, во-вторых, навыки работы с ними. Прежде всего, следует иметь представление о двух видах временной библиографии: перспективной и ретроспективной. Перспективная библиография дает сведения о готовящейся к печати и печатающейся научной литературе. Этот вид библиографии интересует читателя после того, как он достаточно ознакомился с интересующей его проблемой и у него появилась необходимость следить за перспективой, т.е. возможными путями ее дальнейшего развития, а также знать состояние разработки проблемы на данный момент. С этой целью крупные издательства публикуют тематические планы и каталоги своей продукции. Как правило, использование перспективной библиографии необходимо студенту при выполнении курсового, дипломного проектирования, учебно-исследовательских заданий творческого характера. Ретроспективная библиография — это библиография, обращенная в прошлое. Она знакомит с историей развития данной проблемы, с литературными источниками прошлых лет. При работе с ретроспективной библиографией важно знать, что она составляется в обратнохронологическом порядке. Сначала указываются новейшие источники, затем более ранние и, наконец, самые ранние. Применение этого принципа обусловлено прежде всего тем, что приступая к исследованию того или иного научного объекта, необходимо прежде всего выяснить, что о нем известно в настоящее время и что - ранее. Первым этапом ознакомления с литературными источниками является просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. Энциклопедии — это научные издания, сообщающие наиболее существенные сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности. Существуют универсальные и отраслевые энциклопедии. Словари — это книги, содержащие перечень слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями, переводом на другой язык и т.д. Вторым этапом работы с литературными источниками является знакомство и просмотр учетно-регистрационных библиографических изданий, издаваемых Книжной палатой России («Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись периодических изданий» и др.). Третьим этапом в работе с литературными источниками является просмотр библиографических указателей («Новая литература», «В мире книг» и др.). Четвертый этап — просмотр каталогов. Библиотечные каталоги — это ценные библиографические пособия. Они раскрывают имеющиеся в данной библиотеке книжные фонды. Наконец, сведения о литературе по изучаемой проблеме можно найти при знакомстве с уже найденными печатными работами, во-первых, в виде указанной литературы в сносках; во-вторых, в прикнижной или пристатейной библиографии; в-третьих, в обзорах и введениях к книгам, статьям и другим источникам. б) Чтение книги. Итак, книга выбрана. Важно теперь установить в работе с ней строго продуманную систему, которая позволяла бы студентам выбирать существенное, опустив второстепенное или уже известное. Рациональное чтение освобождает от непроизводительных затрат времени и сил. При чтении студентом научной и учебной литературы отмечаются три ступени усвоения материала. На первой ступени студент понимает суть прочитанного, но не может изложить ни в устной, ни в письменной форме. На средней ступени проявляется работа памяти: студент пересказывает материал, нередко словами оригинала. Высшая ступень усвоения материала характеризуется тем, что студент может анализировать материал, использовать методы сопоставления и оценки его с позиций полученных ранее знаний. Работа студента с литературой сопряжена с активной психической деятельностью. Она зависит, в частности, от установки — готовности личности к деятельности, возникающей на основе единства потребности, мотивов и ситуации, соответствующей этой потребности. Фиксированная установка способствует повышению эффективности чтения, активизации мышления, памяти, более точному восприятию. Установка на выделение в тексте фактов и мыслей, на прочное запоминание, на глубокое понимание, на критический анализ текста помогает студенту выполнять поставленную задачу. Установка на «легкое» чтение отрицательно влияет на усвоение материала. Установка на зазубривание мешает осмыслению прочитанного. Намерение возможно более подробно записать текст затрудняет выделение в нем главного. Для осмысления любого читаемого текста важно улавливать связь между логическим субъектом (о чем говорится) и логическим предикатом (что говорится), которые вместе составляют текстовое суждение. Логический субъект можно рассматривать как тему текста, логический предикат — как раскрытие этой темы. Пониманием или осмыслением текста называется установление связи между предметами путем применения имеющихся знаний. Оно проявляется в том, что студент узнает предмет, относит его к определенной категории сходных предметов, в результате чего устанавливает в нем новые свойства. Поэтому для осмысления текста важно быть не только внимательным, но и уметь вспоминать, владеть определенными мыслительными приемами и операциями, применять имеющиеся знания и добывать новые. Для этого необходимо в процессе чтения: · ставить вопросы и находить на них ответы; · выдвигать предположения; · предвосхищать то, о чем будет говориться дальше; · мысленно возвращаться к ранее прочитанному под влиянием новой мысли; · проводить критический анализ и оценку содержания; · повторять прочитанный текст. Повторение может быть пассивным или активным, концентрированным (сплошным) или распространенным во времени, разделенным перерывами (от нескольких часов до нескольких дней). Наиболее целесообразно и продуктивно распределенное повторение: оно требует почти в 2 раза меньше времени, чем концентрированное. Наиболее оптимальным промежутком времени при повторении одного и того же текста следует считать один-два дня. Чтение может быть сплошным и выборочным. При сплошном чтении выделяют четыре основных временных режима или уровня: · первый уровень — тщательное чтение: критическое или аналитическое, с пристальным вниманием к деталям, размышлением над информацией, оценкой содержания материала, напряжением мысли (чтение учебников, монографий); · второй уровень — обычное чтение: в высоком темпе без особых усилий для понимания (чтение газет, журналов, художественной литературы); · третий уровень — чтение в высоком темпе, требующее сосредоточенности и умственного напряжения; · четвертый уровень — выборочное чтение с целью поиска специфической информации в тексте или получения общего впечатления о содержании материала. В этих случаях опытный читатель повышает свой КПД чтения, пропуская ту информацию, которая не соответствует поставленной цели. Чтение новой книги надо начинать с изучения оглавления, затем прочитать библиографические данные на титуле и обороте титула — название работы, фамилию автора, место и год издания, аннотацию. После этого полезно бегло прочитать книгу, чтобы получить общее представление о ее содержании. Детальное изучение раздела книги лучше начинать не сразу после ее беглого чтения, а через некоторый промежуток времени, когда в результате подсознательной работы головного мозга произойдет частичное усвоение полученной информации. В таком случае изучение материала будет легче, чем при первом чтении. «Вход» в чтение не бывает мгновенным. Вначале лишние помехи в той или иной степени отвлекают внимание. Через 10—30 минут сосредоточенность достигает максимума. Читатель врабатывается в процесс восприятия настолько, что создает вокруг себя как бы «барьер внимания», через который не может пробиться шумовой фон. Период максимальной сосредоточенности длится от 3 до 6 часов, затем продуктивность чтения падает, человек утомляется, ослабевает «барьер внимания», и его легко пробивают компоненты шумового фона. Средняя скорость чтения для студента составляет 120-180 слов в минуту, норма чтения — 100-150 литературных источников в год. Степень освоения содержания текста при такой скорости чтения колеблется от 20 до 60%. Соответствующие занятия и тренировки позволяют студентам увеличивать скорость чтения от 180 до 480 слов в минуту при одновременном росте усвояемости текста от 60 до 75%. Для определения скорости чтения количество слов текста нужно разделить на время в минутах, необходимое для прочтения данного текста. Для облегчения задачи можно использовать готовые тексты с подсчитанным количеством слов в минуту. Выбранная студентом скорость чтения зависит от таких факторов, как целевая установка и желаемая степень восприятия и понимания учебного материала, степень плотности печатной информации, уровень знаний по данному вопросу, внутренние условия чтения (отношение к тексту, умение распределять свое внимание и др.) и внешние условия чтения (эргономическое и эстетическое оформление рабочего места, санитарно-гигиенические условия труда и т. д). Для определения степени усвояемости прочитанного и изученного текста рекомендуется после прочтения контрольного текста задать себе по нему 10 вопросов. Правильные ответы на 5 вопросов из 10 свидетельствуют о 50%-ной степени усвоения, на 7 вопросов - о 70% -ной и т.д. Для получения общих сведений о предмете достаточно иметь усвояемость при чтении 50%; для понимания самого существенного — 60—70% от общего количества прочитанного. Чтобы чтение было рациональным, важно освободиться от вредных привычек. Одна из них — вождение карандашом, линейкой или пальцем по строчкам во время чтения. Чтобы избавиться от этой привычки, надо держать книгу двумя руками или держать левой рукой, а правой вести запись конспекта. Уменьшение расстояния от текста до глаз при неправильной рабочей позе или нерациональном расположении книги — также вредная привычка при чтении. Избавиться от нее можно, если располагать книгу на пюпитре или специальной подставке, а голову подпирать двумя руками. Чтобы избежать регрессий, т.е. движения глаз вверх по странице для возвращения к уже прочитанному, на что растрачивается 1/6 часть времени чтения, надо закрывать чистым листом бумаги прочитанные строки или пользоваться пейсером. Надо бороться и с такой вредной привычкой, как шевеление губами при чтении, как бы проговаривание текста — вокализация, которая замедляет скорость чтения. Чтобы устранить этот недостаток, надо держать во время чтения карандаш между зубами; зажимать язык зубами; читая про себя, вслух считать от 1 до 10; во время чтения выстукивать определенный ритм пальцами или карандашом по столу; держать при чтении рот открытым. Для повышения эффективности чтения необходимо вырабатывать привычку читать не отдельные слова, а целые смысловые блоки. Это так называемое крупноблочное чтение, когда читаются не слова, а мысли. Оно трудное, но наиболее эффективное. Полезно научиться увеличивать поле восприятия информации и двигательную способность глаз. Для этого с целью тренировки следует глаза при чтении перемещать по вертикали сверху вниз. Можно провести по центру читаемого листа вертикальную линию и первое время ориентироваться на нее. Если для упражнений применен узкий столбец газетного листа, его можно согнуть по вертикали. В раде случаев возникает необходимость выборочного чтения, например, при подготовке к семинару, зачету, докладу. Для этого могут использоваться два вида чтения со сверхскоростями — скимирование и сканирование текстов. Скимирование — быстрый просмотр текста для осознания его основного смысла. Возможно применение трех разновидностей скимирования: а) предварительный просмотр, за которым следует повторный, более тщательный просмотр для отыскания необходимого материала; б) сквозной просмотр — для понимания основных идей и фактов; в) пересмотр — для изучения ранее прочитанного текста, например, конспекта лекций перед экзаменом. Сканирование — выборочное чтение с целью ответа на конкретные вопросы, поиска цитаты, ссылки, формулировки определения. Схема сканирования такова: в большом массиве слов идет поиск нужного отрывка текста со скоростью от 1000—13000 до 10000-25000 слов в минуту. Взгляд глаз при сканировании следует зигзагообразно или по вертикали в центре листа. Целесообразно комбинированное применение скимирования и сканирования текста. в) Техника работы с книгой. Составление плана прочитанного. В практике самостоятельной работы с книгой применяются следующие типы планов: 1. Структурный план. Он составляется в соответствии со структурой изучаемой книги (от введения до заключения). За основу такого плана принимается перечень основных разделов, глав и параграфов. 2. Предметный или логический план. Он может быть составлен в форме перечня названий основных вопросов, соответствующих оглавлению книги или в форме вопросов по тексту книги. 3. Тематический (сводный) план. Особенность его в том, что он составляется на основе изучения нескольких произведений по теме. Такая форма плана чаще всего применяется в процессе подготовки к лекции или докладу, а также при выполнении курсовой или дипломной работы. 4. План-конспект. Он включает в себя, кроме плана темы, письменное изложение прочитанного с доводами, доказательствами и собственными заметками. При составлении плана-конспекта, как и любого другого плана, необходимо хорошо знать содержание прочитанного, уметь уяснять связи между основными частями учебного материала, между его содержанием и смысловым значением названий и заголовков к нему. В ходе работы над планом-конспектом следует стремиться к тому, чтобы он не разъединял прочитанное на части, а, напротив, связывал его в единое целое. Поэтому в процессе чтения книги следует вычленять ее части, в пределах каждой части — четко формулировать основную мысль. При этом каждая часть плана должна получить четкий и краткий заголовок при определенной системе нумерации, отвечающей логической последовательности текста. Конспектирование — наиболее распространенная форма краткого, четкого и последовательного письменного пересказа содержания с аргументами и личными замечаниями. Особенностью конспекта является то, что в него входят различные формы записей - план, тезисы, выписки, цитаты, расчеты, выводы и др. Наиболее распространенными приемами конспектирования можно считать следующие: · текстуальное — сокращенная запись всех главных положений, выводов и обобщений с минимумом доказательств; · свободное — сжатая форма записи наиболее существенных положений учебной книги, изложенных своими словами. Здесь желательно пользоваться цитированием, приведением фактов, доказательств, усиливающих аргументированность учебного материала; · сложное — более широкая форма записи, в которой используется несколько видов записей (план, тезисы, примеры, критические замечания, цитаты и проч.). Кроме того, в сложном конспекте дается обстоятельный анализ всего прочитанного материала с учетом использованной основной и дополнительной литературы. При конспектировании книги целесообразно придерживаться следующей методики ведения записей: 1. Внимательно прочитать текст и усвоить его. 2. Записи следует вести четко, сжато и понятно. Общий объем их рекомендуется делать в 5-7 раз меньше, чем изучаемый текст. Многословные записи — результат недостаточно осмысленной работы, неумения излагать свои мысли. 3. Конспект требует правильного оформления. Он должен вестись по плану, который составляется перед началом записей. Первую страницу его можно отвести для библиографического описания книги. 4. Записи располагаются в строгой последовательности, соответствующей логике книги в целом, а также отдельных ее глав и параграфов. 5. С целью уточнения записей необходимо оставлять поля, а иногда и целые страницы. На них студент записывает собственные мысли со ссылками на учебники. 6. Каждая новая мысль в конспекте записывается с красной строки. Составление тезисов. Тезисы — предельно кратко сформулированные мысли изучаемой книги, лекции, доклада. Они содержат основные идеи и доказательства их достоверности, основные выводы и обобщения с их обоснованиями. Тезисы бывают: · простыми, если они построены без привлечения фактического материала; · сложными или развернутыми, с объяснениями, аргументацией и доказательствами; · комбинированными, в которых одни положения аргументируются, другие даются без разъяснений. Цитата — выдержка из учебной книги, монографии, первоисточника. Правила цитирования: 1. Осмыслить все основные положения темы, только потом приступать к цитированию. 2. Цитата должна отражать законченную мысль автора, а потому не допускаются никакие изменения слов и выражений, принятых в тексте. 3. Если в середине цитаты пропускаются некоторые вводные слова и предложения, знаки, то вместо них ставится отточие; когда допускаются пропуски не в середине предложения, а в начале или в конце его, то отточие ставится соответственно после вводных кавычек или перед кавычками, заключающими цитату. 4. Цитата должна заканчиваться сноской с указанием автора книги, заглавия, места и года издания, страницы. Рецензирование книги — общее или краткое суждение обо всей книге или анализ отдельных ее частей. Правила рецензирования: 1. Точно указать авторские данные, полное название книги и ее выходные данные (название издательства, место, год издания, страницы, приложения и т.д.). 2. Определить научно-познавательную ценность и идейную направленность содержания книги. 3. При оценке достоинств книги указать положительные и отрицательные стороны с точки зрения изложения (языка, преимуществ и недостатков стиля и т.д.). 4. Отметить ценные художественные и технические достоинства и недостатки (оформление, иллюстрации, чертежи, их целесообразность и качество). 5. Не оставить без внимания фактические и смысловые ошибки, если таковые имеются. 6. Определить круг читателей книги; отметить, насколько она отвечает запросам интересов тех, кому она адресована. 7. Сделать выводы и заключения по содержанию рецензируемого источника, дать ему критическую оценку. Каждое выдвинутое положение должно быть обоснованным и конкретным, а общая оценка работы - ясной и определенной. Date: 2015-09-24; view: 543; Нарушение авторских прав |