Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие познания





 

Особый раздел философии – теория познания, или гносеология – изучает проблемы познания, в круг которых входят определение сущности познавательной деятельности человека, взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком и критерии истинности знания.

Гносеология тесно связана с онтологией, этикой и пр., акцентируя внимание на той стороне основного вопроса философии, который связан с познаваемостью мира. Данный вопрос конкретизируется в выявлении соотношения наших мыслей об окружающем мире с самим миром, в определении адекватности наших знаний отражению мира.

Познание является творческим процессом деятельности людей, который формирует их знания. Он предстает как деятельность, позволяющая получать, хранить, перерабатывать и систематизировать осознанные конкретно‑чувственные и понятийные образы действительности. Следовательно, результатом этого процесса становятся знания.

Категория «знание» в философии может трактоваться и с точки зрения умения, навыка, осведомленности, как что‑либо сделать (т. е. речь идет об операциональном смысле данной категории), и с точки зрения любой познавательно значимой информации, и с точки зрения «соответствия специальному толкованию знания как любой познавательной единицы (гносеологического таксона)» (В. В. Ильин).

Исторически в философии существуют две позиции относительно приобретаемых человеком знаний о мире. Агностическая позиция основана на учении, которое отрицает возможность достоверного познания бытия), а познавательно‑реалистическая утверждает возможное достоверное изучение сущности предметов, закономерностей природы и общества.

В центре теории познания находится учение об истине, вокруг которого в той или иной степени концентрируются все проблемы, касающиеся средств и путей достижения истины, форм ее существования и реализации и т. п. Естественно, что концепция истины в философии не единственна. Так, классическая концепция истины (Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Гегель, Фейербах, Маркс и др.) определяет истину как адекватное отражение объекта познающим субъектом. В числе свойств истины выделяют объективность (способность выражать независимое от человека познавательное содержание), процессуальность (истина есть процесс), абсолютность (полное, исчерпывающее знание о предмете), относительность (неполное знание о предмете, обусловленное достигнутым уровнем науки, техники, производства) и конкретность (неизменность, справедливость для всевозможных ситуаций).

Антагонистом истины выступает ложь, которая является преднамеренным возведением заведомо неправильных представлений в истину. Ложь не соответствует объективной природе вещей. Существует также непреднамеренная ложь, которая сродни заблуждению, включающему в себя объективно‑истинностные моменты. «Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно‑исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов… В противоположность истине заблуждение есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличие от лжи заблуждение есть непреднамеренное искажение действительности… Заблуждение может быть следствием как непродуманных, поспешных субъективных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости» (В. В. Ильин).

Роль заблуждений, например, в науке, не всегда оценивается исключительно негативно. Иногда они приводят к возникновению проблемных ситуаций, способствуют нахождению правильного пути решения проблем, построению истинной теории и установлению границ ее применимости. Зачастую именно через заблуждения лежит путь к истине.

В тоже время необходимо отличать истину от заблуждения, для чего следует выработать критерии истины. Последние – один самых дискуссионных вопросов в философской науке. С позиции одних ученых, таких критериев нет, поскольку под сомнение ставилась сама возможность получения человеком достоверного знания. Другие мыслители находили подобные критерии в чувственных данных, считая, что все, подтверждаемое ими, является истинным. Правда, сюда не попадают общие суждения или утверждения относительно объектов, которые не воспринимаются органами чувств. Третьи стояли на таком зыбком критерии истины, как ясность и отчетливость мышления, когда путем выведения небольшого числа всеобщих положений истина становится очевидной (в силу отчетливости и ясности). Общим для этих подходов является попытка найти критерии истины внутри самого знания.

Тупиковость этих подходов привела к тому, что был предложен критерий, связанный как со знанием, так и с действительностью. Им оказалась практика, которая исторична и изменчива, а также ограничена в возможностях на каждом этапе развития познания, что не позволяет определить истинность всего полученного знания. В этом заключается относительность характера практики в качестве критерия истины.

Помимо практики, в научном познании существуют и другие критерии истины, например, логический, аксиологический и пр. Логический критерий истины выявляет логические противоречия в процессах рассуждения. Аксиологический критерий требует обращения к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально‑политическим и нравственно‑эстетическим принципам.

Но практика, находящаяся как критерий истины в развитии, лежит в основе всех прочих критериев истины. Она одновременно является и главным критерием истинности (абсолютным), и относительным, поскольку характеризуется ограниченностью.

К важнейшим чертам практики как гносеологической категории относятся целенаправленность, предметно‑чувственный характер, преобразование материальных систем. Иначе говоря, практикой следует считать целенаправленную предметно‑чувственную деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Практика существует в различных формах – общественно‑производственной, социально‑политической, научно‑экспериментаторской, семейно‑бытовой и т. д. Она выполняет такие функции, как основа познания (давая исходную информацию), движущая сила (детерминируя процесс познания), критерий истины и цель познания.

В качестве субъекта познания выступает источник целенаправленной активности, носитель предметно‑практической деятельности, оценки и познания. Объектом познания становится то, на что направлена деятельность этого субъекта. Разделение объекта и субъекта познания носит относительный характер, поскольку субъект познания может быть объектом для другого познающего субъекта.

С точки зрения гносеологии, человеческое познание предстает как отражение, результатом которого в сознании познающего субъекта становится сформированный идеальный образ изучаемого объекта. В акте познания происходит раскрытие сущностных человеческих сил, реализация его целей. Всегда и в форме выражения знания, и в его мысленном содержании присутствует элемент субъективности, поэтому любой вид знаний – это субъективный образ объективного мира. Однако объективный момент обязательно присутствует в содержании знания.

Для реализации процесса познания необходимо наличие у человека познавательных способностей, связанных с его органами чувств. Соответственно можно говорить о чувственном познании, которое осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления и основано на способности человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств.

Ощущением называют начальную и элементарную форму чувственного познания. Выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические и т. д. ощущения.

Восприятие, будучи целостным и структурированным символом (образом), представляется как более сложная форма чувственного познания, которая состоит из ряда ощущений.

Представлением является образ ранее воспринятого или созданного воображением явления, он служит для связи между чувственным и рациональным познанием, ассоциируется с образами памяти и воображения.

Органы чувств человека развились как результат эволюции органического мира и социального развития. В связи с этим физиологическая ограниченность органов чувств человека не ограничивает познание внешнего мира и компенсируется с помощью созданной техники и т. д.

Философию всегда интересовал вопрос о способности органов чувств человека отражать предметы действительности как они есть и об искажении восприятия. Превалирует идея, что между предметами и ощущениями существует опосредованная связь, в которой наличествуют опосредствующие звенья, способные преломлять воздействие, идущее от внешнего объекта и трансформирующее его. «Образ» объекта, получаемый человеком в восприятии, не является зеркальным отображением объекта действительности, а лишь соответствует ему, согласуется с ним.

Таким образом, чувственное познание выступает как предпосылка к дальнейшему рациональному осмыслению полученных чувственных данных, давая первичную информацию, необходимую для познания бытия. При этом следует помнить, что чувственное познание имеет свои ограничения, поскольку органы чувств не могут непосредственно воспринимать некоторые объективные предметы. Чувственное познание фиксирует только поверхностные связи и зависимости между предметами. Это обстоятельство обусловливает необходимость рационального познания, которое характеризуется как сложный процесс, с высокой активностью и целенаправленностью, также в нем присутствует абстрактность, обобщенность отражения, проникновение в сущность объекта и выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития. Процесс рационального познания формируется в виде понятий, суждений и умозаключений. К основным чертам рационального познания относятся способность к обобщению, отражению существенного в предметах, к конструированию образов, не существующих в действительности, к опосредствованному познанию действительности, а также связь с речью.

Обычно рациональное познание делят на рассудочное (способность составлять суждения) и разумное (способность схватывать единство противоположностей, выходить за пределы наличного знания и порождать новые понятия), Соответственно, рассудочное мышление носит ориентировочно‑приспособительный характер, а разумное – творческо‑конструктивный. Чувственное и рациональное познание неразрывно связаны друг с другом, «пронизывают» друг друга.

Кроме чувственного и рационального познания человек обладает еще интуицией, являющейся познавательной способностью к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивная способность человека связана с внезапностью и неосознанностью, она не сводима к чувственному или рациональному познанию. Однако эта способность проявляется только при глубоком знании проблемы, в условиях создания проблемной ситуации и состояния погруженности в нее. Важным условием интуиции является наличие подсказки.

Творческая деятельность человека, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности, раскрывается на основе его познавательных способностей.

 

Date: 2015-09-22; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию