Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическая карта учебной дисциплины





Дневная форма получения образования

 

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов   Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
                   
  Введение в социально-педагогическую валеологию                
1.1 Социально – педагогическая валеология как наука о здоровье и здоровом образе жизни 1. Специфика, структура, цель и задачи социально-педагогической валеологии. 2. Основные понятия социально-педагогической валеологии. 3. Предпосылки возникновения социально-педагогической валеологии и ее место в системе других наук.           Мультимедийная презентация Наглядные пособия по валеологии   Осн.: [1], [5], [7] Доп.: [4], [5] Составление глоссария терминов учебной дисциплины  
1.2 Здоровье и здоровый образ жизни как социально-педагогический феномен 1. Здоровье подрастающего поколения как социально-педагогическая ценность. 2. Социально-педагогический анализ факторов здоровья. 3. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система трех взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов: культура движения, питания и эмоций.           Мультимедийная презентация Тест «Как вы беспокоитесь о своем здоровье?» Тест «Ваше здоровье» Опросник «Отношение к здоровью Осн.: [3], [4], [5], Доп.: [1], [2], [8] Анализ Информационного бюллетеня «Состояние здоровья студентов БГПУ» Анализ опросника «Отношение к здоровью»
1.2.1 Факторы, разрушающие здоровье 1. Влияние алкоголя на здоровье учащейся молодежи. 2. Пивной алкоголизм среди современной молодежи. 3. Табакокурение как личная и социальная проблема в молодежной среде. 4. Наркомания и токсикомания в молодежной среде.           Мультимедийные презентации «Пивной алкоголизм», «О вреде наркотиков», «Как распознать подростка-наркомана», «Жизнь без сигарет!», «Узнай правду об алкоголе», «Алкоголь – последствия употребления», «Этот хмельной напиток - пиво» Видеоролики «Курение убивает!», «Исповедь наркомана», «Полжизни на обломках» Осн.: [3], [4], [5], Доп.: [1], [2], [8] Просмотр и обсуждение в малых группах видеороликов «Курение убивает!», «Исповедь наркомана», «Полжизни на обломках». 2. Разработка и защита мини-проектов «Факторы нездорового образа жизни». 3. Количественная оценка здоровья и его резервов различными методами.  
1.3 Социальное здоровье обучающихся как объект социально-педагогической деятельности 1.Понятие о социальном здоровье человека. Теоретические концепции социального здоровья. 2. Структура и основные показатели социального здоровья. 3. Нарушение социального здоровья детей, подростков и учащейся молодежи и их последствия. 4.Совместная деятельность социального педагога, школы и семьи по созданию воспитательного пространства и среды взаимодействия для формирования ценностного отношения детей и учащейся молодежи к здоровью.           Мультимедийная презентация Опросник склонности к отклоняющемуся поведению Осн.: [2], [4], [5], Доп.: [5], [9] Опорный конспект темы Анализ опросника склонности к отклоняющемуся поведению Круглый стол с участием ИДН
1.3.1 Факторы и условия формирования ценностного отношения учащейся молодежи к социальному здоровью 1. Группа сверстников как среда социализации личности и фактор социального здоровья. 2. Подростково-молодежная субкультура в системе формирования культуры здорового образа жизни. 3. Влияние веб-ресурсов и социальных сетей на здоровье и образ жизни современной молодежи. 4. Совместная деятельность социального педагога, школы и семьи по созданию воспитательного пространства и среды взаимодействия для формирования ценностного отношения детей и учащейся молодежи к здоровью.           Мультимедийные презентации «Преступность несовершеннолетних», «Правовое воспитание молодежи», «Негативные явления в молодежной среде» Просмотр сюжетов из документального фильма «Пятый угол» Схема взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в профилактической работе Осн.: [3], [9], [10], Доп.: [17] Просмотр сюжетов из документального фильма «Пятый угол». Разработка и защита мини-проектов в малых группах по данному фильму. Анализ схемы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в профилактической работе. Проведение учебных дебатов «Здоровый образ жизни студента-миф или реальность?»  
1.4.1 Основы репродуктивного здоровья учащейся молодежи 1. Понятие о репродуктивном здоровье человека. 2. Нарушения репродуктивного здоровья молодежи как социально-демографическая проблема. 3. Социально-педагогические принципы и методы информирования учащейся молодежи о факторах риска, приводящих к нарушению репродуктивного здоровья.           Мультимедийная презентация Наглядные пособия «Репродуктивное здоровье. Нравственность. Демография» «Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью» Видеоролик «ВИЧ и выбор» Мультимедийная презентация «Как сохранить репродуктивное здоровье женщины?» Осн.: [4], [7], [10], Доп.: [3], [5] Просмотр и обсуждение видеоролика «ВИЧ и выбор». Круглый стол с участием акушера-гинеколога.  
1.4.1.1 Работа педагога социального по формированию ценностного отношения учащихся к репродуктивному здоровью 1. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья учащейся молодежи как функция социально-педагогической деятельности. 2. Подростковая беременность и современный взгляд на вопросы подростковой контрацепции. 3. Подростковое материнство: проблемы и социальные последствия. Социально-педагогическая помощь подросткам в ситуации беременности и материнства. 4. Деятельность социального педагога по формированию ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью.           Видеоролики «СТОП, Аборт!», «Дневник нарожденного ребенка», «Правда» Фильмы «Мальчики-девочки», «О становлении репродуктивной функции девочки» Использование интерактивной техники «Форум-театр». Осн.: [4], [7], [10], Доп.: [3], [5] Просмотр и обсуждение в малых группах видеороликов «СТОП, Аборт!», «Дневник нарожденного ребенка», «Правда». Просмотр и обсуждение в малых группах документального фильма «О становлении репродуктивной функции девочки». Учебные дебаты «Аборт-за и против!». Составление памяток для девушек (юношей) по профилактике ИППП.  
1.4.2 Воспитание культуры здорового образа жизни в системе внутрисемейных отношений 1. Здоровье семьи как культура организации досуга. 2. Социально-педагогические и медико-психологические аспекты сексуального здоровья семьи. 3. Основы сексуальной культуры и полового воспитания современной молодежи в семье. 4. Понятие «готовность к семейной жизни» и ее формирование в семье и учреждении образования. 5. Социально-педагогическое взаимодействие с семьей как условие репродуктивного здоровья учащейся молодежи.           Мультимедийная презентация Упражнение «Мифы о браке». Тесты «Умеете ли Вы обращаться с мужчинами?», «Готовы ли Вы к семейной жизни?».   Осн.: [3], [7], [8] Доп.: [3], [5] Выполнение упражнения «Мифы о браке». Выполнение теста «Умеете ли Вы обращаться с мужчинами?». Выполнение теста «Готовы ли Вы к семейной жизни?». Заполнение таблицы «Основные функции современной семьи». Разработка памятки «Подготовка к рождению здорового ребенка».
1.4.2.1 Роль педагога социального и семьи в сохранении здоровья учащейся молодежи 1. Деятельность социального педагога по гармонизации отношений в семье. 2. Подготовка учащейся молодежи к будущему рождению здорового ребенка. 3. Основные направления социально-педагогической помощи семье в случае нарушения репродуктивного здоровья ее членов.           Мультимедийные презентации «Гигиена интимных отношений», «Роль семьи в сохранении здоровья», «Планирование беременности» Упражнение «Мифы о браке». Тест «Умеете ли Вы обращаться с мужчинами?», «Готовы ли Вы к семейной жизни? Осн.: [3], [7], [8] Доп.: [3], [5] Выполнение упражнения «Мифы о браке». Выполнение теста «Умеете ли Вы обращаться с мужчинами?» Выполнение теста «Готовы ли Вы к семейной жизни?» Подготовка памятки «Подготовка к рождению здорового ребенка».  
1.5.1 Оздоровительное влияние физической культуры и спорта на организм человека 1. Влияние физической культуры на организм молодого человека. 2. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья подрастающего поколения. 3. Педагогические принципы приобщения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.           Мультимедийная презентация, видеоролики, карты-схемы для рекомендаций Осн.: [1], [2] Доп.: [1], [3], [10] Составление опорного конспекта темы. Разработка рекомендаций по коррекции состояния и функциональных возможностей организма.  
1.5.2 Режим дня как фактор формирования здорового образа жизни человека 1. Режим дня как условие формирования здорового образа жизни. 2. Работоспособность учащихся, её динамика и этапы. 3. Утомление и переутомление: признаки и меры профилактики. 4. Здоровьесберегающие принципы рациональной организации труда и отдыха обучающихся.           Мультимедийная презентация, видеоролики Осн.: [1], [2], [7] Доп.: [1], [2], [6]   Составление опорного конспекта темы  
1.5.2.1 Гигиена умственного и физического труда обучающихся как фактор сохранения здоровья 1. Физической культура как средство укрепления здоровья учащейся молодежи. Современные формы физической культуры и их социально-педагогический потенциал. 2. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Виды и формы закаливающих процедур. 3. Режим дня как условие формирования здорового образа жизни. 4. Фазы работоспособности учащихся и факторы, влияющие на их продолжительность. 5. Утомление и переутомление: признаки и меры профилактики.             Мультимедийная презентация, видеоролики Осн.: [1], [2], [7] Доп.: [1], [2], [6]   Исследование биоритмики индивидуума различными методами. Разработка рекомендаций по оптимальному режиму труда и отдыха учащейся молодежи. Разработка и презентация педагогического коллажа «Образ жизни современного школьника (студента)». Подготовка реферата на тему «Расписание занятий как фактор риска здоровья учащихся».
1.5.3 Обучение детей и подростков правилам здорового питания 1. Рациональное питание как условие здорового образа жизни и его составляющие. 2. Основные причины и валеологические последствия нарушения питания. 3. Деятельность социального педагога по обучению детей и подростков правилам здорового питания.           Мультимедийная презентация, видеоролики Статьи из педагогической периодики по проблеме рационального питания. Пирамида здоровья и долголетия. Осн.: [1], [4], [7] Доп.: [1], [5], [10]   Подбор статей из педагогической периодики по проблеме рационального питания. Анализ пирамиды здоровья и долголетия.  
1.5.4. Понятие о психологическом здоровье человека 1. Стресс как фактор нарушения здоровья человека. Источники стрессов у детей, подростков, учащейся молодежи. 2. Методы и механизмы профилактики психоэмоционального неблагополучия и неблагоприятных стрессовых ситуаций. 3. Социально-педагогическая деятельность по формированию позитивного мышления учащихся как условие профилактики стрессов.           Мультимедийная презентация, Демонстрация видеофильмов про Л. Хей с последующим анализом.   Осн.: [2], [5], [7] Доп.: [1] [2]   Написание педагогического эссе «Стресс в моей жизни: хорошо или плохо?»
1.5.4.1 Основы здорового питания учащейся молодежи. Профилактика психоэмоционального неблагополучия и стрессов 1. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных возрастных групп учащихся. 2. Режим и культура здорового питания. 3. Социально-педагогическая работа по информированию детей и молодежи о влияние диет. 4. Понятие о стрессе и дистрессе. Виды и признаки стресса. 5. Методы и механизмы профилактики психоэмоционального неблагополучия и неблагоприятных стрессовых ситуаций.           Мультимедийная презентация, видеоролики, карты-схемы для рекомендаций, анкеты Осн.: [2], [5], [7] Доп.: [1] [2]   Определение реальной и идеальной массы тела. Характеристика образа питания студентов: заполнение и анализ анкет по изучению питания. Разработка рекомендаций по коррекции суточных рационов питания. Подготовка рефератов «Теория раздельного питания Г. Шелтона», «Питьевой режим и баланс воды в организме», «Современный завтрак - правильный завтрак». Определение стрессоустойчивости, вегетативной устойчивости организма (самотестирование). Обсуждение полученных результатов и разработка мер профилактики стресса.
  Формирование культуры здорового образа жизни детей и учащейся молодежи                
2.1 Сущность и структура понятия «культура здорового образа жизни личности» 1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни личности». 2. Структурные компоненты культуры здорового образа жизни детей и учащейся молодежи. 3. Характеристика уровней, критериев и показателей сформированности культуры здорового образа жизни учащейся молодежи. 4. Основные типы личностной концепции формирования культуры здорового образа жизни у учащейся молодежи.           Мультимедийная презентация, видеоролики   Осн.: [2], [5], [7] Доп.: [1] [2] Реком.: [6] [7]   Анализ диагностических методик. Анализ модели процесса формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи.    
2.1.1 Формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодежи в отечественных и зарубежных учреждениях образования 1. Опыт работы отечественных учреждений образования по формированию культуры здорового образа жизни учащейся молодежи. 2. Опыт работы учреждений образования России и Украины по формированию культуры здорового образа жизни учащейся молодежи. 3. Опыт работы зарубежных учреждений образования (Англия, Германия, Франция, США) по формированию культуры здорового образа жизни учащейся молодежи.           Мультимедийная презентация «Современные тенденции формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи в отечественной и зарубежной практике» Осн.: [2], [5], [7] Доп.: [1] [2], [4] Реком.: [6] [7]   Подготовка докладов и рефератов по предложенной теме.  
2.1.2 Деятельность центров общественного здоровья по вопросам формирования здорового образа жизни Роль центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья в формировании здорового образа жизни населения: планирование, содержание, формы и методы работы.           Для подготовки к участию в семинарском занятии студенты посещают Городской Центр здоровья г. Минска, знакомятся с его структурой, содержанием, формами и методами работы. Осн.: [2], [5], [7] Доп.: [1] [2], [4] Реком.: [6] [7]   Анализ деятельности центров общественного здоровья г. Минска. Разработка модели консультационно-профилактического центра здоровья на базе БГПУ.  
2.2 Здоровьесберегающие технологии в образовании 1. Понятие «здоровьесберегающая образовательная технология», ее основные виды. 2. Функции и структурные компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий. 3. Требования к здоровьесберегающим образовательным технологиям.           Мультимедийная презентация, видеоролики Упражнение «Пальцы» Осн.: [1], [5] Доп.: [2] [4], [6]   Выполнение упражнения «Пальцы». Установление соответствия между понятиями и их содержанием.  
2.2.1 Эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи 1. Метод проектов по проблеме здорового образа жизни 2. Фотокроссинг как эффективная форма формирования здорового образа жизни учащейся молодежи. 3. Валеологический портфолио как эффективная форма формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.           Упражнение «Улучшатель настроения» Тест «Мордашки» Учебная игра «Ценностные ориентации» Упражнение «Звериные пары» Упражнение «Храм тишины» Афоризмы по здоровому образу жизни Притчи, кейсы Осн.: [1], [5] Доп.: [2] [4], [6] Реком.: [1], [2], [3]   Разработка и презентация валеологического портфолио. Разработка и защита мини-проектов «Мой-Минск – город здоровья!» (с элементами фотокроссинга).  
2.2.2 Организация здоровьесберегающей деятельности педагога социального в учреждениях образования 1. Валеологическое обучение и воспитание обучающихся - основа формирования здорового образа жизни. 2. Организация и проведение индивидуальной, групповой и массовой профилактической работы с учащимися. 3. Крупномасштабные акции по формированию здорового образа жизни.           Мультимедийная презентация, видеоролики, тесты Осн.: [5], [7] Доп.: [2] [4], [7] Реком.: [1], [2], [7]   Разработка и апробация сценария здоровьесохраняющего воспитательного мероприятия на базе учреждений образования г. Минска и Минской области.  
2.3 Валеологическая компетентность педагога социального 1. Валеологическая компетентность как интегративный показатель профессиональной готовности педагога социального в области здоровьесбережения. 2. Структура валеологической компетентности. 3. Основные направления здоровьесберегающей деятельности педагога социального в учреждениях образования.           Мультимедийная презентация, видеоролики, тесты Осн.: [1], [5] Доп.: [4] [6], [7]   Анализ содержания национальных программ формирования и пропаганды здорового образа жизни в РБ. Подготовка научных докладов.    
2.3.1 Социально-педагогическая диагностика и оценка показателей здоровья обучающихся 1. Методы и средства диагностики здоровья на индивидуальном уровне. 2. Экспресс-диагностика здоровья. 3. Механизм поддержки здоровья.             Осн.: [1], [5] Доп.: [4] [6], [7] Реком.: [2], [6], [7] Количественная оценка здоровья и его резервов различными методами. Разработка собственной программы оздоровления организма.
  Итого                
  Всего аудиторных        









Date: 2015-09-24; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию