Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Править] Опыты с воспроизводимыми условиями





Планирование психологического эксперимента

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

Содержание [убрать]
  • 1 Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
  • 2 Этапы планирования
  • 3 Виды планов
    • 3.1 Простые планы[3]
      • 3.1.1 Опыты с воспроизводимыми условиями
      • 3.1.2 Опыты с привлечением двух независимых групп
    • 3.2 Комплексные планы
      • 3.2.1 Планы для многоуровневых экспериментов
      • 3.2.2 Факторные планы
    • 3.3 Квазиэкспериментальные планы
      • 3.3.1 Планы ex post facto
      • 3.3.2 Планы экспериментов с малым N
    • 3.4 Планы корреляционных исследований
      • 3.4.1 Виды корреляционных исследований
  • 4 Источники
  • 5 Рекомендуемая литература
  • 6 См. также

[править] Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план

Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:

  • количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
  • количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
  • методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
    • метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
    • метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
    • метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной)[1].

Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.

[править] Этапы планирования

Планирование включает в себя два этапа[2]:

  1. Содержательное планирование эксперимента:
    • Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
    • Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
    • Выбор необходимого метода эксперимента.
    • Решение вопроса выборки испытуемых:
      • Определение состава выборки.
      • Определение объёма выборки.
      • Определение способа формирования выборки.
  2. Формальное планирование эксперимента:
    • Достижение возможности сравнения результатов.
    • Достижение возможности обсуждения полученных данных.
    • Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

[править] Виды планов

  1. Простые (однофакторные) планы
    • Опыты с воспроизводимыми условиями
    • Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной)
  2. Комплексные планы
    • Планы для многоуровневых экспериментов
    • Факторные планы
  3. Квазиэкспериментальные планы
    • Планы ex post facto
    • Планы экспериментов с малым N
  4. Планы корреляционных исследований

[править] Простые планы[3]

Простые планы, или однофакторные, предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.

править] Опыты с воспроизводимыми условиями

В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной)[4]. Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.

Date: 2015-09-24; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию