Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Односоставные предложения
С главным членом предложения -ПОДЛЕЖАЩИМ
| С главным членом предложения -
СКАЗУЕМЫМ
|
НАЗЫВНЫЕ
Поздняя осень.
Вот парадный подъезд.
Неожиданное известие.
|
ОПРЕДЕЛЁНО-ЛИЧНЫЕ
Сказуемое выражено в форме 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени. Сказуемое может стоять в изъявительном и повелительном наклонении.
Вместо отсутствующего подлежащего можно подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.
Поднимись на высокую гору и с вершины её посмотри… Хотим быстрее запомнить это правило.
|
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
Односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится неопределённо.
Сказуемое выражено глаголом:
- в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени;
- в форме множественного числа прошедшего времени;
- в форме условного наклонения.
Вместо отсутствующего подлежащего можно вставить местоимение ОНИ.
Киоск открыли. Его признают лучшим из всех. Кого-то окликнули.Подарили бы мне на день рождения собаку.
|
БЕЗЛИЧНЫЕ
Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего.
Сказуемое может быть выражено:
- безличным глаголом;
- личным глаголом в безличном употреблении;
- возвратной формой личного глагола;
- инфинитивом (неопределённой формой глагола)
Ни одно из местоимений Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОНИ подставить нельзя.
Мне нездоровится. Вечереет. Плохо мне снится.
Даже мечтать об этом не стоит.
| ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ (пословицы и поговорки) Вместо подлежащего можно вставить слова:
ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ВСЕ.
Семь раз отмерь – один раз отрежь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мойте руки перед едой!
|
Значения придаточных в сложноподчинённом предложении
Значение
| Вопросы, на которые отвечают придаточные
| Свойства
| Средства связи с главным предложением
| Примеры
| Определительные придаточные
| какой?
| Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово.
| который, что, куда, где и др.
| Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер
| Местоимённо-определительные
| какой? кто?
| Относятся к местоимениям тот, каждый, весь и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять и перед определяемым словом.
| кто, что и др.
| Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи.
Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
| Изъяснительные
| падежные вопросы
| Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам, реже к сущ-ным, прилагательным, словам состояния
| Союзы: что, как, будто, чтобы. Союзные слова: кто, откуда, где и др. Частица ли, употреблённая в значении союза
| Я сказал мальчикам, что заблудился.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Говорили, будто его видели в городе.
Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
Дети чувствуют, кто их любит.
Я не знаю, буду ли дома вечером.
| Присоединительные
|
| Похожи на добавочные замечания
| что, отчего, зачем, почему
| Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.
| Придаточные обстоятельственные
|
| Средства связи с главным предложением
| Примеры
| Образа действия
| как? каким образом?
| как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно
| Ученик всё сделал так, как требовал мастер.
| Меры и степени
| сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?
|
| Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил
| Места
| Где? куда? откуда?
| где, куда, откуда
| Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт
| Времени
| Когда? В какое время? С каких пор? До каких пор?
| когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др.
| Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек.
Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.
| Условия
| При каком условии? В каком случае?
| Если (если…то), когда, раз и др.
| Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
| Причины
| Почему? по какой причине?
| потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.
| Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
| Цели
| С какой целью?
| чтобы, для того чтобы и др.
| Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов.
| Сравнения
|
| как, чем, чем — тем, словно, будто, точно и др.
| Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.
| Уступки
| Несмотря на что? Вопреки чему?
| Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни
| Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
| Следствия
|
| Так что
| Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
|
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Последовательное подчинение
| Параллельное, неоднородное
подчинение
| Однородное подчинение
| это подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу.
| это подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов.
| Однородное подчинение — это подчинение, при котором главной части подчиняется несколько придаточных предложений, причем эти придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.
|
[ - = ], ( что- =),( когда = - )
Учитель объявил, что концерт состоится, когда закончатся уроки.
| Параллельное:
( Если -=),[-= -.- ],(который =)
Если будет хорошая погода, мы пойдём в поход, который давно запланировали.
Неоднородное:
[ - = ], ( чтобы- =),( так как =)
Мы торопились, чтобы прийти на турбазу вовремя, так как уже темнело.
|
[ = - ],(что-=), (что= -)
И всем казалось, что радость будет, что в тихой гавани все корабли.
[ - = ], ( как -=) и (как = -)
[ - =],(где =),(где -=) и (где =)
[ = - ], (что - =) и (- =)
| Комбинированное подчинение
|
( Если -=),[ - = ],( как =),( как =)
Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.
|
Два рядом стоящих союза в СПП с несколькими придаточными и сложных предложениях с различными типами связи:
[ - = ], (что, (если - =) =) НО! [ - = ], (что (если - =) то =)
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке не может быть и речи.
Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке не может быть и речи.
[ - = ], и, [ (хотя - =), = - ] НО! [ - = ], и [ (хотя - =), но = - ]
Женщина всё говорила, и, хотя слова были привычными, от них щемило сердце.
Женщина всё говорила, и хотя слова были привычными, но от них щемило сердце.
Date: 2015-09-24; view: 1194; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|