Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиническое наблюдение и психологическое исследование





ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ПДО)

И МЕТОДИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОПРОСНИКА,

МЕТОДИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

 

А. Е. Личко

Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева

 

Клиническое наблюдение и психологическое исследование

 

Распознание типа психопатии и акцентуации характера у подростка представляет немаловажную практическую задачу. Тин служит одним из главных ориентиров для медико-педагоги­ческих рекомендаций, дли советов в отношении будущей про­фессии и трудоустройства. Последнее же весьма существенно для устранения и предотвращения социальной дизадаптацкн. Зна­ние типа определяет особенности психотерапевтического подхо­да, облегчает наладить контакт, позволяет отдать предпочтение разным формам психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной или директивной и т. п.), легче использовать в терапевтических и корригирующих поведение целях увлечения подростка или пытаться опосредованно повлиять на него через группу сверстников, к которой он принадлежит. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать тяжелые декомпенсации или пси­хогенные реакции, ведущие к дизадаптации. Тем самым откры­ваются перспективы для психопрофилактической работы.

Наконец, без знания типа характера трудно бывает решать семенные проблемы, роль которых в патологических наруше­ниях поведения у подростков трудно переоценить. При психопа­тиях и акцентуациях у подростков родители последних, как правило, имеют весьма неточное представление о характере своего сына или дочери (Э. Г. Эидемпллер, 1972).

При исследовании текст ПДО предъявляется подростку в виде сброшю­рованных таблиц-наборов ответов на каждую тему. Каждая таблица пред­ставлена на отдельной странице. Предлагаемые для выбора ответы прону­мерованы.

В настоящей публикации приводится не только текст ПДО в том виде, в каком он предъявляется подростку. Во всех таблицах-наборах, кроме того, представлены основные контрольные величины: частота (%), с которой де­лался каждым выбор в первом исследовании (как наиболее подходящий) иво втором исследовании (как наиболее неподходящий, отвергаемый). Мате­риалом послужили исследования 1675 здоровых подростков 14—18 лет обоего пола — учащихся 8—10 классов средних школ и различных средних специ­альных учебных заведений. Публикуемые частоты были использованы для сравнений при определении значимости каждого выбора для диагностики ти­пов психопатий и акцентуаций характера с помощью шкалы объективной опенки. Выбор признавался диагностических значимым, если представителями какого-либо типа он делался чаще, чем здоровыми подростками и предста­вителями других типов при достоверности различий < 005). Если досто­верность различии была высокой (р < 0.001), то за этот выбор начислялось два балла.

Представленные частоты выборов могут служить контрольными вели­чинами при различных исследованиях с помощью ПДО — при попытках оце­пить особенности системы отношений, разные контингент обследованных и т.п.

 

 

Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»

 

    Название списка суждений Номера выбираемых суждений   СШ   ОШ
  Самочувствие Настроение Сон и сновидения Пробуждение от сна Аппетит и отношение к еде Отношение к спиртным напиткам Сексуальные проблемы Отношение к одежде Отношение к родителям Отношение к друзьям Отношение к окружающим Отношение к незнакомым людям Отношение к одиночеству Отношение к будущему Отношение к новому Отношение к неудачам Отношение к приключениям и риску Отношение к критике и возражениям Отношение к лидерству Отношение к опеке и наставлениям Отношение кправилам и законам Оценка себя в детстве Отношение к школе Оценка себя в данный момент Отношение к деньгам      

 

Название проблемы и предлагаемые выборы  
САМОЧУВСТВИЕ  
1. У меня почти всегда плохое самочувствие  
2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил  
3. Недели хорошего самочувствия у меня чередуются с неделями, когда я себя чувствую плохо  
4. Моё самочувствие часто меняется – иногда по нескольку раз на день  
5. У меня почти всегда что-нибудь болит  
6. Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и беспокойств  
7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей  
8. Я легко переношу боль и физические страдания  
9. Моё самочувствие вполне удовлетворительно  
10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски  
11. Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди  
12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания  
  Ни одно из определений ко мне не подходит  
     
НАСТРОЕНИЕ  
1. Настроение у меня, как правило, очень хорошее  
2. Моё настроение легко меняется по незначительному поводу  
3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе  
4. Моё настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь  
5. У меня почти всегда плохое настроение  
6. Моё плохое настроение зависит от плохого самочувствия  
7. Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается  
8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаётся окружающим  
9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть раздражённость и гнев  
10. Малейшие неприятности сильно меня огорчают  
11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения  
12. Моё настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей  
  Ни одно из определений мне не подходит  
     
СОН И СНОВИДЕНИЯ
1. Я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения
2. Мой сон богат яркими сновидениями
3. Я люблю помечтать перед тем, как уснуть
4. Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём
5. Я сплю мало, редко вижу сновидения, но встаю бодрым
6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения
7. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения
8. Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин
9. Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определённое время
10. Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть
 
11. Я часто вижу разные сны - то радостные, то неприятные
 
12. По ночам у меня иногда возникают приступы страха
 
13. Мне часто снится, что меня обижают
   
14. Я могу свободно регулировать свой сон
  Ни одно из определений мне не подходит

 

 

Date: 2015-09-24; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию