Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции России и федеральному закону ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При разрешении и рассмотрении дела на судью не может оказываться воздействие или давление в какой-либо форме со стороны граждан, их объединений, органов публичной власти и других субъектов. Функциональная и организационная самостоятельность и независимость судов являются гарантиями от воздействия или давления на судей. Конституционный Суд в постановлении от 31 января 2008 года № 2-П1 отмечает, в частности, что принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жильем судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны устанавливаться федеральным законом. Эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительства РФ и решаться по его усмотрению. Независимость судей обеспечивается также специальным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи, его правом на отставку, неприкосновенностью судьи, системой органов судейского сообщества, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, возможными мерами его правовой защиты. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Подчинение судей Конституции РФ или федеральному закону выражается: 1) в возможности судей прямо ссылаться на положения Конституции РФ при разрешении спора; 2) их обязанности обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии такого закона Конституции. В данном случае суд может пойти по одному из следующих направлений. Во-первых, он вправе приостановить рассмотрение дела до принятия решения Конституционным Судом о конституционности или неконституционности положения закона, подлежащего применению. Во-вторых, суд вправе разрешить спор, непосредственно применяя Конституцию РФ. Второй вариант является предпочтительным, если отсутствует текущее законодательное развитие соответствующих положений Конституции РФ. 3. Принцип несменяемости судей. Несменяемость означает, что после своего назначения судья не может быть произвольно смещен с судейского поста, он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком и могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Для некоторых категорий судей относительно срока и полномочий и предельного возраста пребывания в должности законом могут устанавливаться определенные исключения. Например, мировой судья может быть назначен на должность на срок не более чем 5 лет. 4. Принцип неприкосновенности судей. Институт неприкосновенности судей не является их личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, обеспечивает самостоятельность и независимость судьи в рассмотрении и разрешении споров. Неприкосновенность судей направлена на охрану личности судьи от необоснованных преследований заинтересованных в определенном исходе судебного дела субъектов, а также на создание надлежащих условий для его беспрепятственной деятельности. Судья, в том числе прекративший полномочия, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Неприкосновенность судьи означает невозможность его привлечения к уголовной или административной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом: только на основании решений органов высокого ранга – Генерального прокурора РФ, специально образуемой коллегии из трех судей. 5. Принцип открытого разбирательства дел во всех судах, а также допустимости проведения закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Этот принцип можно еще охарактеризовать как гласность судопроизводства. В зале судебного заседания, помимо представителей власти (судьи, сотрудников правоохранительных и иных органов, сторон спора) допускается присутствие любого гражданина РФ, желающего наблюдать за процессом. Закрытое разбирательство в судах допускается только в ограниченных случаях. Например, в гражданском и уголовном судопроизводствах закрытые судебные заседания проводятся в случаях, когда: 1) есть опасность разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, например, тайны усыновления (удочерения) ребенка; 2) рассматривается дело о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) рассматриваются дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы и других преступлениях, судебное следствие по которым может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников соответствующих событий либо сведений, уничижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, их родственников и близких. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судебное заседание, как правило, может состояться только в присутствии сторон по делу и других заинтересованных лиц, признанных таковыми судом и изъявивших желание участвовать в процессе рассмотрения и разрешения спора. При отсутствии названных субъектов судебное заседание подлежит переносу на другое время. 6. Принцип обеспечения состязательности и равноправия сторон в ходе судопроизводства. Состязательность в судебном процессе означает, что каждый его участник занимает свое собственное процессуальное положение и стороны спора должны проявлять активность в представлении доказательств относительно своей правоты. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, а также для установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел. Суд призван выявить истину в процессе. Правосудие осуществляется на основе равенства перед законом и судом всех граждан независимо от национальности, происхождения, имущественного положения и других обстоятельств. В уголовном процессе рассматриваемый принцип означает, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. 7. Принцип обеспечения обвиняемым рассмотрения их дел с участием присяжных заседателей. Обвиняемому, совершившему особо тяжкие преступления против жизни, за которые в качестве исключительной меры наказания устанавливается смертная казнь, должно обеспечиваться специальное судопроизводство – судопроизводство с участием присяжных заседателей. Порядок организации такого судебного процесса определяется в УПК РФ. Помимо конституционно-правовых принципов осуществления судебной власти в текущем законодательстве, преимущественно отраслевом, содержатся и другие принципы, пронизывающие систему судопроизводства. Они не являются универсальными и могут быть актуальными в зависимости от специфики судопроизводства и (или) организации и деятельности суда, рассматривающего дело: непрерывность судебного заседания; устность судебного заседания; рассмотрение дел в единоличном или коллегиальном составе суда; доступность судебного заседания лицам, не владеющим языком судопроизводства. 10.2. Судебная система представляет сложное образование и состоит не только из судов. Под судебной системой следует понимать совокупность судебных органов, созданных в целях осуществления правосудия, и иных специализированных учреждений, обеспечивающих деятельность судов и (или) выражающих интересы судей, организующих судейское сообщество, а также механизм взаимоотношений судов и специализированных учреждений в связи и по поводу реализации функций судебной власти1. Судебная система функционирует на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ, «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ, «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ, «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ, федеральных законов «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1, «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ, других законов, регламентирующих деятельность судебных органов. Судебная система России функционирует на основе принципа единства, который обеспечивается тем, что: 1) она учреждена нормативными правовыми актами высшей юридической силы – Конституцией России и федеральным конституционным законом; 2) всеми федеральными судами и мировыми судьями соблюдаются установленные федеральными законами правила судопроизводства. На эти правила ориентируется и конституционное правосудие в субъектах РФ; 3) всеми судами применяются федеральное и региональное законодательство, а также общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры РФ в соответствии с их иерархией в системе нормативных правовых актов; 4) существует единство статуса судей; 5) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета. В зависимости от подведомственности дел, особенностей судопроизводства, принадлежности к различным звеньям судебной системы РФ выделяютсяследующие виды судов: 1) Конституционный Суд; 2) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 3) Верховный Суд и его нижестоящие суды, в том числе военные суды и мировые судьи, составляющие отдельное звено судебной системы РФ – суды общей юрисдикции; 4) Высший Арбитражный Суд и нижестоящие суды, составляющие отдельное звено судебной системы РФ – федеральные арбитражные суды. Суды общей юрисдикции рассматривают в основном гражданские, административные и уголовные дела. Им подведомственны споры, в которых хотя бы одной из сторон является физическое лицо – гражданин. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от включения судов в систему федеральных или региональных органов выделяют такие виды судов, как федеральные суды и суды субъектов РФ. Учреждение судов местного самоуправления в судебной системе России не допускается. Федеральными судами являются: 1) Верховный Суд РФ; 2) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; 3) районные суды; 4) военные суды; 5) специализированные суды, если таковые будут созданы; 6) Высший Арбитражный Суд; 7) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); 8) арбитражные апелляционные суды; 9) арбитражные суды субъектов РФ; 10) Конституционный Суд РФ. Судами субъектов РФ являются: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ дают толкование конституции (уставу) субъекта РФ, признают недействующими нормативные правовые акты региональных органов, рассматривают споры о компетенции отдельных органов государственной власти субъекта РФ. В настоящее время такие суды функционируют не во всех российских регионах. Определенную готовность к их созданию проявляют еще ряд субъектов, основные законы которых предусматривают это. Некоторые из таких субъектов приняли законы о данных судах 1. По состоянию на октябрь 2012 года эти суды функционируют в субъектах Республика Адыгея; Республика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Ингушетия; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Марий Эл; Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия – Алания; Республика Татарстан; Республика Тыва; Чеченская Республика; Свердловская область; Калининградская область, г.Санкт-Петербург. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции в системе судов общей юрисдикции. Практически во всех субъектах РФ мировые судьи в соответствии с региональным законодательством назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Срок полномочий не может быть более 5 лет. В судебную систему РФ входит такой орган, как Судебный департамент при Верховном Суде, он функционирует на основе Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно и материально обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. Обеспечение деятельности Конституционного Суда осуществляет его собственный аппарат. Обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда и нижестоящих судов возложено на Высший Арбитражный Суд и его аппарат. Органами судейского сообщества в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» являются: 1) Всероссийский съезд судей – высший орган судейского сообщества. Он формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ; 2) конференции судей субъектов РФ; 3) Совет судей РФ; 4) советы судей субъектов РФ; 5) общие собрания судей судов; 6) Высшая квалификационная коллегия судей РФ; 7) квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Советы судей субъектов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ избираются соответственно конференциями судей субъектов РФ. Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения в предусмотренных случаях выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем 1 раз в год могут созываться общие собрания судей. Органы судейского сообщества, входящие в судебную систему: 1) призваны сплачивать судейский корпус и утверждать авторитет судебной власти; 2) действуют для выявления, согласования и выражения интересов судей, каждый из которых является членом судейского сообщества; 3) защищают права и законные интересы судей; 4) подбирают судейские кадры и рекомендуют их для назначения; 5) принимают участие в решении вопросов привлечения судей к ответственности. Под конституционно-правовым статусом судьи в РФ понимается: · совокупность полномочий судьи, т.е. совокупность его прав и обязанностей; · порядок и условия занятия судьей своей должности; · формы и порядок его работы; · порядок и основания прекращения полномочий судьи; · порядок и основания его ответственности; · гарантии деятельности судьи. Все судьи в России обладают единым статусом (Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), различия в котором, тем не менее, могут быть связаны с компетенцией конкретного суда. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются соответствующими законами. Судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии, а также достигший определенного возраста в зависимости от уровня суда (районный суд, суд субъекта РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) – 25, 30 или 35 лет при стаже работы соответственно не менее 5, 7 и 10 лет. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин РФ, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права. Судьи назначаются Президентом России. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Совет Федерации назначает председателей и заместителей председателя этих судов, членов Президиумов и Кассационной коллегии Верховного Суда. Правом прекращать полномочия судей или приостанавливать их деятельность ни верхняя палата Федерального Собрания, ни Президент не обладают. Полномочия судьи прекращаются в связи с истечением срока его полномочий, если он установлен законом, или достижением предельного возраста пребывания судьи в должности. Полномочия судьи могут быть прекращены досрочно или приостановлены квалификационной коллегией судей. К основаниям досрочного прекращения полномочий судьи относятся, в частности: 1) заявление об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по уважительным причинам осуществлять полномочия; 3) прекращение гражданства РФ; 4) занятие деятельностью, не совместимой со статусом судьи; 5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи; 6) совершение судьей дисциплинарного проступка. К основаниям досрочного приостановления полномочий судьи относятся: 1) признание судьи безвестно отсутствующим; 2) возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого; 3) участие судьи в избирательной кампании на федеральном и региональном уровнях власти в качестве кандидата; 4) получение судьей депутатского мандата на федеральном или региональном уровнях власти. Решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому, а равно привлечении его к административной ответственности принимается председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей и с ее согласия либо такой коллегией самостоятельно по представлению Генерального прокурора РФ. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу, осуществление в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий принимается соответствующей судебной коллегией в составе 3 судей. В некоторых случаях до принятия этого решения предусматривается необходимость получения согласия соответствующей коллегии судей и представления Генерального прокурора РФ. Таким образом, гарантиями деятельности судьи являются, в частности, специальный порядок привлечения его к ответственности, а также меры, обеспечивающие его неприкосновенность. 10.3. Социально-правовое предназначение и предусмотренная компетенция позволяют характеризовать Конституционный Суд: - во-первых, как орган судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий ее посредством конституционного судопроизводства; - во-вторых, как высший орган государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством России; - в-третьих, как орган, осуществляющий самостоятельный вид государственной власти – контрольную власть. Конституционный контроль – проверка законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия Конституции. Конституционный Суд РФ был создан в 1991 году (находится в г. Санкт-Петербурге), состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания судьи в должности – 70 лет. Повторное назначение на эту должность не допускается. К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, безупречная репутация, признанная высокая квалификация в области права. Так, 13 судей этого суда имеют ученую степень доктора юридических наук.Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом любых представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний либо без таковых (ст. 20), рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленным Конституцией РФ и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Кроме этого, в заседаниях Конституционный Суд: 1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации; 2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения; 3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства; 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента России полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда; 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Согласно порядку, введенному в действие в июне 2009 года, Председатель Конституционного Суда и два его заместителя назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда. По истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Конституционного Суда детально регламентированы статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд, как и другие суды, в судебных заседаниях рассматривает и разрешает споры между высшими органами государственной власти, как федеральными, так и региональными. Помимо собственно правосудия, Конституционный Суд реализует в рамках судебного конституционного контроля такие полномочия, как: 1) осуществление толкования Конституции РФ. Закон четко устанавливает круг органов и должностных лиц, которые могут обращаться с запросом о толковании, которое имеет официальный и общеобязательный характер. Толкование представляет деятельность по уяснению текста Конституции, разъяснению, конкретизации содержания толкуемых положений. Конституционный Суд дает толкование Конституции на своих пленарных заседаниях, причем в отличие от решений по иным делам за постановление о толковании должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа судей. 2) разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, внутригосударственных договоров и не вступивших в силу международных договоров РФ; 3) участие в процедуре отрешения Президента РФ от должности (принятие заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления); 4) участие в процедуре назначения референдума РФ (принятие заключения о соответствии Конституции РФ инициативы о проведении референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам). Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. К принципам конституционного судопроизводства относятся (глава 4): независимость; коллегиальность; гласность; устность разбирательства; ведение на русском языке; непрерывность судебного заседания; состязательность и равноправие сторон. Основные стадии конституционного судопроизводства: 1) предварительное изучение обращений в форме запроса, ходатайства или жалобы, поступивших в Конституционный Суд. Они регистрируются в Секретариате Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее 2 месяцев с момента регистрации обращения; 2) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается на заседании Конституционного Суда. Решение о принятии обращения к рассмотрению принимается не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения; 3) подготовка дела судьей-докладчиком к судебному слушанию: истребование необходимых документов, производство проверок, исследований, экспертиз, определение круга лиц, подлежащих вызову в заседание и т.п. Срок – не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению; 4) рассмотрение и разрешение дела в заседании: - сообщение судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению; - судебные действия – заслушивание объяснений сторон; ознакомление с заключением эксперта; заслушивание показаний свидетелей; исследование документов, обстоятельств, доказательств; заключение заключительного выступления сторон; 5) принятие, оглашение и опубликование решения Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда принимается в закрытом совещании судей, путем поименного опроса судей, председательствующий голосует последним. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение подписывается всеми судьями. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания. Постановления (решения по существу отнесенных к компетенции Конституционного Суда вопросов) и заключения (решения по существу запросов о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента России, а также о соответствии Конституции РФ инициативы о проведении референдума по предложенному вопросу) Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях. Решения по процедурным вопросам, принимаемым в ходе конституционного судопроизводства, именуются определениями (например, отказ заявителю в принятии обращения к рассмотрению). Конституционный Суд в соответствии с законом обладает широкими полномочиями для защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституционных норм на всей территории России. Резюме. Закон и другие правотворческие акты государственных органов не являются единственной формой выражения норм конституционного права, хотя для всех государств континентальной правовой системы (включая Россию) они имеют определяющее значение. В то же время в ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Канада, Индия и др.) прочно укоренился такой источник права, как судебный прецедент. В советский период правотворческие полномочия судов и наличие судебных прецедентов категорически отрицалась. В современных условиях, когда судебная власть должна занять достойное место в демократической российской государственности и стать самостоятельным и равноправным партнером других ветвей власти, прежние традиционно-консервативные подходы и оценки недопустимы. Суды, осуществляя судопроизводство, обеспечивают реальную связь между существующими социальными отношениями и юридическими нормами. Субъекты правоприменительной деятельности на основе логических законов проводят процесс квалификации, выстраивая для этого силлогизм, где роль большой посылки играет норма, а меньшей – фактические обстоятельства, исследуемые в связи с рассматриваемым делом. Они конкретизируют и детализируют общие нормы, раскрывают содержание оценочных правовых понятий и вырабатывают правоположения – прообраз полноценной нормы. Это тем более важно. Что в условиях демократии невозможен отказ в правосудии (ввиду отсутствия или неполноты закона). Поэтому суды, обнаруживая нормативные установления, вступающие в коллизию с истолкованной нормой, вынуждены создавать временные правила ad hoc (для данного случая), которые потом нередко воспринимаются не только практикой, но и самим законодателем. В основе подобных судебных решений лежит специальный принцип (прием) ratio decidendi, т.е. аргументов в пользу вынесенного решения. Значение судебной практики определяется тем, что она приобретает общий и нормативный характер для широких кругов правоприменителей, выступая как своеобразный ориентир, образец для решения аналогичных дел. В этом случае она воздействует на выработку не только судебной политики, но и принципы права, совершенствование законодательства, т.е. имеет определенное правотворческое значение. Судебная практика способствует единообразному толкованию и применению правовых норм, углубленному пониманию сложных юридических категорий в «реальном свете». Поскольку судебный прецедент официально не признан отечественным законодателем, он обязательно содержит образцовое правило, разрешающее конкретный спор с соответствующей и достаточно убедительной правовой аргументацией. Решение должно быть официально опубликовано (лишь в этом случае является обязательным), а затем подлежит неуклонному исполнению. Необходимость прецедентов, хотя и в ограниченных пределах, вызвана динамизмом общественных отношений, недостаточностью типового законодательного регулирования, наличием пробелов, коллизий, дефектов в праве, стратегической задачей повышения реального уровня судебной защиты прав и свобод.
Контрольные вопросы: 1. Что следует понимать под судебной властью в России? 2. Перечислите функции судебной власти. 3. Чем характеризуется судебная власть? 4. Каковы конституционно-правовые основы судебной власти? 5. В чем заключается социально-правовая природа суда? 6. Что следует понимать под конституционно-правовыми принципами осуществления судебной власти? Где они закреплены? Раскройте содержание этих принципов. 7. Что представляет собой судебная система России? 8. Какие нормативные акты регламентируют деятельность судебных органов? 9. В чем проявляется принцип единства функционирования судебной системы России? 10. Перечислите виды судов России. 11. Какие суды являются федеральными? 12. Укажите суды субъектов РФ. 13. Какова система судов общей юрисдикции? 14. Какова система арбитражных судов? 15. Какие судебные органы, кроме судов, входят в судебную систему? Каково их предназначение. 16. Что понимается под конституционно-правовым статусом судьи? Чем он регламентирован? 17. Как определяются особенности правового положения отдельных категорий судей? 18. Какие общие требования к судье Вы знаете? 19. Каков порядок назначения судей и освобождения их от должности? 20. Перечислите основания досрочного прекращения полномочий судьи. 21. Укажите основания досрочного приостановления полномочий судьи. 22. Как решается вопрос об ответственности судей? 23. Каково социально-правовое предназначение Конституционного Суда Российской Федерации? 24. Какова структура Конституционного Суда? 25. Каков порядок назначения судей Конституционного Суда и освобождения их от должности? 26. Как назначается Председатель Конституционного Суда? 27. Какие требования предъявляются к кандидатам на пост судьи Конституционного Суда? 28. Каковы полномочия Конституционного Суда России? 29. Чем определена структура и организация деятельности Конституционного Суда? 30. Перечислите принципы конституционного судопроизводства. Каково их содержание? 31. Каковы основные стадии конституционного судопроизводства? 32. Каков порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации? 33. Какие решения принимает Конституционный Суд Российской Федерации? Каково их значение? 34. Каковы порядок принятия решений Конституционного Суда? 35. Каковы особенности изложения решения, провозглашения, опубликования, вступления в силу? 36. Какие основные тенденции реформирования судебной системы Вам известны?
1 Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. С. 527. 1 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ. 1 Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. С. 532-533. 1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2002 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 31 января 2008 года № 2-П. 1 Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. С. 541. 1 Кряжков В.А. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3. С.156-157. Date: 2015-09-24; view: 638; Нарушение авторских прав |