Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение 3 page
2.41 Выполнение асан позволяет также понять, как ведет себя наше дыхание. Модели дыхания очень индивидуальны. Они могут меняться в связи с изменениями состояния ума или тела, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил. Знание о дыхании, полученное в процессе выполнения асан, является основой для начала занятий пранаямой. Пранаяма — это замена неосознанного типа дыхания на осознанное, намеренно регулируемое дыхание. Это возможно только после достаточного овладения асанами. Пранаямой обычно занимаются в удобной сидячей позе с прямой спиной. 2.50 Из чего состоит пранаяма:* Она включает в себя регулирование выдоха, вдоха и задержки дыхания. Регулирование этих трех процессов основано на изменении их длительности и поддержании данных изменений на протяжении некоторого периода времени, а также на вовлечении в этот процесс ума. Названные составляющие дыхательного цикла должны быть продолжительными и равномерными. В технике пранаямы может использоваться большое количество различных комбинаций. Есть много доступных техник, но объяснение их деталей не входит в задачу данного текста. 2.50 В состоянии йоги появляется совершенно другой тип дыхания. Потом дыхание выходит за пределы сознательного уровня. Сказать об этом подробнее не представляется возможным. 2.51 Здесь указывается на результаты занятий пранаямой: Регулярные занятия пранаямой устраняют то, что препятствует ясному восприятию. 2.52 Теперь ум подготовлен к тому, чтобы быть направленным на выбранную цель. 2.53 Здесь дается определение обуздания чувств (пратьяхары) — пятого аспекта йоги (2.29): Обуздание чувств происходит, когда ум в состоянии следовать в одном и том же выбранном направлении и чувства не реагируют на окружающие объекты, а преданно следуют за умом. 2.55 Тогда обретается власть над чувствами. Чувства не отвлекают вас, а принимают участие в выбранном исследовании. Обуздание чувств не может быть строгой дисциплиной. Оно происходит по мере того, как устраняются препятствия на пути восприятия.
кхутипада В этой главе, названной «Вибхутипада», Патанджали рассказывает о способностях ума, который с помощью различных техник, описанных в двух предыдущих главах, может достичь состояния свободы от всех отвлекающих факторов. Такой ум способен глубоко проникать в объекты и идеи; у него есть для этого поистине бесчисленные возможности. В результате знание индивидуума об объектах приобретает неведомые прежде измерения. Однако это знание само по себе может играть роль отвлекающего фактора и мешать человеку достичь высочайшего состояния бытия — постоянной неподверженности любым воздействиям. Следующие три сутры описывают уже упомянутые в сутре 2.29 шестой, седьмой и восьмой компоненты йоги. Первые пять составляющих описаны во второй главе. 3.1 Ум становится сконцентрированным (дхарана), когда может быть направлен на выбранный объект, несмотря на присутствие многих других потенциально доступных ему объектов. Несмотря на привлекательность альтернативных объектов, выбирается лишь один. Выбранный объект может быть материальным или умозрительным, простым или сложным, осязаемым или неосязаемым, а условия могут быть благоприятными или трудными. Невозможно достичь умения сосредоточивать ум, если он отвлекается или находится под сильным влиянием таких препятствующих факторов, как заблуждение (см. сутру 2.3). 3.2 После того как ум зафиксирован в нужном направлении, начинает устанавливаться связь между умственными процессами и выбранным объектом. Затем движение ума образует непрерывный поток, связанный только с данным объектом. Поначалу на наше понимание влияют заблуждение, воображение и воспоминания. Но с ростом интенсивности восприятия наше понимание освежается и углубляется. 3.3 Вскоре индивид мысленно настолько погружается в объект, что его не интересует ничего, кроме понимания объекта. Это похоже на потерю своей индивидуальности. Происходит полная интеграция с объектом [самадхи]. Достигнув этого состояния, мы не видим ничего, кроме объекта. Мы даже не осознаем, что представляем собой отдельное от объекта самостоятельное существо. Наша ментальная деятельность целиком и полностью связана с объектом. 3.4 Три процесса, описанные в сутрах 3.1-3, могут происходить с разными объектами, а могут быть постоянно связаны с одним и тем же объектом. Состояние, когда эти процессы постоянно связаны только с одним объектом, называется «саньяма». 3.5 Каковы результаты непрерывной саньямы, направленной только на один объект? Саньяма на выбранный объект приводит к обретению исчерпывающего знания обо всех аспектах этого объекта. 3.6 Всякий ли объект можно использовать для вовлечения ума в процесс саньямы? На чем основывается наш выбор? Саньяма должна возникать постепенно. При выборе объекта саньямы следует правильно оценить свои потенциальные возможности в плане его исследования. Начинать следует с простых объектов и объектов, которые можно исследовать несколькими разными способами. Тогда у нас будет больше шансов на успех. Считается, что большую помощь в выборе объекта может оказать учитель, который хорошо нас знает. 3.6 В санъяме или любой другой практике невозможно точно сказать, что будет легче для того или иного человека. Патанджали вводит идею относительности. Все относительно. Данные три компонента йоги [сутры 3.1-3] сложнее, нем первые пять [сутра 2.29]. Первые пять компонентов — это отношение к окружающему миру, отношение к самому себе, физические упражнения (асана), дыхательные упражнения (пранаяма) и обуздание чувств (пратьяхара). Их легче понять и практиковать, чем следующие три аспекта. Эти три аспекта — способность направлять ум на выбранный объект (дхарана), способность развивать безупречное взаимодействие с объектом, который мы стремимся понять (дхьяна), и полное слияние с объектом понимания (самадхи). 3.7 Развивая свои способности и постоянно придерживаясь дисциплины, мы можем в достаточной мере очистить и адаптировать свой ум, чтобы сосредоточиваться, не испытывая особых сложностей. Достичь состояния, в котором ум не содержит в себе никаких впечатлений и для него нет ничего недоступного [нирбиджа самадхи], сложнее, чем концентрироваться на объекте [самадхи]. Сутра 1.51 дает определение высшему состоянию йоги. В этом состоянии ум прозрачен, ничто не мешает ему проводить исследование, и он свободен от каких бы то ни было воспоминаний о прошлом. Сутры 3.7-8 отражают ту идею, что саньяма для каждого человека возможна только на его собственном индивидуальном уровне. Выбор направления исследования не подчиняется никакой универсальной схеме. Исследование не может всегда и для всех происходить на одном и том же уровне. Этот аспект саньямы относителен, поскольку она основана на индивидуальных способностях и потребностях каждого практикующего. Некоторые из нас могли другим способом развить в себе способности, позволяющие начать саньяму с более высокого уровня, чем тот, с которого начинают остальные. Так, эксперту по человеческой анатомии не нужно много изучать, чтобы разобраться в строении хребта лошади. Но специалисту по финансам, возможно, придется начать с изучения основ анатомии. 3.8 Как можно изменить наш ум, привыкший функционировать определенным образом? Патанджали решает этот вопрос, показывая, что все, что мы воспринимаем, подвержено изменениям. Более того, эти изменения могут зависеть от нашей воли. Ум может находиться в двух состояниях, которые основаны на двух разных качествах: на рассеянности и внимании. В каждый отдельный момент имеет место только одно из этих состояний, и это состояние влияет на поведение, взгляды и самовыражение личности. Когда преобладает внимание, наше тело пребывает в покое, дыхание ровное, и мы настолько сконцентрированы на объекте, что полностью растворяемся в нем, ничего не замечая вокруг. Когда мы пребываем в рассеянности, то не можем держаться спокойно; наше дыхание неравномерно, и мы почти не способны сосредоточиться. 3.9 Можем ли мы развить способность к сосредоточению? С помощью постоянной непрерывной практики можно удерживать ум в сосредоточении долгое время. Но если мы не стараемся поддерживать это состояние, рассеянность берет верх. 3.10 Даже характеристики самой рассеянности варьируются и могут быть изменены. Ум может действовать хаотически, может быть настолько вялым, что ничто его не беспокоит, а может быть очень чувствительным к беспокоящим факторам. Это зависит от наших прошлых склонностей и от того, как мы к ним относились. Существует еще одно, промежуточное, состояние. Ум колеблется между состоянием интенсивной концентрации и состоянием, в котором внимание может отвлекаться на другие объекты. Различие между этой ситуацией и предыдущей состоит в том, что в первом случае ум колеблется между двумя совершенно разными, противоположными состояниями, в то время как во втором разница между чередующимися состояниями гораздо меньше. Поэтому во втором случае легче вернуться к однонаправленности исследования без чрезмерных потерь времени и без долгосрочных последствий, которые вызывает рассеянность ума. 3.11 При дальнейшем продвижении: Ум достигает состояния, когда связь с объектом становится прочной и непрерывной. Ум перестает отвлекаться. После этого другие тенденции ума больше уже не мешают нашей связи с объектом. Объект постигаемся полностью. 3.12 Итак, ясно, что нашему уму могут быть свойственны разные характеристики. Сами эти характеристики тоже могут меняться. Уму, чувствам и объектам чувств присущи три основных качества: тяжесть, активность и чистота. Большинство Изменений в нашем уме происходят потому, что эти три качества находятся в постоянном движении. Как они изменяются, когда они изменяются и какими их комбинациями определяются те или иные характеристики ума — тема сложная. Тем не менее, После того, как установлено, что состояние ума меняется [что обусловливает разные взгляды, возможности и модели поведения личности], можно также сказать, что подобные перемены могут происходить во всех объектах восприятия и ощущениях. Эти перемены могут происходить на разных уровнях, и на них оказывают влияние такие внешние силы, как время или наш разум. Время способно превратить свежий цветок в горстку сухих лепестков. Ювелир делает из куска золота изысканное украшение. Металлург может создать из него новый сплав, пригодный для изготовления емкости, в которой хранят едкую жидкость. Те характеристики объекта, которые проявляются на текущий момент, дают далеко не полную информацию об объекте. Но если знать весь потенциал, например, золота, из него можно сделать множество разных вещей, хотя их качества могут быть совершенно различными. То же самое относится к телу и чувствам. Навыки художника отличаются от навыков механика, а логика философа — от логики бизнесмена. 3.13 Все эти многочисленные характеристики должны где-то находиться. В материи уже заключены все ее свойства, и, в зависимости от того, какую форму она принимает, проявляются те или иные качества, соответствующие этой форме. Но какой бы ни была форма, какие бы свойства ни проявлялись, существует основа, включающая в себя все характеристики. Одни из них проявлялись в прошлом, другие проявляются в настоящем, третьи могут проявиться в будущем. Выраженная в сутрах 3.9 и 3.14 идея о том, что все, воспринимаемое нами, — реальность, а не вымысел, очень важна. Но эта реальность подвержена изменениям. Две данные концепции (сатвада и паринамавада) лежат в основе учения Патанджали. 3.14 Можно ли повлиять на эти изменения материи? Меняя порядок изменений, можно трансформировать один набор характеристик в другой. Перемены происходят в определенной последовательности, но эту последовательность можно изменить. Например, реку, текущую по долине, можно загнать в туннель. Если вы способны воспользоваться такой возможностью, значит, способны менять существующие модели. 3.15 Саньяму можно описать как процесс перехода от неполного, ошибочного понимания объекта (или просто отсутствия понимания) к полному пониманию. Если обретена такая способность, индивидуум может получать глубокое знание о любом выбранном им объекте. Объекты могут быть внешними, находящимися в пределах восприятия органов чувств, или это могут быть понятия: «изменение», «время» или «связь». В последующих сутрах приводятся примеры получения такого знания посредством разных саньям. Мы сами выбираем, использовать ли свой отточенный ум для приобретения глубокого знания в той или иной области или стремиться к истинной свободе. Истинная свобода — это больше чем мастерство. Это состояние, в котором все наши действия таковы, что они не приводят ни к раскаянию, ни к сожалению. Патанджали предостерегает от неправильного применения саньямы, то есть от использования ее в других целях. Здесь приводится первый пример саньямы: Саньяма на процесс изменения и на его зависимость от времени и других факторов дает знание о прошлом и будущем. В сутрах 3.9 и 3.14 приводилось объяснение изменений, которые происходят с объектами и ощущениями, а также с умом. Если мы глубоко погрузимся в эту идею, мы узнаем, что может произойти в той или иной ситуации и что происходило в прошлом. Классическим примером этого является астрономия. 3.16 Патанджали рассматривает саньяму применительно к процессу общения. Для общения с разными людьми существуют разные языки и символы. На эти символы и языки накладывают отпечаток их употребление, неправильное использование и неправильные интерпретации. Языки служат для того, чтобы описывать прошлый, настоящий или будущий опыт. Объект является самостоятельной единицей, но наша способность его видеть зависит от наших интересов и возможностей. На наше понимание могут влиять воспоминания и воображение. Таким образом, у нас широкие возможности общаться (вопреки всем стараниям) неправильно. Саньяма на отношения между языком, идеями и объектом состоит в изучении индивидуальных черт объекта, способов их описания, а также идей, присущих данной культуре, и их влияния на ум того, кто описывает объект. Это позволяет найти наиболее эффективный и адекватный способ общения, не зависящий от лингвистических, культурных и других барьеров. 3.17 Во всех сферах человеческой деятельности существует возможность развития индивидуальных привычек и склонностей. Некоторые из них проявляются более явно. Саньяма на свои склонности и привычки приводит к их истоку. Вследствие этого приобретается глубокое знание своего прошлого. Мы изучаем, как развивались наше поведение и наши личные качества и какие события прошлого повлияли на наши взгляды, симпатии и антипатии. Мы изучаем, насколько они связаны с нашей наследственностью, традициями, социальными требованиями и т.д. Когда известны эти истоки, мы можем переоценить наш стиль жизни и изменить его в лучшую сторону. 3.18 Любая ментальная деятельность имеет определенные физические проявления. Например, наше выражение лица, поза и дыхание меняются, когда мы засыпаем или когда сердимся. Саньяма на изменения, которые происходят в уме личности, и на их последствия развивает способность отчетливо понимать состояние ума других людей. В результате этого мы можем видеть, как меняется состояние ума людей. Выражение лица, ритм дыхания и другие признаки говорят о возбуждении, смущении, сомнениях, страхе и т.д. 3.19 Но можем ли мы таким образом понять, что является причиной того или иного состояния ума? Нет. Причины состояний ума одного человека находятся за пределами понимания другого. Это потому, что разные объекты вызывают у разных людей разную реакцию. В наше поле зрения попадают только симптомы, и мы не можем добраться до причин. 3.20 Физические черты индивидуума можно разглядеть потому, что они выделяются из окружающей среды. Точно так на черной стене белое пятно хорошо видно, а черное — незаметно. Саньяма на отношения между чертами тела и тем, что на них влияет, позволяет слиться с окружающей средой так, что вашу форму нельзя будет различить. Это можно сравнить в принципами маскировки, которые используют хамелеоны и другие дикие животные. Опытный охотник может слиться с окружающей средой, какой бы бесцветной она ни была, потому что он выработал четкое осознание того, что заставляет его выделяться из окружающей среды, и минимизирует эти эффекты за счет правильного выбора места, правильных движений и правильной позы тела.[36] 3.21 Наши действия зависят от цели, с которой они предприняты, от состояния ума действующего, от степени нашей чистоты в момент действия и от обстоятельств. Результаты действия проявляются сразу или в будущем. Саньяма на этот вопрос может дать способность предсказывать ход будущих событий и даже свою смерть. 3.22 Благодаря саньяме можно исследовать такие разные качества, как дружелюбие, сострадание, удовлетворение. С помощью этого можно узнать, как усилить то или иное качество. Таким же образом можно развить определенные физические и психические способности. 3.23 Например, Саньяма на физическую силу слона может дать нам силу слона. Конечно, это не означает, что мы можем стать такими же сильными, как слон, но мы можем стать сильнее, чем были (пропорционально возможностям человеческого тела). 3.24 Направляя ум на саму жизненную силу и удерживая на ней внимание посредством саньямы, мы получаем способность видеть очень тонкие вещи и понимать, что препятствует глубокому наблюдению. При отсутствии таких тонких способностей наши возможности наблюдать весьма ограничены. 3.25 Саньяма может быть направлена на космос. -Здесь приводится несколько примеров: Саньяма на солнце дает обширные знания о планетарной системе и о космическом пространстве. 3.26 Саньяма на луну дает подробное знание о положении звезд в разное время. Наблюдение за разными фазами луны, ее затмениями и траекторией движения проводит нас по всему небу и, таким образом, охватывает все видимые звезды и созвездия. 3.28 г Нам на Земле кажется, что все вращается вокруг 11олярной звезды, поэтому Саньяма на Полярную звезду дает знание об относительных перемещениях звезд. 3.27 Объектами саньямы могут быть даже части тела. Саньяма на пупок дает знание о разных органах тела и их расположении. Пупок считается местом, в котором сконцентрированы некоторые телесные силы. Он находится в центре живота, и вокруг него расположены многие жизненно важные органы. К тому же он является каналом, через который тело получало все жизненно необходимое, когда находилось в материнской утробе. 3.28 Если в качестве объекта исследования в саньяме используется горло, можно понять природу жажды и голода. Это дает нам возможность контролировать их крайние проявления. Горло, как и пупок, является жизненно важной областью. Здесь ощущаются потребность в той или иной пище, голод и жажда. 3.29 Саньяма на области груди и исследование ощущений, возникающих там при разных физических и психических состояниях, позволяет нам сохранять уравновешенность и спокойствие даже в очень стрессовых ситуациях. Многие проявления стресса и возбуждения ощущаются в области груди. Состояние нашего ума может сказаться на позах: например, постоянная сутулость может быть проявлением неуверенности в себе. 3.30 Саньяма на источник высшего разума в человеке развивает сверхъестественные способности. Это позволяет нам получать помощь божественных сил и развивать более глубокое видение. Вследствие этого: 3.31 Можно постичь все. Каждый раз возникает непосредственное и спонтанное понимание. 3.32 Сердце считается местом, где находится ум. Саньяма на сердце обязательно раскроет свойства ума. Это возможно только тогда, когда мы абсолютно спокойны. Если вода в озере взволнована, невозможно увидеть ее цвет. Подверженный изменениям ум и неизменный Воспринимающий находятся рядом, но они существуют отдельно друг от друга и имеют разные характеристики. Когда ум направлен вовне и взаимодействует с объектами механически, это вызывает удовольствие или страдание. Но в то время, когда человек начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, ум отделяется от внешних объектов, и появляется понимание самого Воспринимающего. Под влиянием внешних стимулов ум превращается в инструмент механического действия, что может привести к неприятным последствиям. Это происходит вопреки действию центральной силы Воспринимающего. Каким бы хорошим ни был глаз, объект будет расплывчатым, если смотреть через мутное стекло. С помощью саньямы и практики йоги на основе сутры 2.1 мы можем заглянуть в механику умственной деятельности. Постепенно наш ум поднимется на уровень, на котором он способен отделиться от внешних объектов. В этот момент тишины возникает понимание самого источника восприятия. Каковы последствия этого момента? После этого человек начинает приобретать особые способности восприятия. 3.37 Но ум подобен обоюдоострому мечу. Особые способности, приобретенные посредством саньямы, могут создать иллюзию свободы, а это несовместимо с высшим состоянием, в котором нет заблуждений. Сверхъестественное знание и способности, приобретаемые посредством саньямы, имеют ценность для человека, который может вернуться в состояние рассеянности. Но для того, чья цель — не меньше, чем постоянное состояние Йоги, результаты саньямы сами по себе являются препятствиями. Побочные приобретения на пути йоги не следует путать с конечной целью. Каким бы приятным ни был опыт во время путешествия, он не может заменить конечной цели. Представьте, что на пути к снежным пикам вы останавливаетесь на берегу озера и, залюбовавшись прекрасными лебедями, навсегда забываете о том, к чему первоначально стремились. Предупредив об ограничениях саньямы, Патанджали продолжает говорить о ее возможностях. Ум является хранилищем опыта, а опыт у всех людей разный. Кроме того, функционирование ума ограничено тем, что он принадлежит только одному человеку. Таким образом, ум превращается в изолированную крепость, противостоящую всему, что пытается в нее войти. Исследование причин, по которым ум так жестко привязан к одному индивидууму, и изучение способов уменьшить эту жесткость дает личности огромные возможности для выхода за пределы себя. Ум должен иметь возможность видеть последствия прошлых действий, которые мешают ясному восприятию. Систематические занятия пранаямой и другими дисциплинами позволяют расширить сферу умственной деятельности настолько, чтобы влиять на других. Учитель, который хочет преобразить глупого или растерянного ученика, должен обладать этой способностью. 4 Ч.|к 4149 Физические страдания тесно связаны с умом. Ребенок, увлеченный игрой, может не замечать голода. Но потом он начнет громко плакать, чтобы его покормили. Физические проявления таких ощущений, как боль, связаны с умом посредством текущих по телу жизненных сил. Эти силы можно направлять с помощью определенных техник (например, пранаямы), а особые разновидности техники позволяют добиваться тех или иных эффектов. Благодаря овладению силами, которые передают ощущения от тела к уму, можно обрести контроль над внешними факторами. Сюда входят, например, способности переносить любую температуру воды или воздействие острых шипов, ходить по нетвердым поверхностям или даже чувствовать себя легким, как воздушный шарик. Все эти воздействия — холод, жара, острые шипы — относительны. Лето в Арктике может казаться зимой для того, кто привык жить в тропиках, а жителю Арктики тропическая зима может показаться нестерпимо жаркой. Индийскому крестьянину так же удобно идти по рисовому полю, как жителю Нью-Йорка по тротуару. ЗАО Жизненные силы (прана) имеют разные функции и разные сферы применения. Например, самана отвечает за пищеварение. Этот вид энергии расположен в области пупка. Овладев саманой, можно вызывать ощущение интенсивного нагрева. Процесс пищеварения происходит, когда желудочные соки перерабатывают попадающую в живот пищу. При стимулировании саманы возникает ощущение интенсивного нагрева. Для этого рекомендуется пранаяма с акцентом на задержке дыхания после вдоха. Существуют и другие техники. 3.41 «italVTCRfl: I шротрйкйшайох самбандха -самйамйд дивйамшротрам Мы знаем, что звук распространяется в пространстве. Саньяма на взаимосвязь между слухом и пространством развивает сверхъестественный слух. 3.42 Человека издавна интересовала взаимосвязь между физическими объектами и пространством. Почему птицы могут летать, а камень падает? С помощью саньямы на взаимоотношения между телом и пространством и посредством исследования свойств таких объектов, которые могут летать (например, пушинки), можно обрести знание о перемещении по воздуху. Это, опять же, не означает, что наше физическое тело может научиться летать, но мы можем понять, что такое полет. Свойства хлопкового семени тоже не позволяют ему летать, но когда то же самое семя превращается в хлопковый пух, оно легко может полететь. 3.43 Ум оказывает воздействие на наше восприятие посредством памяти, воображения и разных свойств (например, тяжести). Но тот же самый ум может бьггь приведен в такое состояние, в котором он не будет искажать восприятие объекта. Тогда мы будем воспринимать объект правильно. В дальнейшем можно полностью отстранить ум от процесса восприятия объекта, каким бы привлекательным и соблазнительным тот ни был. Date: 2015-09-24; view: 228; Нарушение авторских прав |