Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Общее и индивидуальное в психикеСтр 1 из 52Следующая ⇒
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Издание третье, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Феникс» Ростов-на-Дону ББК 22. ЗЯ72 С 81 Рецензенты: профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН) профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ) Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с. В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей. 830.7 1 3
ISBN 5-222-00483-Х ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова ' Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop... ___,------------- © Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.....................,................7 1. Психология как наука...............................................7 1.1. Задачи и место психологии в системе наук.........9 1.2. Отрасли психологии.....................................10 1.3. Методы психологии.......................................14 2. Понятие психики....................................................16 2.1. Психика и организм....................................28 2.2. Психика, поведение и деятельность................38 Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ...........................47 1. Краткий экскурс в историю психологии......................47 2. Фрейдизм, психоанализ............................................69 3. Бихевиоризм............................................................70 3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера...........72 3.2. Теория социального научения.........................74 4. Когнитивный подход в психологии............................78 4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)......81 5. Гуманистические теории личности...............................86 5.1. Феноменологический подход Роджерса............90 5.2. Теория личности Г.Тома..............................97 6. Аналитическая психология К. Юнга............................98 6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.........103 7. Трансперсональная психология.................................111 7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа...................................113 8. Психогенетический подход Ч. Тойча..........................127 Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......136 1. Ощущения и восприятия.........................................136 1.1. Восприятие................................................143 1.2. Внимание..................................................157 2. Закономерности памяти..........................................164 2.1. Расстройства памяти....................................173 Мышление.............................................................178 3.1. Развитие мышления в персоногенезе..............179 3.2. Понятие и представление.............................189 3.3. Способы активизации мышления...................195 3.4. Расстройства мышления...............................196 Основы психологии Ц 4. Воображение...........................................................203 4.1. Виды воображения......................................205 5. Речь......................................................................211 5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212 6. Интеллект..............................................................214 6.1. Оценка интеллекта......................................219 6.2. Креативность, или творческая одаренность.......222 6.3. Коррреляция между креативностью и инди- дуальными характеристиками.....................226 Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.........................................229 1. Сознание как высшая ступень развития психики............229 2. Самосознание.........................................................236 2.1. Нарушения самосознания............................239 3. Взаимодействие сознания и подсознания...................240 4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.........243 4.1. Теории эмоций...........................................246 4.2. Стресс и фрустрация...................................250 4.3. Физиологические механизмы стресса.............252 5. Воля как характеристика сознания...........................255 5.1. Структура волевого действия.........................257 6. Состояния сознания..................................................260 6.1. Нарушения сознания...................................270 Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ..................... 274 1. Индивидуальность и личность..................................274 1.1. Свобода воли.............................................280 1.2. Общее и индивидуальное.............................280 1.3. Психологическая структура личности..............282 2. Способности как проявление индивидуального в психике.............................................................283 3. Типология темперамента..........................................287 3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика..........................................289 3.2. Роль темперамента в деятельности.................292 4. Конституционные типологии....................................295 5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности..............................................................298 5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией— интроверсией.............................................305 6. Типологический подход.........................,.................309 7. Характер, акцентуации характера и неврозы..............311 7.1. Акцентуации характера...............................317 7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.....................................................319 7.3. Неврозы.....................................................324 8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности.....................................329 9. Типологии характера...............................................332 Оглавление 9.1. Классификация А. Ф. Лазурского...................332 9.2. Типология социальных характеров Фромма.......334 9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)................................341 9.4. Типология манипулятивных типов харак- тера (Э. Шостром).......................................343 9.5. Типологические модели индивидуальных характеров................................................348 9.6. Типологическая модель К. Юнга....................354 9.7. Типология психосоциотипов.........................358 9.8. Сенсорная типология...................................362 9.9. Психогеометрическая типология.....................365 9.10. Клинические типологии личности................367 9.11. От «комплекса неполноценности» к лич- ностному росту........................................372 9.12. Типы людей и «локус контроля».................377 9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности....................378 10. Мотивация...........................................................384 11. Психические состояния..........................................397 11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.........400 Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.......412 1. Психология общения...............................................412 1.1. Функции и структура общения.....................412 1.2. Трансактный анализ общения....................... 417 1.3. Вербальные и невербальные средства общения...419 1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423 1.5. Синтоническая модель общения.....................429 1.6. Виды и техники слушания...........................440 2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения...........................................................448 2.1. Межличностные отношения и взаимодействия...450 2.2. Взаимодействие в группе.............................462 2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах...................................................477 2.4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства..............................................480 Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 496 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики........................................................... 496 1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче- ские принципы......................................... 504 1.2. Основные понятия дидактики.......................508 2. Психологические особенности обучения......................513 2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей................................,............518 2.2. Стратегия экстериоризации............................524 2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения......................................526 Основы психологии 6 3. Структура педагогической деятельности.......................537 3.1. Методологическая структура педагогической деятельности..............................................537 3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность........................539 3.3. Основные дидактические концепции..............545 4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения.....................................................547 4.1. Программированное обучение.......................553 4.2. Проблемное обучение и деловые игры............555 4.3. Производственно-профессиональное обучение...559 4.4. Инновационное обучение.............................563 5. Педагогическое общение..........................................568 5.1. Стили педагогического общения.....................569 5.2. Воспитание и его закономерности.................579 Date: 2015-09-24; view: 558; Нарушение авторских прав |