Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия





Для повышения конкурентоспособности территории в соответствии с позиционированием предлагается система проектов, включающая федеральные и региональные проекты, имеющие стратегическое значение – не только привлекающие инвестиции на территорию республики, но и решающие задачи комплексного развития территорий. Система региональных проектов в Республике Карелия представлена на рисунке 26.

Региональные и сопряженные с ними федеральные проекты имеют основной своей целью – обеспечение экономического и инфраструктурного развития республики. Они реализуются по приоритетным направлениям экономического развития Республики Карелия, в которых существуют определенные конкурентные преимущества республики на внешних рынках. Основным результатом реализации данных проектов является повышение международной конкурентоспособности республики, привлечение инвестиционных ресурсов и развитие производственной и технологической инфраструктуры.

Учитывая высокий уровень рейтинга готовности республики к информационному обществу (8 место среди российских регионов по данным 2008 года) и достигнутый высокий потенциал научно-образовательного комплекса, целесообразно использовать данные обстоятельства как главный стратегический ресурс при модернизации региональной экономики.

Поскольку увеличение добавленной стоимости происходит во многом за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения информационно-коммуникационных технологий, то достичь заявленных стратегических целей можно благодаря созданию и поддержке учебных заведений, формированию своего научного и исследовательского потенциала, созданию высококачественной инфраструктуры, повышению эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий, способствующих генерации инноваций как в традиционных, так и новых видах экономической деятельности, сконцентрированных в следующих мегапроектах: «Лесная Карелия»; «Гостеприимная Карелия»; «Недра Карелии»; «Новая Карелия» (рис. 26). Система мероприятий по реализации проектов представлена в таблице 8.

 

 

 


Рис. 26 Система проектов в рамках Стратегии «Республика Карелия – 2020»

 

 

С целью эффективного использования знания и образования, наработок в сфере ИКТ, как важнейших (стратегических) ресурсов, реализуется региональный проект «Новая Карелия», который создает необходимые условия для интенсивного развития традиционных секторов экономики, а также создания инновационных продуктов и услуг (см. рис. 27).

 

 

 


Рис. 27 Проект «Новая Карелия»

Система предлагаемых мероприятий позволяет повысить конкурентоспособность традиционных секторов экономики, а также создать условия для повышения конкурентоспособности и расширенного воспроизводства инновационного сектора экономики, создать эффективную региональную инновационную систему, развить институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности, модернизировать экономику на основе технологических инноваций. Цель проекта «Новая Карелия», проектный замысел и система мероприятий разработаны в соответствии со Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Целями региональной политики в данной области являются: создание и развитие информационного общества; повышение качества жизни граждан; развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни республики; совершенствование системы государственного управления; обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе являются следующие.

Первое направление – формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Карелии, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе:

- формирование единого информационного пространства;

- обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Республики Карелия, расширение состава универсальных услуг;

- переход к цифровому телерадиовещанию;

- обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех районов Республики Карелия;

- развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории республики;

- создание на базе отделений почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;


- создание и ввод в действие инфраструктуры пространственных данных Республики Карелия;

- повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

- содействие подключению к сети Интернет через широкополосные каналы образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций;

- расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих;

- предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Республики Карелия с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий.

Третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

- стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами;

- создание условий для развития конкурентоспособных товаров и услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- создание технопарка в сфере использования информационных технологий;

- совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- содействие увеличению объемов импортозамещения продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

- развитие системы региональной информатизации.

Четвертое направление – повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

- создание электронного правительства, предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, переход от традиционного документооборота к юридически значимому электронному документообороту как между государственными и муниципальными органами, так и между органами власти и гражданами;

- обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Пятое направление - противодействие нарушению безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных и телекоммуникационных систем республики посредством информационных и телекоммуникационных технологий.

Это направление будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия», региональной целевой программы «Информатизация Республики Карелия», мероприятий отраслевых и ведомственных целевых программ, направленных на развитие использования ИКТ в различных секторах экономики и сферах деятельности. В пределах целевых финансовых средств предполагается повышение качества и эффективности государственного управления, оперативности предоставления государственных услуг, расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, а также формирование системы стандартов по внедрению ИКТ в управление, характеризующихся отношением к информации как стратегическому ресурсу, при разработке и внедрении информационных систем. При этом создание эффективных информационных систем становится фактором, способствующим генерации и использованию новых идей (инноваций), обеспечивающих конкурентные преимущества территории


Примером служит продажа услуг сектора информационных технологий на базе IT-парка и других структур инновационного комплекса (например, оффшорного программирования или аутсорсинга*, потребности в которых с каждым годом только возрастают), а также онлайновый рынок туризма (поскольку туризм – информационно-насыщенная услуга). Пример успешной электронной коммерции и франчайзинга* в индустрии туризма в дальнейшем будет использован и в других отраслях экономики как пример лучшей практики.

Оценка существующего состояния секторов экономики, в рамках которых реализуются региональные проекты экономического блока, основана на анализе цепочки создания стоимости и включает в себя следующие элементы: предмет труда, кадровое обеспечение, средства труда, транспорт, продажа, финансовое обслуживание, система управления, рынок(рис. 28, табл. 8).

Степень концентрации элементов цепочки создания стоимости в Республике Карелия в рамках каждого из рассматриваемых региональных проектов, определяется по следующей шкале:

  Полная концентрация
  Выше средней
  Средняя
  Ниже средней
  Отсутствие элемента

На основании результатов оценки наличия в Республике Карелия вышеперечисленных элементов цепочки создания стоимости в рассматриваемых секторах экономики определена степень их концентрации (наличие резидентов) и зависимости от внешних субъектов и ресурсов.

На территории республики предполагается построение наибольшего количества элементов данной системы в качестве резидентных, поскольку в основу повышения конкурентоспособности карельских производств закладывается увеличение доли резидентных для республики структур и обеспечение самостоятельного доступа к рынкам сбыта продукции (табл. 8). Это предполагается сделать в зонах опережающего развития.

Исходя из сложившейся структуры экономики в качестве приоритетных направлений целесообразно рассматривать создание конкурентоспособных территориальных кластеров как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, встраивающихся в единую воспроизводственную цепочку (от сырья до потребителя конечной продукции) в целях капитализации всей собственности.


Реализация региональных проектов экономического блока направлена на повышение конкурентоспособности секторов республиканской экономики на внешних рынках и на развитие резидентной экономики через консолидацию товарных цепочек. При этом для различных продуктов используются различные товарные стратегии.

 


      Состояние   Цель проекта   Проектный замысел   Ожидаемые результаты    
      Карелия Внеш. Среда          
                         
            Формирование конкурентоспособного бизнеса в лесном секторе и обеспечение в Республике Карелия полного оборота и расширенного воспроизводства корпоративного капитала для формирования современного технологического уклада лесного комплекса.   - Внедрение новой системы лесопользования, повышение эффективности использования лесных ресурсов, увеличение производительности. - Формирование непрерывных товарных цепочек, нацеленных на реализацию конечной продукции. - Расширение сети дорог круглогодичного пользования. - Введение лесной сертификации. - Создание эффективной системы особо охраняемых природных территорий. - Создание лесных кластеров.   - Концентрация собственности и капитала вокруг крупнейших компаний (центры кластеров). - Повышение стоимости активов и формирование «резидентной экономики. - Развитие смежных отраслей. - Увеличение заготовки древесины до 10,5 млн. куб.   Повышение конкурентоспособности экономики карелии и встраивание в глобальный рынок
Лесная Карелия                
               
               
             
               
               
               
               
                 
                       
Гостеприимная Карелия           Формирование конкурентоспособного бизнеса в туристическом секторе и повышение имиджа Карелии как рекреационной территории   - Повышение информационной доступности РК и отдельных объектов туристского показа. - Информационное сопровождение и повышение безопасности на маршрутах, их сертификация. - Создание локальных туристских комплексов. - Создание особой экономической зоны (туристско-рекреационной) и туристического кластера. - Комплексное развитие депрессивных территорий (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов и т.д.)   - Увеличение доли туризма в ВРП Республики Карелия (до 15%) - Развитие индустрии туризма и обустройство депрессивных территорий (поселений, районов) - Увеличение туристского потока (до 3,5 млн. посетителей республики). - Повышение занятости населения и рост доходов бюджета.  
               
               
               
               
               
               
               
                 
                       
Недра Карелии           Повышение эффективности использования и управления государственным фондом недр республики Увеличение вклада горнопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие республики     - Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для освоения месторождений, создание на территориях зон развития горнопромышленного комплекса. - Поддержка проектов в области освоения маломасштабных и средних месторождений минерального сырья. - Создание производств на основе глубокой переработки добываемых полезных ископаемых. - Повышение кадрового и технического оснащения горных предприятий и геологоразведочных организаций. - Обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы Карелии.   - Создание новых горных производств и продуктов. - Повышение занятости населения, рост доходов бюджета. - Развитие производственной и социальной инфраструктуры. - Утилизация отходов ГПК. - Развитие смежных отраслей.  
               
               
               
               
               
               
               
   
                     
Новая Карелии     Глобальная система Глобальный рынок (рынок информации) Отсутствие территориальной привязки Правовая основа – международное авторское право и право интеллектуальной собственности   Стимулирование создания условий постиндустриальной экономики (экономики знаний), формирования информационного общества и создание условий для эффективной реализации региональных проектов и повышение качества предоставления государственных услуг   - Формирование информационного пространства, включающего развитие современных информационных и коммуникационных продуктов, сопряженных с региональными проектами - Создание электронного правительства, электронных кадастров ресурсов и БД - Создание элементов инновационных систем (технопарков, центров трансфера технологий…) в лесном, горно-технологическом и туристском секторах   - Обеспечение инновационного цикла «идея – технология – новый товар или услуга» и вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот в лесном, горно-технологическом и туристском секторах - расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав  
           
           
           
           
           
           
           

Рис. 28 Система региональных проектов экономического блока.

Обозначения: 1 - предмет труда, 2- кадровое обеспечение, 3- средства труда,4- транспорт, 5-продажа,6- финансовое обслуживание,7- система управления, 8- рынок

Таблица 8. Система мероприятий, определенных в рамках традиционных направлений деятельности экономического блока

Элементы цепочки создания стоимости Лесная Карелия Недра Карелии Гостеприимная Карелия
Предмет труда В лесной отрасли требуется законодательно установить воспроизводственный порядок для пользователей лесосырьевой базой, который позволит обеспечить рост доходов при экологически устойчивом ведении хозяйства. За образец может быть взят опыт Финляндии. В Республике Карелия заготавливается ~ 6,5 млн.м3 древесины, экспортируется необработанной 3,9 млн.м3. Однако на экспорт и переработку древесины используется ~ 8,3 млн.м3. Превышение использования древесины над заготовкой составляет 1,8 млн.м3 – ввоз из-за пределов Республики Карелия. В результате возникает потребность: 1) в увеличении выхода сырья для целлюлозно-бумажных комбинатов за счет создания целевых хозяйств на базе крупнейших лесопользователей; 2) в переориентации экспорта необработанных лесоматериалов (3,9 млн.м3) на внутреннюю переработку. В РК преимущественно развиваются производства, связанные с добычей и переработкой железных руд, строительного и блочного камня, шунгитов, порфиритов. Практически все виды добытой минеральной продукции проходят стадию первичного передела (переработка строительного камня на многофракционный кубовидный щебень и песок, производство облицовочных плит и изделий из природного камня, получение микронизированного шунгитового порошка, производство железорудных окатышей, производство кирпича на базе месторождений глин). Дальнейшая переработка и использование продукции происходит на территории других регионов (дорожное, промышленное и жилищное строительство, выплавка чугуна, производство фарфоро-фаянсовых и резинотехнических изделий, кровельных покрытий и.т.д.), где и остается бóльшая часть доходов. Поэтому необходимо: 1) расширение видов добываемого минерального сырья на основе освоения рудных месторождений, создание и размещение производств по глубокой переработке добываемой продукции; 2) разработать дальнейшую стратегию развития ГПК на длительную перспективу на основе выполненной масштабной работы по инвентаризации всех известных информационных материалов ресурсов о запасах и ресурсах недр Карелии. К предмету труда в туристско-рекреационном комплексе Республики Карелия относятся туристско-рекреационные ресурсы (леса I и II групп, объекты культурно-исторического наследия, особо охраняемые природные территории, памятники природы, традиционные национальные поселения, фольклорные и культурные события и др.). Однако далеко не все объекты туристского показа могут быть вовлечены в туристскую деятельность в силу ограничений по доступности, техническому состоянию, возможностям включений в туристские маршруты и продукты. Необходимым является: 1) ведение реестра объектов туристского показа и мониторинг их состояния; 2) повышение доступности и эффективности использования объектов показа.
Кадровое обеспечение Внедрение скандинавской технологии целевого использования лесов, а также модернизация производств сталкивается с проблемой отсутствия квалифицированных кадров. Это, в свою очередь, связано с отсутствием в профтехобразовании современного оборудования и преподавателей. Предприятия вынуждены привлекать рабочую силу из-за пределов Республики Карелия. Поэтому необходимо: 1) формирование Региональных кадровых центров по подготовке специалистов для работы на современном оборудовании; 2) формирование с участием федеральных средств Фонда кредитования жилья для молодых семей; 3) заключение целевых договоров по подготовке кадров между предприятиями ЛПК и профтехобразовании; 4) использование технологического оборудования и штатных специалистов предприятий для производственной практики профтехобразовании. В Республике Карелия созданы базовые условия для развития собственной системы подготовки квалифицированных специалистов по горным специальностям. На базе ПетрГУ осуществляется подготовка горных инженеров-технологов по специальности «Открытые горные работы», а также специалистов в области геологии и геофизики. Вместе с тем пока еще ощущается недостаток горных инженеров-маркшейдеров, обогатителей, горных электромехаников, специалистов в области экономики горного производства. Горные предприятия испытывают серьезный дефицит специалистов рабочих профессий бурильщиков, машинистов экскаваторов и дробильных установок, взрывников, операторов фронтальных погрузчиков, водителей большегрузных автосамосвалов. В этих условиях важно поддержать инициативу ПетрГУ и обеспечить содействие созданию на базе университета современного центра комплексной подготовки и переподготовки специалистов инженерного звена и рабочих профессий. В связи с этим необходимо продолжить работу по расширению перечня специальностей для подготовки горных инженеров в ПетрГУ, обеспечить развитие научных исследований в области горных технологий на основе открытия соответствующего направления подготовки научных кадров в аспирантуре университета, оказать содействие в реализации проекта по созданию учебного полигона ПетрГУ для подготовки студентов и специалистов рабочих профессий на базе Кедрозерского месторождения диабаза и в последующем создать на этой основе республиканский учебно-производственный центр переподготовки специалистов совместно с горными предприятиями и компаниями-поставщиками производственного оборудования. В Республике Карелия фактически полностью сформирована система подготовки квалифицированных кадров для туристского сектора. В частности, туристские кадры в Республике Карелия готовят: Петрозаводский филиал Петровского колледжа, Карельский Институт туризма РМАТ, ПетрГУ. Наиболее важными задачами в кадровом обеспечении туристского комплекса Республики Карелия являются: 1) увеличение количества выпуска технических специалистов для предприятий туристской инфраструктуры (гостиниц, транспортных компаний); 2) кардинальное повышение качества подготовки специалистов в соответствии с международными требованиями и стандартами.
Средства труда Большинство предприятий ЛПК в республике располагает производственным оборудованием с высоким физическим износом. Необходима замена оборудования для перехода к современным технологиям сортиментной заготовки древесины. Поставка современного оборудования и замена морально устаревших ОПФ является необходимым требованием для обеспечения конкурентоспособности карельского производства. Поэтому необходимо: 1) развитие машиностроительных предприятий республики; 2) развитие партнерств и открытие филиалов западных производителей оборудования для лесного комплекса.   В ГПК используется в основном современное технологическое оборудование западных производителей. Все оборудование поставляется из-за пределов РК. В республике практически отсутствуют региональные сервисные и лизинговые центры по обслуживанию горного и перерабатывающего оборудования. В области обеспечения ГПК средствами труда необходимо развитие партнерств и открытие филиалов западных производителей оборудования для ГПК. Необходимо содействовать партнерству карельских горных предприятий с банковскими структурами, специализирующимися в области кредитования закупок горного оборудования, с учетом специфики сезонности горных работ в части сроков и условий возврата кредитов. Средства труда в туризме включают в себя объекты туристской инфраструктуры. Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры в РК не позволяет в полной мере использовать существующий туристско-рекреационный потенциал. Развитие туристской инфраструктуры необходимо осуществлять по двум направлениям: - строительство новых и реконструкция существующих объектов туристской инфраструктуры (прежде всего, строительство и реконструкция средств размещения туристов, реконструкция и ремонт дорог, развитие придорожной инфраструктуры); - повышение качества услуг в соответствии с международными стандартами качества.
Транспорт В настоящее время значительная часть транспортных услуг осуществляют иностранные перевозчики и транспортные компании из-за пределов РК (ОАО «РЖД», судоходные и автотранспортные компании). Собственные (внутренние) транспортные перевозки осуществляются только крупными лесопользователями для доставки сырья к месту переработки. Таким образом, основная транспортная наценка формируется за пределами РК. В этом случае необходимо: 1) создание регионального клирингового центра; 2) образование региональных транспортно-сырьевых бирж и площадок; 3) образование региональных транспортно-страховых компаний; 4) создание собственных транспортных компаний при крупных карельских лесопромышленных компаниях, обеспечение их подвижным составом. Фактически все 100% произведенной продукции карельских горных предприятий транспортируется внешними транспортными компаниями – ОАО «РЖД» и судоходными компаниями. При этом конкурентоспособность карельской продукции горнопромышленного комплекса (ГПК) снижают высокие транспортные тарифы, которые сегодня фактически равны или выше отпускной цены продукции на карьере – эта наценка формируется за пределами РК. При реализации щебня и блочного камня возможно лишь снижение транспортных издержек за счет обеспечения карельских предприятий собственным подвижным составом. При организации комплексных производств по добыче и переработке рудных полезных ископаемых снижение транспортных затрат возможно только при перевозке готовой продукции. Основная масса гостей, посещающих Республику Карелия, приезжает на собственном транспорте, либо трансферт осуществляется туристскими и транспортными компаниями, расположенными за пределами РК. Кроме того, проблема существует не только в недостатке специализированного туристского транспорта в РК, но также и в качестве оказываемых транспортных услуг. В силу этих причин в области обеспечения трансферта туристов в РК необходимо: - приобретение по лизингу современного транспортного парка карельскими туристскими фирмами и гостиничными комплексами; - развитие ремонтной базы специализированного туристского транспорта, придорожной инфраструктуры.
Продажа (сбыт) Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Республики Карелия фактически не располагает собственными каналами распределения и сбыта продукции, собственными торговыми сетями за пределами республики. Основная масса лесопромышленной продукции реализуется за пределами РК через посреднические торговые компании и дистрибьюторские сети из других регионов и стран. Также значительная масса карельской продукции ЛПК выступает в качестве полуфабриката, на основе которого производятся готовые продукты (мебель, отделочные материалы, дома и др.). Ввиду этого необходимо: 1) создание регионального клирингового центра; 2) выстраивание карельскими лесопромышленными компаниями собственных каналов сбыта, ориентированных на прямые продажи; 3) заключение соглашений на дистрибуцию карельской продукции с крупнейшими торговыми сетями и компаниями Каналы распределения и сбыта продукции ГПК в основном находятся за пределами республики. Собственниками подавляющего большинства горных производств, работающих в Карелии, являются московские и петербургские компании. На территории РК развивается только первые стадии передела минерального сырья. Зачастую карельская продукция ГПК реализуется на внешних рынках через серию посредников. В силу этих причин необходимо развитие новых комплексных видов производств продукции на основе переработки твердых полезных ископаемых с выстраиванием собственной товарной логистики. Важным элементов развития ГПК является создание условий для использования продукции на территории республики. Развитию добычи и переработка блочного камня могла бы содействовать разработка концепции застройки территорий с учетом приоритета застройщикам, использующим природный карельский камень в архитектурно-планировочных решениях, в том числе бордюрный камень в дорожном строительстве. Значительный туристский поток на территорию Республики Карелия ввозится крупными туроператорами, работающими за пределами РК. Существующие туры по Республике Карелия, разработанные карельскими туроператорами, испытывают недостаток в эффективных каналах распределения и сбыта. В силу этого необходимо: 1) включение карельских туроператоров в российские и международные франчайзинговые сети; 2) включение карельских объектов показа и туров в турпакеты и системы туров, предлагаемых крупными российскими и зарубежными туроператорами
Финансовое обслуживание Финансовое обслуживание большинства секторов экономики республики осуществляется филиалами инорегиональных банков. На их долю приходится около 90% всего объема услуг по расчетно-кассовому обслуживанию. Кроме того, наблюдается существенная недооценка активов, вводимых в экономический оборот. Это приводит к отсутствию развитого фондового рынка, сокращению денежной массы, снижению цен и развитию бартера в форме пропорционального роста кредиторской и дебиторской задолженности, которая не подлежит налогообложению, что снижает бюджетные доходы. В силу этого необходимо: 1) увеличение уставного капитала, активов ОАО «Банк «Онего», расширение его присутствия на рынке банковских услуг республики через открытие структурных подразделений; 2) проведение рыночной оценки национального богатства Республики Карелия; 3) образование регионального ипотечного залогового капитала, ипотечного кредитования; 4) образование фондовых бирж (площадок); 5) образование региональных финансовых компаний по сопровождению инвестиционных проектов, развитие лизинговой системы; 6) развитие института потребительской кредитной кооперации
Система управления В предверии вступления России в ВТО необходимо пристальное внимание обеспечению качества в соответствии с международными стандартами. Большую значимость приобретают права на управление мобильными активами (финансы, технологии, информация). В рамках реализации реформы системы лесоуправления необходимо: 1) 1) введение по основным профильным видам продукции ЛПК сквозных стандартов качества; 2) образование региональных управляющих компаний (корпораций) в области лесопереработки; 3) создание технопарка по лесным технологиям Рычаги и инструменты управления подавляющим большинством карельских горных предприятий находятся за пределами Республики Карелия. Важнейшим направлением совершенствования системы государственного управления развитием отрасли является совершенствование регионального законодательства о недрах для предоставления преимуществ при получении прав пользования участком недр предприятиям, обеспечивающим активизацию инновационных процессов, создание новых технологий и материалов, переход к комплексной, глубокой переработке минерального сырья. Важнейшим элементом государственной политики в области недропользования является проведение постоянной линии на развитие минерально-сырьевой базы региона, в том числе, за счет привлечения средств соответствующей федеральной программы, решение вопросов поддержания сырьевой базы бюджетообразующих предприятий (ОАО «Карельский окатыш») На сегодняшний день Республика Карелия имеет необходимые инструменты управления туристским потоком, однако большинство из этих инструментов не задействованы. В сферу туристско-рекреационной деятельности вовлекаются лишь отдельные объекты туристского показа, которые используются внешними компаниями для создания собственного продукта (стоимости). В силу этого республика теряет потенциальные доходы, создаваемые на этих объектах. Для повышения эффективности управления туристско-рекреационной деятельностью в РК необходимо: 1) формирование системы управления качеством предоставляемых услуг инфраструктуры туризма; 2) формирование системы сопровождения инвестиционных проектов; 3) создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа
Рынок Для традиционных и новых секторов экономики Республики Карелия важнейшей задачей является удержание существующей доли рынка, расширение рынка и выход на другие целевые рынки (в соответствии с результатами оценки стратегических зон хозяйствования). В целях продвижения карельской продукции на внешних рынках требуется создание и развитие системы продвижения товаров и услуг, в частности: 1) создание региональных структур бизнес-проектирования (проект «под ключ»); 2) формирование маркетинговой информационной системы по всем карельским продуктам и компаниям; 3) брендинг карельских товаров и услуг; 4) внедрение системы современных международных стандартов качества серии ISO 9000; 5) развитие элементов рыночной инфраструктуры, в том числе включая консалтинг в области международного торгового права

Развитие базовых секторов экономики

Лесопромышленный комплекс (ЛПК)

ЛПК является важнейшей базовой отраслью республики, поэтому будут реализовываться проекты, связанные с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий.

С 2004 года в республике взят курс на глубокую переработку древесины, на создание условий для привлечения инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение действующих перерабатывающих предприятий, направленных на выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции глубокой переработки древесины, отвечающей требованиям международного рынка и экологическим стандартам.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;

оптимизация структуры экспорта лесной продукции;

стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;

развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;

создание мощностей по глубокой переработке древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов.

Для увеличения к 2020 году доли использования расчетной лесосеки и эффективности лесопользования, а также модернизации отрасли планируется в рамках новой промышленной политики создание лесного кластера.

Лесной кластер* - это лесное хозяйство, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и транспортная система, а также лесная наука, финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия. При этом лидерами (центрами притяжения) выступают предприятия, реализующие конечный продукт (рис.29).

В рассматриваемый период (до 2020г.) процесс совершенствования структуры комплекса будет проходить по двум параллельным направлениям.

Первое – создание интегрированных структур корпоративного управления на базе уже сложившихся лесопромышленных узлов, охватывающих полный технологический цикл от лесозаготовок до производства и реализации конечной продукции глубокой химической и химико-механической переработки.

Второе - образование территориально-производственных кластеров, в которых на основе кооперации и взаимного дополнения будут работать независимые предприятия различных организационно-правовых форм, использующих потенциал лесной отрасли.

Совокупный объем инвестиций- 30 млрд. руб. Количество новых рабочих мест – 3000 Увеличение объемов заготовки древесины – до 10,5 млн. куб. м.

 

Рис. 29 Схема лесного кластера Карелии.

К факторам, способствующим становлению лесного кластера в республике, относятся:

- богатая ресурсная база (ежегодный допустимый объем изъятия древесины в республике составляет 10,5 млн.куб.м);

- 88% лесного фонда передано в долгосрочную аренду под реализацию бизнес-планов, предусматривающих глубокую переработку древесины, и дальнейшее развитие лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- граница с ЕС, близость европейских потребителей нашей древесины и бумаги, укрепление внешнеэкономических связей, возможность использовать опыт зарубежных стран, создающих у нас лесоперерабатывающие производства;

- наличие спроса на продукцию глубокой переработки древесины на азиатских рынках;

- потенциал лесопромышленных предприятий;

- наличие в республике отраслей и производств, потребляющих продукцию лесопромышленного комплекса (строительство, мебельная, химическая отрасли, полиграфия);

- заинтересованность перерабатывающих предприятий в гарантированном обеспечении сырьем;

- наличие системы подготовки кадров для отраслей ЛПК (ПетрГУ, КарНИИЛПК, Шуйско-Виданская лесотехническая школа).

Факторы, препятствующие развитию кластера в республике:

- частые изменения законодательства в сфере лесных отношений;

- конкуренция со стороны соседних регионов;

- разрозненность и слабая доступность новых участков лесного фонда;

- несовпадение интересов собственников предприятий;

- недостаточность известных брендов и сектора дизайна продукции в мебельной отрасли;

- наличие внутрифирменных проблем, связанных с недостаточно квалифицированным менеджментом и неэффективной организацией бизнес-процессов, устаревшим оборудованием.

Процесс восстановления технологических цепочек между лесозаготовительными и перерабатывающими производствами и воссоздания промышленного блока и последующего его объединения с банковско-кредитными, торгово-коммерческими и другими структурами уже начался и является в настоящее время одной из положительных тенденций в лесопромышленном секторе республики.

Необходимо:

- объединить усилия предприятий лесного комплекса республики для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами;

- содействовать привлечению внешних инвесторов и осуществлять поддержку резидентов, в первую очередь в деревообработке, лесохимии и мебельной промышленности;

- увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в областном лесном комплексе;

- сконцентрировать усилия на развитии элементов кластера, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для республики в целом;

- содействовать созданию мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины, по выпуску продукции для деревянного домостроения; развитию биоэнергетики;

- принять меры по развитию лесопользования в северных и восточных районах республики;

- ускорить развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования (потребность в строительстве новых дорог составляет около 540 км.);

- активизировать работы по лесовосстановлению, в том числе по воспроизводству лесного фонда целевым породным составом;

- развивать систему космического мониторинга состояния лесного фонда, применение новейших информационных технологий и спутниковых систем в целях совершенствования контроля за лесовосстановлением и лесопользованием в режиме реального времени.

Будет продолжена работа по созданию всех звеньев товарной цепочки, включая соответствующие виды деятельности:

1) производство по лицензии или приобретение в собственность современных средств заготовки, лесопиления, производства целлюлозы, офисной бумаги, строительных материалов;

2) создание резидентной транспортной компании;

3) приобретение резидентами Республики Карелия торговых площадок и торговых брендов для реализации экспортируемых товаров и услуг;

4) привлечение на территорию Республики Карелия структур, осуществляющих оказание финансовых услуг;

5) разработка единой стратегии автоматизации комплекса, активное внедрение и использование программных систем для эффективного управления технологическими процессами лесозаготовительного, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производства, а также активное применение технологических инноваций в области учёта и контроля за перемещением лесных грузов;

6) подготовка кадров для работы в современных условиях.

В перспективе эти корпоративные структуры будут выступать полюсами роста, а наряду с ними будет присутствовать на рынке целый ряд мелких и средних предприятий, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в сырье, частично его перерабатывающих и создающих конкуренцию крупным компаниям.

 

Основные проекты в области ЛПК:

­ реализация приоритетного инвестиционного проекта «Белый Медведь» по реконструкции и модернизации ОАО «Сегежский ЦБК», который предполагает мощность целлюлозного производства 850 тысяч тонн в год целлюлозы по варке, а также освоение производства беленой хвойной и лиственной сульфатной целлюлозы;

­ строительство мебельной фабрики по производству мебели для компании ИКЕА в г. Костомукша (2010 – 2013 годы);

­ модернизация и реконструкция основного технологического, энергетического оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений производственных цехов предприятия и объектов социальной сферы ОАО «Кондопога» (2006 – 2020 годы);

­ реконструкция фанерного производства на предприятии ООО ЛФК «Бумэкс» в Лахденпохском р-не, пос. Лахденпохья (2008 – 2011 годы);

­ строительство завода по производству ориентированно-стружечной плиты (ОСП) в г.Петрозаводске (2010-2012 годы);

Целевые показатели:

С учетом реально достижимой экономической доступности участков лесного фонда увеличение заготовки древесины 2020 году возможно до 10 млн.куб.м.

 

Таблица 9. Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса (с учетом инвестиционных вложений в строительство и модернизацию производственных мощностей).

Наименование вида продукции 2007 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2007 г.
Пиломатериалы, тыс.куб. м 865,3 более 1000  
Древесностружечные плиты, тыс.усл.куб.м   135,4   320-350   в 2,6 раза
Целлюлоза товарная, тыс.тонн   94,9   до 900   в 9,5 раз
Бумага, тыс.тонн 964,4 1100-1200  
Мешки бумажные, млн.штук   394,1   400-450  

Инвестиционные проекты, намеченные к реализации в Карелии в 2009-2020 годых, приведут к существенному увеличению мощностей лесоперерабатывающих производств и, соответственно, к росту производства и реализации лесных ресурсов. С учетом роста инвестиций в лесопромышленный комплекс республики общая потребность предприятий в сырье существенно увеличится к 2020 году и составит до 12,7 млн.куб.м.

Горнопромышленный комплекс (ГПК)

Горнопромышленный комплекс является одним из самых перспективных, динамично развивающимся направлением развития экономики Республики Карелия. Основная доля промышленной продукции, выпускаемой горными предприятиями, традиционно приходится на чёрную металлургию, но с каждым годом возрастает доля предприятий по производству строительных материалов - щебня. Суммарная доля горных предприятий в общем объеме промышленного производства республики (в денежном выражении) за последние семь лет выросла с 15% в 2000 году до 32% в 2008 году.

Стратегической целью развития горнопромышленного комплекса является экономический рост и улучшение условий жизни населения Карелии за счет реализации сырьевого потенциала недр. Стратегическим фактором развития горнопромышленного комплекса является также энергообеспечение.

Достижение поставленной цели предусматривается путем решения следующих основных задач:

- повышение эффективности работы существующих предприятий горнопромышленного комплекса, расширение внутреннего и внешнего рынка сбыта, в том числе за счет повышения конкурентоспособности продукции;

- организация добычи и первичной переработки на ранее выявленных месторождениях железных (Корпангское месторождение), хромовых (Аганозерское месторождение), титаномагнетитовых (Пудожгорское месторождение), медно-никелевых, шунгитовых (Зажогинское месторождение), золоторудных, тальковых и других руд, а также создание новых сырьевых баз остродефицитных в России, а также высококонъюнктурных видов полезных ископаемых (ильменит-магнетитовых, ванадиевых и др.руд);

- дальнейшее развитие промышленности стройматериалов путем реконструкции и создания новых предприятий по производству щебня и облицовочных материалов;

- обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы действующих предприятий путем:

а) подготовки экономически эффективных запасов и ресурсов для формирования резервных объектов минерального сырья в среднесрочной (до 2010 г.) перспективе (благородных, цветных и редких металлов, объекты со значительными запасами бедных руд - месторождение молибдена Лобаш, месторождение олова в Кительско-Питкярантском рудном поле, Ихальское месторождение графита и др.);

б) выявления ресурсов и запасов для перспективного планирования развития минерально-сырьевой базы;

- прирост прогнозных ресурсов и запасов золота, элементов платиновой группы, алмазов, цветных металлов, индустриальных минералов и строительного камня.

Основные направления минерально-сырьевой политики:

- законотворческая и нормативно-правовая деятельность;

- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- освоение и использование недр;

- государственный контроль над геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр;

- социально-экономическая и экологическая защита населения;

- повышение занятости населения;

- подготовка и повышение квалификации кадров;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры на территории;

- рост поступлений в региональный и местные бюджеты.

Основные мероприятия:

- совершенствование управления горнопромышленным комплексом;

- структурная политика развития ГПК РК - приоритетное развитие предприятий черной и цветной металлургии (железо, хром, титан, ванадий, никель, золото) и неметаллорудной промышленности (шунгиты, тальк, кианит, полевошпатовое сырье). Развитие нерудной промышленности (щебень, блоки) будет определяться рыночным спросом;

- стабилизация и рост объемов горного производства:

выход объемов выпуска железорудных окатышей на докризисный период и наращивание объемов производства до 12 млн.тонн окатышей в год;

развитие действующих предприятий по производству щебня и блочного камня- вывод действующих предприятий на полную загрузку мощностей, модернизация производства с целью перехода на выпуск продукции, отвечающей евростандарту, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов;

освоение новых месторождений и видов минерального сырья, строительство новых горных предприятий;

- повышение занятости населения муниципальных образований республики - как за счет создания новых рабочих мест, обусловленного ростом объемов выпуска и расширением номенклатуры продукции на действующих горных предприятиях, так и за счет организации новых горных производств;

- подготовка квалифицированных специалистов. Существующая потребность предприятий ГПК республики в горных инженерах в настоящее время удовлетворяется лишь на 30 %. С 2001 г.

Петрозаводский государственный университет готовит специалистов по специальностям: «Открытые горные работы», «Геология», «Геофизика». Подготовка ведется по очной и заочной формам;

- ускорение социально-экономического развития муниципальных образований республики прогнозируется за счет роста доходной части местных бюджетов, повышения занятости местного населения, развития производственной и социальной инфраструктуры вследствие повышения полноты и эффективности использования недр республики;

- повышение эффективного использования природно-ресурсного потенциала республики при обеспечении экологической устойчивости территории за счет осуществления мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды, сохранения благоприятной экологической обстановки в республике и ее улучшения в муниципальных образованиях с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды, развития особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранения биоразнообразия, организации системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды, научного и технико-технологического обеспечения освоения природно-ресурсного потенциала и развития системы охраны окружающей природной среды;

- повышение эффективности использования и управления государственным фондом недр, рост вклада ГПК РК в социально-экономическое развитие республики и ее муниципальных образований, улучшение условий жизни населения за счет освоения новых для республики видов рудного сырья (хромитовых, ильменит-магнетитовых, ванадиевых, никелевых и золотых руд) и неметаллических полезных ископаемых (талька и кианита);

- сохранение памятников истории и культуры, историко-культурной среды, которая определяет возможность и объемы освоения месторождений. При расширении действующих горных предприятий и размещении планируемых горных производств необходимы обязательное предварительное обследование территории на предмет выявления объектов историко-культурного наследия, проведение необходимых археологических исследований и разработка мер для сохранения этих объектов.

 

Рис. 30 Зоны развития ГПК

Основные инвестиционные проекты в области ГПК:

1. Пудожгорский мегапроект.

Основу экономики района в настоящее время составляют лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия. В непосредственной близости друг от друга расположены крупнейшие месторождения железо-титан ванадиевых руд, хромовых руд и залежи хромо-никелево-платиноидных руд.

В рассматриваемом периоде – до 2020 года планируется начало реализации мероприятий, направленных на осуществление Пудожгорского мегапроекта по созданию горно-металлургического комплекса. Учитывая значительные капитальные вложения, необходимые для реализации проекта, в том числе создания транспортной инфраструктуры, длительность срока их строительства, в более долгосрочной перспективе предусматривается:

- строительство горно-обогатительного комбината на базе Аганозерского хромитового месторождения;

- строительство горно-обогатительного комбината на базе Пудожгорского месторождения комплексных железо-титан- ванадиевых с медью платиноидами и золотом руд;

- строительство горно-обогатительного комбината на базе Шалозерского месторождения комплексных платинометальных, медно-никелевых и хромовых руд;

- строительство горно-обогатительного комбината на базе Аганозерского месторождения силикатного никеля;

- строительство металлургического комбината ферросплавов;

- строительство электрофицированной железной дороги;

- строительство ТЭС мощностью 650 МВт;

- строительство комбината по производству щебня габбро-долеритов из пород вскрыши Пудожгорского, Шалозерского и Аганозерского рудных месторождений.

В результате выполнения работ в рамках подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» за счет республиканского бюджета в Пудожском районе подготовлены 15 участков строительного камня для производства щебня с запасами 359 млн.куб.м, а также 4 участка песка и ПГМ с суммарным запасом 564 тыс.куб.м. Развитие ж/д ветки Медгора-Коноша создаст новый ж/д транспортный коридор от портов Баренцева и Белого морей – Средняя Азия – Китай (2016 – 2020 годы).

2. Техническое перевооружение ОАО «Карельский окатыш», г.Костомукша (2007-2011 годы).

3. Производство щебня на месторождениях природного камня в 12 районах Карелии – строительство 30 новых предприятий (2008-2020 годы). Планируется ввод в эксплуатацию 2 – 3 новых предприятий ГПК ежегодно.

4. Производство блочного камня - строительство новых и модернизация действующих предприятий (2008-2020 годы).

5. Проект ООО НПК «Карбон-Шунгит» - «Уралхим» (компания является лидером в производстве минеральных удобрений в России) по высокорентабельному производству ферросилиция с использованием шунгитов Зажогинского месторождения и железных руд Корпанги, 1-ая очередь - размещение опытно-промышленного производства ферросилиция на базе Воскресенского завода минеральных удобрений, 2-я - строительство завода в поселке Пиндуши Медвежьегорского района.

6. Добыча мелкоразмерной слюды из отвалов слюдяных рудников в Лоухском районе.

Реализация инвестиционных проектов горнопромышленного комплекса позволит создать в республике к 2020 г. до 25 тысяч новых рабочих мест. Общий объем инвестиций порядка 150 млрд.руб.

Объёмы предъявленных к перевозке грузов горными предприятиями в период 2009-2020 годов увеличатся с 10 млн. тонн в год до 40 млн.тонн в год.

 

 

Таблица 10

Показатели Единица измерения Динамика реализации по годам
2007г. 2020г. 2020 г. к 2007г., в %
Производство железорудных окатышей млн.т      
Производство строительных нерудных материалов тыс.м.куб      
Производство щебня тыс.м.куб      
Производство блочного камня тыс.м.куб 24,9    






Date: 2015-09-24; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.09 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию