Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. 1. Осуществите наблюдение за людьми разных профессий и выделите те признаки их внешности, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности и





1. Осуществите наблюдение за людьми разных профессий и выделите те признаки их внешности, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности и статусе.

2. В чем особенность системного подхода Б.Ф. Ломова? Обоснуйте Ваш ответ.

«Ядро концепции Б.Ф. Ломова образуют шесть ключевых положений.

· Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Существует четыре плана анализа психики.

Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь как субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду других видов отражения (абиотического, биологического и социального); как регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания) и как структура личностных образований.

Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования.

Б.Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, обеспечивающие различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой.

Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой - носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структурных, функциональных, системных.

Четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных интеграции), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга. Целостное, описание психики в системе понятий предполагает сочетание всех планов анализа.

· Психические явления многомерны и могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.

· Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого положения распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).

· Человек обладает системой разнопорядковых свойств. С позиций системного подхода свойства человека (включая, конечно, и психические) организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании - раскрывающие их свойства n-ного порядка, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.

· Психические явления системно детерминированы. По мнению Б.Ф. Ломова, такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, выражают множественность детерминант психики.

· Психические явления - явления динамические, развивающиеся. Данное положение выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие - это движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование новых свойств или качеств. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т. д.) и предполагает различные пути их разрешения» (Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М., Воронеж, 1996).

3. Установите различия эмпирического и теоретического уровней научного психологического познания.

Научное познание включает в себя эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) имеют подчиненное значение, поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних проявлений, доступных живому содержанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация - характерные признаки эмпирического познания.

В современной методологии науки в понимании природы факта выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Факты в научном познании играют двоякую роль. С одной стороны, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий, а с другой - факты играют решающую роль в подтверждении теорий или их опровержении. Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией влечет за собой работу по устранению имеющегося противоречия, а если она оказывается безуспешной, теория признается ложной.


Итак, эмпирический опыт планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе нагружены теоретически.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального - понятий, теорий, законов. Чувственное познание, в данном случае, подчинено познавательному процессу. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания, осуществляемой с помощью понятий, умозаключений, законов, категорий и принципов.

На основе эмпирических данных происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий - «квинтэссенции» знания на данном уровне.

Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Следует иметь в виду, что рациональное взаимосвязано не только с чувственным, но и с внерациональным. Особенно важную роль играет интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя недооценивать важную роль воображения, фантазии и интуиции в научном исследовании.

Основными структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано и что нужно познать.

Гипотеза - предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактом опыта. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), приобретая характер истины.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать следующим условиям:

1. Соответствовать установленным в науке законам.

2. Должна быть согласована с фактическим материалом, на
базе которого выдвинута.

3. Не содержать в себе противоречий.

4. Должна быть простой, не содержать произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Допускать возможность ее подтверждения или опровержения.

Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится теорией.


Теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения). Выделяют следующие основные элементы теории:

· исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы;

· идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

· логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

· философские установки и ценностные факторы;

· совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект, построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется впоследствии.

Многообразию форм идеализации и, соответственно, типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным критериям. В зависимости от этого могут быть выделены теории: фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, объясняющие и описывающие (феноменологические).

Теория - это целостная развивающаяся система, совокупность достоверных научных положений. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени «зрелости», при которой оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, вскрывая причины и закономерности явлений. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них. Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающим фундаментальную закономерность данного предмета.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная - выявление причинных и иных зависимостей, многообразие связей данного явления, его существенных характеристик, его происхождения и развития.

3. Методологическая - формирование методов, способов и приемов исследовательской деятельности на базе теории.

4. Научного предвидения - на основании теоретических представлений, а также информации о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств.


5. Практическая - быть воплощенной в практик.

Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории, адекватно отражающей исследуемую предметную область в целостности ее законов и закономерностей. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая является системой законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его конкретности и целостности.

В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, которая является:

· объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

· существенной, конкретно всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

· необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

· внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

· повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Важнейшая, ключевая задача научного исследования - «поднять опыт до всеобщего», найти законы данной предметной области, определенной сферы реальной действительности, выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, теориях, идеях, принципах.

Познание законов – сложный, трудный и глубоко противоречивый процесс отражения действительности, но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая различные понятия и абстракции, формулируя те или иные законы, применяя целый ряд приемов и методов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование).

Законы открываются сначала в форме гипотез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к их «очищению», устраняют одни из них, исправляют другие, пока не будет установлен закон в чистом виде.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнем познания весьма условна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним более сложные задачи. Теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.

Наука как целостная динамическая система знания может развиваться только, обогащаясь новыми эмпирическими данными, обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. В ходе истории соотношение между теорией и практикой развивается.

Для того, чтобы теория материализовалась, объективировалась в практических действиях, необходимы следующие условия:

· достоверность и адекватность отражения теоретическим знанием определенных сторон практики. Данное отражение должно быть творческим, выражающим объективные закономерности действительности;

· обнаружение теорией главных направлений и тенденций закономерного развития реальности в единстве прошлого, настоящего и будущего;

· зрелое и развитое состояние теории, ее высокий научный уровень. Для этого необходима постоянная, глубокая и всесторонняя ее разработка, путем обобщения новейших процессов и явлений жизни;

· «внедрение» теории в сознание людей, которые должны употребить ее практическую силу. Теория, будучи синтезом, концентрацией знаний о конкретном фрагменте действительности, должна выходить во вне, содержать в себе стремление к практической реализации и материальному воплощению;

· наличие необходимых средств воплощения теории в практику - как объективных, так и субъективных;

· материализация теории в практике должна быть процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые;

· успешная реализация теоретических знаний в практике обеспечивается убежденностью людей в истинности применяемых знаний;

· необходимость нахождения эффективных путей трансформации научного знания в программу практических действий, чтобы теория стала методом изменения мира;

· процедура трансформации знания в регулятивные средства практики не должна быть сведена к простому возврату теоретического знания к его эмпирическому уровню

 

4. Выявите основные характеристики психологического эксперимента.

Экспериментальное исследование отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

Эксперимент бывает исследовательским (поисковым) или подтверждающим. Его применение зависит от уровня разработанности проблемы и наличия знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Основные этапы психологического экспериментального исследования.

· Определение темы, ограничивающдей область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Первичная постановка проблемы.

· Работа с научной литературой, знакомство с экспериментальными данными, полученными другими психологами. Результатом этого является уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.

· Уточнение гипотезы и определение переменных.

· Выбор экспериментального инструмента, позволяющего управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную (речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента).

· Планирование экспериментального исследования - центральный этап всей процедуры.

· Отбор и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым экспериментальным планом. Совокупность потенциальных испытуемых обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Выбор популяции зависит от целей исследования.

· Проведение эксперимента:

а. подготовка. Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более одиннадцати слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на простоту, проводя предварительный опыт на пяти/десяти испытуемых;

ü инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая дополнительных развернутых комментариев;

ü экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.

б. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.

в. Выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования опубликованы.

 

5. Прочитав предложенные работы, установите особенности методологических проблем современной психологии. Выявите причины кризисных явлений в современной психологии. Прочитайте работы:

· Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического кризиса // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25-40

· Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. 2006. №1. С. 3-15

· Леонтьев А.А. Альтернативная психология // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №1. С. 113-116.

· Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 112-125.

· Юревич А.В. Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 3-11.

· Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 3-18.

· Юревич А.В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №1. С. 79-94







Date: 2015-09-24; view: 1104; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию