Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение благотворительных пожертвований





Налог на прибыль

До 2002 года фирмы могли до 5% своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. С 2002 года, с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ, отменены льготы для коммерческих организаций, участвующих в благотворительной деятельности. Компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если фирма оказывает бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то расходы, которые при этом возникают, не уменьшают ее платежи в бюджет. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 12.03.06 №03-03-04/ 2/53.

От налога на прибыль могут освободить только те компании, которые жертвуют деньги в одном из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. Причем льготу они смогут получить только после того, как соответствующее министерство внесет их в список компаний, которые освобождены от налога.

Налог на добавленную стоимость

Не облагается НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом №35-ФЗ, за исключением подакцизных товаров. Любая иная передача считается безвозмездной и облагается НДС в соответствии со ст.146 НК РФ. НДС фирмы могут не платить, только если они, в соответствии с Законом №135-ФЗ, жертвуют товары, работы или услуги.

Необходимо выполнить все условия, установленные данным Законом, с тем, чтобы безвозмездная передача была признана благотворительностью. Так определено п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом надо обязательно оформить счет-фактуру, т.к. по операциям, освобожденным от обложения НДС согласно ст. 149 НК РФ, все равно выставляется счет-фактура (п.п. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ), только сумма НДС не выделяется, а делается надпись «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Вместе с тем налоговики отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров (работ, услуг). Необходимо также восстановить НДС по имуществу, передаваемому в рамках благотворительной деятельности,в том случае, если ранее он был принят к вычету из бюджета, и уплатить его в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Налоговый вычет по НДФЛ

Российский гражданин вправе получить налоговый вычет, если он пожертвует деньги социальным учреждениям:

- организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые частично или полностью финансируются из бюджета любого уровня;

- физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям;

- религиозным организациям.

Расходы гражданина на благотворительные цели уменьшают (подлежат вычету) его налог на доходы согласно подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Однако сумма налогового вычета не может превышать 25% от годового дохода, который облагают налогом по ставке 13%.

Нерезиденты РФ не могут воспользоваться этой льготой, т.к. они платят со своих доходов налог по ставке 30%.

Чтобы получить «благотворительный» (социальный) вычет, гражданин должен написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту жительства и представить налоговую декларацию за налоговый период, в котором были перечислены пожертвования (п. 2 ст. 219 НК РФ). Чтобы получить налоговый вычет, необходимо документально подтвердить свои расходы. К заявлению нужно приложить:

- справку о доходах по форме № 2-НДФЛ;

- платежные документы, которые подтверждают, что деньги перечислены на благотворительные цели;

- договор о пожертвовании.

Договор обычно составляют, если получатель денег должен использовать их строго в определенных целях (ст. 5 Закон №135-ФЗ). Налоговую декларацию с заявлением на вычет можно подать в течение трех лет после налогового периода, в котором пожертвованы деньги.

Документом, подтверждающим осуществленные расходы, может служить:

- выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях на благотворительные цели;

- копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные цели. При внесении налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств.


Налоги получателей благотворительной помощи

Получатели благотворительной помощи также вынуждены платить с нее налог на прибыль согласно п. 8 ст. 250 НК РФ. Однако если они будут использовать пожертвования только в тех целях, на которые они их получили, то смогут избежать налогообложения. Так сказано в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Если благотворительный фонд передает пожертвование гражданину, последнему придется уплатить с его суммы 13% подоходного налога.

Некоторые виды подобных доходов все же освобождены от налога. В частности, гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства (п. 6 ст. 217 НК РФ). Граждане имеют право не платить налог, если они получили грант от одной из 72 организаций, перечень которых установлен Правительством РФ.

Цель такого ограничения очевидна — не допустить налоговых злоупотреблений через фиктивные благотворительные фонды. А вот гранты от граждан, как российских, так и иностранных, не подлежат налогообложению. При благотворительных выплатах гражданину налоговой базы по ЕСН не возникает. Единый социальный налог начисляют лишь на заработную плату сотрудников фонда (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Налогообложение благотворительной организации

В составе годовой бухгалтерской отчетности благотворительным организациям рекомендуется включать Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). В нем отражаются целевые поступления на содержание организации и ведение уставной (благотворительной) деятельности.

Если поступившие средства в рамках благотворительной деятельности используются благотворительной организацией не по целевому назначению, они включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке по налоговой ставке 24%.

Благотворительные организации обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и предпринимательской деятельности. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Благотворительная деятельность не является объектом обложения НДС, но и принять к вычету НДС при осуществлении благотворительной деятельности также нельзя.

По окончании налогового периода при получении благотворительных средств, указанных в п. 2 ст. 251 НК РФ, благотворительная организация согласно п. 14 ст. 250 НК РФ должна представить в налоговый орган по месту своего учета «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» в составе декларации по налогу на прибыль организаций.

Идеальных налоговых условий для фирм и граждан, которые занимаются благотворительностью, не существует ни в одном государстве мира. Несмотря на это, средства на благотворительность жертвуют до 95% предпринимателей Европы. Система налоговых льгот для благотворительности в России также не проработана. Часть пожертвований достается государству, а не тем, кому они были предназначены. Однако в настоящее время в Правительстве РФ идут обсуждения реформы благотворительности.


Предполагается, что фирма или гражданин, которые желают пожертвовать деньги, будут вносить их в капитал благотворительных фондов. Последние — вкладывать средства в ценные бумаги и банки. Соответственно, благотворительные проекты будут осуществлять на проценты от этого капитала.

Минфин России готов освободить пожертвования от налогов, в случае если фонд докажет, что занимается только благотворительностью, либо выделит свой коммерческий бизнес в отдельную фирму. Последняя, в свою очередь, будет платить все налоги как обычная организация. По мнению Минфина России, такая система позволит не смешивать благотворительность и предпринимательство. Компании-благотворители никаких налоговых послаблений получить не смогут. Цель финансового ведомства — ликвидировать любые лазейки, которые бизнес может использовать для ухода от налогов.

Модели финансирования социальных благотворительных программ. Основами успеха бизнеса сегодня являются его внутренняя восприимчивость к высоким технологиям, знание экономики, способность принимать инновационные решения в условиях неполноты информации. Сегодня очень важно, чтобы интеллектуальная основа бизнеса стала доступной для руководителей и менеджеров в сфере городской экономики, чтобы ценности делового стиля жизни укоренились в качестве прагматической ориентации мышления тех, кто управляет сложным – и зачастую технологически отсталым – городским хозяйством в условиях постоянного недостатка финансовых средств.

Модель 1. «Добровольно-принудительная благотворительность»

Основная характеристика этой модели – диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и муниципального управления. Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления – экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом. «Социальная нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов. Желание органов региональной власти сохранить существующую социальную инфраструктуру, страх перед структурными реформами, которые могут потребовать сокращения работников бюджетной сферы или их профессиональной переориентации, приводят к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервацию существующей социальной сферы, зачастую не слишком полезной для населения. Прямым следствием «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса.

Типичными примерами в этом отношении являются:

§ строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать;


§ поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений;

§ прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости.

Корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», порождает иждивенчество и бюрократизм. Последствиями «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости. Таким образом, корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», может привести к своеобразным «контрреформам», порождать иждивенчество и бюрократизм.

 

Модель 2. «Торг»

В этой модели ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному – невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга. Представители власти считают, что решение о выборе направлений социальных программ нужно принимать на уровне региональной власти и органов местного самоуправления, так как предприниматели не понимают нужд населения и социальных проблем территории в целом. Обычно бизнес участвует в реализации социальных программ и акций, инициированных местной администрацией, что не исключает ряда взаимных претензий. Претензии компаний в основном связаны с многочисленными не скоординированными друг с другом «запросами» на оказание помощи; претензии администрации – с тем, что бизнес выделяет недостаточно финансирования. Общественность, население в этой модели рассматриваются исключительно как потенциальные избиратели. Один из способов осуществления «торга» – так называемая «партийная благотворительность», то есть финансирование социальных программ в рамках избирательных кампаний. Благотворительность – удобный и эффективный способ войти в квартиру пенсионеров и инвалидов. Безусловно, подобная практика, мягко говоря, небезупречна с этической точки зрения.

 

Модель 3. «Власть-корпорация»

Основная характеристика этой модели – диктат бизнеса, невыгодный, однако, самому бизнесу. Корпорация вынуждена выполнять компенсирующую функцию, “достраивать” город до уровня, который нужен для обеспечения производства - от продукции высоких биоинженерных технологий до продуктов питания. В каком-то смысле бизнес сам вынужден “стать городом”, однако такой город не может быть полноценным, это “город при заводе”, город-комбинат. Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции. Это не только энерго-, водо- и теплоснабжение, но и воспроизводство рабочей силы, требующее поддержания системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга и рекреации. Жилищно-коммунальное хозяйство - один из “цехов” комбината. Вся городская жизнь, включая внутригородское распределение земель по видам использования и типам застройки, подчинена интересам производства. Местное самоуправление существует, однако не обладает реальной властью. Местные сообщества не вовлечены в процесс принятия решений. Мэр города является «ставленником» корпорации.

 

Модель 4. «Социальное партнерство»

В этой модели стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем». Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее эффективной, с точки зрения бизнеса, моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Сторонниками этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена. Именно в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач. Представители власти предлагают взять на себя функцию координатора социальных вложений местного бизнеса, стать гарантом их эффективного и целевого использования. Предприниматели ждут от государства и местного самоуправления комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.







Date: 2015-09-24; view: 782; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию