Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактический юридический состав в механизме правового регулирования





Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1.

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На второй стадии механизма правового регулирования, после формулирования общего правила поведения, происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.

Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты:

1.

1. достижение определенного возраста;

2. трудовой стаж;

3. решение компетентного органа о назначении пенсии.

Виды фактических юридических составов:

·

· завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные(когда еще продолжается накопление необходимых фактов),

· простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности; причем их накопление проходит в определенной последовательности).

15.​ Понятие и формы реализации права.

 


Реализация права – осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, организаций, органов государства. Она рассматривается как:

· 1) конечный результат реализации права - означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от определенных поступков и фактическими действиями;

· 2) как процесс – реализация права может быть охарактеризована с объективной (она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий) и с субъективной стороны (характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий).

Формы реализации права:

1. По субъектному составу:

· - индивидуальная;

· - коллективная.

2. По характеру действий субъектов:

· - Соблюдение права – такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещаемых правом.

· - Исполнение права - такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.

· - Использование права – такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав.

· - Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

3. По уровню реализации норм права:

· - реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов,

· - реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию,

· - реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

 

16.​ Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов права требуется решение, которое принимается компетентным государственным органом.

Такая потребность появляется в следующих случаях:

1. Когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется властное решение, вынесенное с учетом определенных жизненных обстоятельств (например, для реализации права гражданина на пенсионное обеспечение требуется прохождение определенной процедуры в соответствующих органах).

2. Когда субъекты права не могут прийти к согласию по поводу реализации определенных прав и обязанностей, то есть между ними возникает спор (например, при разделе имущества).


3. Когда не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности (например, сосед по участку построил высокий забор, который мешает проникновению солнечного света на другой участок).

4. Когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (например, нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью).

5. При совершении правонарушения и возникновении необходимости определить вид и меру юридической ответственности для правонарушителя.

6. Когда имеются препятствия для осуществления прав и обязанностей.

Правоприменение как особая форма реализации права обладает рядом специфических признаков:

1. Представляет собой государственно-властную деятельность. Акты правоприменения обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства.

2. Осуществляется на основе правовых норм специально уполномоченными на то субъектами в рамках их компетенции.

3. Результатом данной деятельности являются индивидуальные правовые решения в отношении конкретных жизненных случаев.

4. Осуществляется в интересах конкретных субъектов права в целях наиболее полного осуществления ими субъективных прав и юридических обязанностей.

5. Четко регламентируется нормативными правовыми актами и осуществляется в установленных законом процессуальных формах.

Таким образом, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов по претворению в жизнь правовых норм, осуществляемая в специально установленных законом формах путем принятия индивидуально-правовых решений.

Применение права — сложная многоступенчатая деятельность. Стадии правоприменительного процесса характеризуют его логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

В наиболее развернутом виде правоприменительный процесс включает в себя шесть стадий:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению.
3. Проверка подлинности данной нормы.
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.
5. Принятие решения по делу и издание акта правоприменения, доведение его содержания до сведения исполнителей.
6. Реализация принятого акта.

 

17.​ Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования.

Условия констатации наличия пробела в праве:

Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования;

Отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение.

К причинам (объективным, субъективным) возникновения пробелов в праве, например относятся:

Развитие общественных отношений (находящихся в сфере правового регулирования);

Недостатки законодательной техники (обнаруживаются при реализации соответствующих нормативных актов);

Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.


Аналогия закона - это решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения.

Аналогия права - это решение юридического дела, на основе общих принципов права (исходя из общих начал и смысла законодательства).

В таких отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет проступка и взыскания - без указания на то в законе»). В гражданском праве к институту аналогии прямое отношение имеет ст.4 ГК Украины, в которой, в частности, говориться о том, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий, которые «хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Например, действительны договоры консигнации (разновидность договоров комиссионной продажи товаров), хотя в ГК Украины нет такого понятия «договор консигнации».

 

18.​ Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.

 

Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти.

Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы:

1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами.

2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества. К такого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов.

3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения.

4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

 

При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами:

• закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится;

• в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой;


• при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт;

• при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали), применяется общий нормативно-правовой акт.

В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий:

1) толкование,

2) принятие нового нормативно-правового акта, устраняющего юридические коллизии,

3) отмена старого нормативно-правового акта,

4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий нормативно-правовой акт,

5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение,

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм,

7) переговорный процесс, создание согласительных государственных комиссий,

8) конституционное правосудие, т. е. разрешение юридических коллизий Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Способ устранения юридических коллизий между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым.

 

19.​ Понятие и способы толкования норм права

олкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Необходимость толкования норм права:

· 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,

· 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,

· 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.

Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Способы толкования норм права:

· 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

· 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;

· 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;

· 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;

· 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.

Структура толкования норм права:

· 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;

· 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;

· 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);

· 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;

· 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;

· 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).

 

20.​ Юридическая ответственность: понятие, виды, функции и принципы.

1. Юридическая ответственностьэто применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Юридическая ответственность - одна из форм социальной ответственности. Ее особенности:

· всегда оценивает прошлое (действие или бездействие)

· устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.







Date: 2015-09-24; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию