Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два аспекта свободы в жизни современного человека
Цель книги Эриха Фромма — раскрыть диалектический характер процесса развития свободы, показать, чтосовременное общество оказывает свое влияние на характер человека одновременно в двух направлениях: человек становится все более независимым и самокритичным, ноодновременно он попадает в полную изоляцию и ощущает одиночество, что его очень волнует и пугает. Корни этого явления следует искать в эпохе Реформации и протестантстве. Человек избавился от старыхвнешних врагов, но заработал себе новых: ими стали определенные внутренние факторы, которые в значительной мере блокируют внутреннюю реализациюсовременной личности. Например, свобода вероисповедания привела к тому, что многие люди утратили религию вообще, и если во что-то верят, то только внаучные факты. Мы в значительной мере получили независимость от внешней власти, но нажили нового врага — общественноемнение. В результате мы боимся выделиться из толпы, стремимся вести себя так, как того ожидают окружающие (хотя всем сразу угодить попросту невозможно),постоянно испытываем внутренний страх сделать что-либо не то или не так. Вместе с внешней свободой пришел сонм внутренних опасений и страхов. Протестантство дало толчок к духовному освобождению индивидуума. Капитализм подхватил эстафету ипродолжил освобождение дальше. Чтобы добиться успеха, от индивидуума требовались усердие, инициатива и удача. У него появились шансы уцелеть ипреуспеть в новой капиталистической системе. Получила развитие и политическая свобода. Верхом борьбы за политические свободы стало появление современногодемократического государства, основанного на всеобщем равенстве (в смысле равных возможностей) и дававшему любому гражданину равное право участвовать вуправлении государством через выборные органы. В результате капиталистическая система внесла большой вклад в развитие позитивной внутреннейсвободы и в развитие активной самокритичной и ответственной личности. С другой стороны, капитализм обрек человека на изоляцию и моральное одиночество. Этомуспособствовал и принцип частной инициативы, получивший широкое распространение в современном капиталистическом обществе. У католиков связующим звеном между Богом и человеком была церковь. Человек представал перед Богом,будучи членом некоторой общности. У протестантов человек и Бог были один на один, в результате чего у человека возникали чувства собственной ничтожности ибеспомощности. Подобное отношение человека к Богу у протестантов и явилось подоплекой развития индивидуализма в современном обществе. По сравнению со средними веками характер экономической деятельности сейчас в корне изменился. Всредние века капитал стоял на службе у человека и был средством достижения его жизненных целей. В наши дни капитал подчинил себе человека. Любая экономическаядеятельность направлена на получение выгоды ради выгоды, что показалось бы абсурдным средневековому человеку. Человек стал маленькой деталью в огромнойэкономической машине, целью которой является умножение капитала ради самого капитала. Если индивид обладает большим капиталом — он большая и нужнаяшестерня. Если у него за душой нет ни гроша — он маленькое колесико. Но в любом случае он — всего лишь часть огромной машины и служит ее целям, а не своим.Идея о том, что человек должен посвятить себя исключительно служению внешним силам, была, как мы выяснили,заложена в учениях Кальвина и Лютера. Обычная практика современного капитализма заключается в том, что полученные прибыли нерасходуются на собственные нужды, а снова пускаются в оборот. Эта система оказалась эффективной и способствовала росту производительных сил. Однако этотпринцип сделал человека рабом огромной машины и заставил его работать не на себя, что было бы естественно, а ради вне личностных целей. Современная система настолько же иррациональна в плане социальном, насколько она рациональна вплане технологическом. Человек создал свой мир, он построил дома, фабрики и заводы. Но он не является хозяином этого мира, а, наоборот, этот мирпревратился в его хозяина. Человек кичится, что он — царь природы, но на самом деле его гложет чувство ничтожности и бессилия, которое наши предки испытывалиперед Богом, а мы испытываем перед огромной экономической машиной, которая, правда, нас же и кормит. Связи индивидуума с себе подобными приобрели характер взаимных манипуляций, где человек выступаеткак средство. На первый план в межличностных отношениях вышли законы рынка, нацеленные на выживание в экономическом пространстве и борьбу с конкурентами.Работник и работодатель взаимно используют друг друга для достижения своих личных целей, их отношения проникнуты безразличием. Подобный характеротчуждения проник и в межличностные отношения: в некотором роде они стали напоминать отношения вещей. Показателен пример с малым и большим предприятиями. На небольшом предприятии в прежние времена любойрабочий знал хозяина лично, знал все о предприятии и имел представление о процессе производства в целом. Подобная связь с производством давала емуощущение опоры и надежду на экономический успех. На большом современном предприятии работают тысячи человек. Рабочий видит лишь крошечный сектор егоработы; хозяин или директор предприятия — это абстрактная фигура, которую никто не видит и не знает; администрация — это нечто вроде анонимной власти; отделкадров, как правило, слабо представляет, какие именно кадры нужны конкретным секторам предприятия; личность простого рабочего не представляет никакогоинтереса ни для администрации, ни для отдела кадров. Все эти аспекты психологически подавляют личность простого работника. Несколько исправилоположение появление профсоюзов, призванных поддерживать простого рабочего. Но некоторые из этих профсоюзов самипревратились в гигантов, не оставив места для инициативы их отдельных членов. Сам человек начал ощущать себя товаром. Рабочий продает свою физическую силу, врач или работникумственного труда — свою "личность", которая должна обладать всеми качествами товара, чтобы ее можно было продать. Эта "личность" должнаобладать высокими профессиональными качествами, быть энергичной, инициативной и т.п. Рынок же определяет, какие личные качества можно считать товаром, иназначает за них цену. Степень самоуважения и уверенности личности прямо пропорциональны ее успеху и популярности на рынке.Если успеха нет, то человек скатывается в пропасть неполноценности. Человек стал "индивидуумом", но этот индивидуум одинок и запуган. Собственностьчеловека стала как бы частью его личности. Если он лишался своей собственности, то он уже не может считаться полноценной личностью, необходимой обществу. Однако некоторые факторы играли и позитивную роль для развития личности: экономические иполитические свободы, возможность реализации личной инициативы, развитие просвещения. В своем позитивном смысле свобода получила наибольшее развитие во2-ой половине XIX – начале ХХ века. Позже развитие монополий усилило отрицательные аспекты свободы. Появление монополийявляло явную угрозу для мелких и средних предпринимателей. Им было не по силам тягаться с экономическими гигантами, и даже если они выживали в экономическомплане, над ними довлело чувство угрозы. В результате, вера в победу инициативы у мелкого предпринимателя сменилась чувством отчаяния и разочарования. Date: 2015-09-22; view: 452; Нарушение авторских прав |