Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические изменения института семьи
И с т о ч н и к: Sutherland R.L., Woodward J.L. Inroductory sociology. Philadelphia: J.B. Lippincott Co., 1967. P. 540
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие “динамика институтов” необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу устаревшей квалификации, то страдает производство, а через него и все другие, тесно связанные с ним институты общества. Если наука не способна создавать фундаментальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоряющие темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят другие, не всегда законные институты, например экономический шпионаж. Далее. Если производство находится в кризисе и доходы государства снижаются, то в государственной школе нечем платить зарплату учителям, а школьникам не на что покупать учебники. Подрастая, они убеждаются, что с помощью знаний и хорошего образовали много денег не заработаешь. Так, экономический кризис влечет собой кризис образования. Оба они относятся к институциональны кризисам. Подрастая, школьники отказываются служить в армии, поскольку не верят своему правительству, считая, что оно насквозь коррумпированное, стоит на защите своих собственных, а не общественных интересов. В результате качество рекрутов резко снижается, здоровые и образованные юноши всеми средствами стараются пойти учиться, но не служить. Отсрочка от военной повинности на время учебы в вузе представляет собой то поле, где конфликтуют два института. Однако корни этого конфликта уходят в другой институциональный кризис, а именно политический, выражающийся в катастрофическом снижении уважения и доверия населения к политическим органам власти. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук РФ совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользовалась Православная церковь. На нее надеялись 66,4% опрошенных. Рейтинг Церкви можно было сравнить разве что с рейтингом движения “зеленых” (59,8%)[526]. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные компании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. За умы и сердца подрастающего поколения борются церкви теми средствами, которые им доступны. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами. В первой половине 90-х годов институт президентской власти в России жестко боролся с парламентом, дело дошло до попытки расстрела Государственной думы в 1993 г. Но и в более “мирных” сферах, например в культуре, подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения. Телевидение, киноиндустрия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение - социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение - это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. В Европе капитализм зарождается в XVI в., a в XVII-XIX вв. проходит интенсивная колонизация других континентов, в том числе и Африки, т.е. выход капитализма за границы очагов своего возникновения. Европейцы, считая свою культуру самой передовой, стремились приобщить туземное население к новым ценностям и внедрить новые институты. Они привезли с собой современные системы банковских операций и коммерческих сделок, пытаясь заменить традиционные патриархальные отношения в общине новыми товарно-денежными. В результате отношения внутри общин резко ухудшились. Помимо экономических институтов активную роль играли религиозные, в частности такой мощный институт западной церкви, как миссионерство. Миссионеры несли с собой не только Евангелие, но навязывали свои обычаи и образ жизни тем, кого приобщали к христианской вере. Стать христианином для туземца практически означало отказаться от своей культуры. Главным средством воздействия, помимо церковных приходов, являлись школы при миссиях. Посещать их были вынуждены даже те, кто не был обращен в христианство, поскольку только там можно было получить образование.
Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. “Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают сами различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки”[527]. Социальный контроль по отношению к обществу выполняет: • охранительную функцию; • стабилизирующую функцию. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн),религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенноценится и охраняется. Социальные нормы — суть некие идеальные образцы (шаблоны) предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм. Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах). К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927—1932 гг. проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые предъявляли новичкам, принятым в производственную бригаду, опытные товарищи: • не держись со “своими” официально; • не говори начальству то, что может навредить членам группы; • не общайся с начальством чаще, чем со “своими”; • не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение, но оно не влечет за собой жесткое наказание. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Нормы связывают или, выражаясь научным языком, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом это происходит? Во-первых, нормы —это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит в определенные отношения с начальством и товарищами. Иначе говоря, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие им навстречу передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил неизбежны столкновения и беспорядки. Не менее наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Бизнес просто невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства. Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семы представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество. Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы —стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует егостабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добропорядочность и все то, что высоко оценивается окружающими.Егосоциальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев мужчина вызывает презрение, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, нестабильность гораздо выше, чем в традиционной. Как видим, социальные нормы — действительно стражники-хранители общественных ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Отношения между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, направленные на защиту ценностей — добра, правильного, должного и т.д., и противостоящие злу, неправильному, недолжному и т.д. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные его солдатами. Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Выполняя те или иные обязанности, индивид берет на себя определенную ответственность. Сапожник обязан в срок выдать свою продукцию заказчику. Если срок нарушен или работа сделана некачественно, он подвергается какому-то наказанию — он может лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова была форма проявления ответственности. Эти формы многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей. Право существовало не всегда; право — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая Мать-Землю, опасались вбивать в нее колья и не делали весной заборов - берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли на чужбине. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, a не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла. Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно представить в виде логического квадрата. Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления). Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка. Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви. Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья. Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других— не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, тем не менее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти ближнему. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась как бы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он “штрафует” тех, кто неправильно “переходит улицу”. Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и как следствие общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но он и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору. С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор — разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи пользуются термином “ценностные ориентации”. Ценностные ориентации описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом довольно мягко, некоторые из них ценятся очень высоко, и за их нарушение следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык (“выскочка”, “штрейкбрехер”, “подсадная утка”, “предатель”), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно: • регулируют общий ход социализации; • интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество; • контролируют отклоняющееся поведение; • служат образцами, эталонами поведения. По мнению П. Бергера, человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля[528]. Каждый круг — новая система контроля (схема 12.2). Внешний, самый большой круг — это политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Перед ним все бессильны. Помимо воли людей государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, может отправить в тюрьму и даже в случае крайней необходимости убить.
Если извне продвигаться внутрь к человеку, находящемуся в точке максимального давления, то следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида, представляют общественная мораль, обычаи и нравы. За нравственностью индивида следят все – начиная с полиции нравов и кончая родителями, родственниками, друзьями. Первая отправляет за решетку, вторые
IiSsa?;||06inecTBeiiiiaa мораль, обычаи и нравы Профессиональная система Неформальные _требования ШШ Семья и частная жизнь Схема 12.2. Система контроля и третьи используют неформальные санкции типа осуждения, а друзья, не простив предательства или подлости, могут расстаться с ним. Все они, каждый на свой манер и в рамках своей компетенции, применяют инструменты социального контроля. Аморальность индивида наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место, невоспитанность — тем, что его не пригласят в гости или ему откажут от дома люди, которые ценят хорошие манеры. Отсутствие работы и одиночество, по мнению П. Бергера, может быть, и меньшее наказание, чем пребывание в кутузке, но все же наказание. Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть малые круги контроля. На работе человек скован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое. Бизнесмена контролируют лицензирующие организации, рабочего – профессиональные объединения, подчиненного — руководители, которых, в свою очередь, контролируют вышестоящие инстанции. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников: “...читатель может для наглядности представить врача, который кладет на лечение невыгодного для клиники больного; предпринимателя, который рекламирует недорогие похороны... государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т.д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике... предпринимателя могут исключить из профессиональной организации... Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения... Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование”[529]. Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия и должность решают, что индивиду можно и что нельзя во внепроизводственной жизни: какие добровольные объединения примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он сможет позволить себе жить. Помимо профессии, индивид вовлечен и в другие социальные отношения, обладающие собственными системами контроля, многие из которых более формальны, а иные даже жестче профессиональных. Правила приема и членства во многих клубах и братствах такт же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в IBM. Общественная среда также представляет собой самостоятельную систему социального контроля. Она включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, которые охватывают широкий круг явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют круги контроля, эффективно описывающие область возможных действий индивида в определенных ситуациях. Последний и ближайший к индивиду круг составляет группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т.е. круг семьи и личных друзей, который тоже образует систему контроля. Социальное или, выражаясь точнее, нормативное давление на индивида не ослабевает и здесь. Напротив, есть все основания считать, что оно возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата уважения, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей. На работе начальник может уволить подчиненного, лишив его средств к существованию. Но психологические последствия этого чисто экономического действия окажутся по-настоящему гибельными, говорит П. Бергер, если увольнение будут переживать жена и дети. В отличие от других систем контроля, давление со стороны близких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершение не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек как правило, насторожен и потенциально готов встретить угрозу. Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены. Именно в самых интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющие Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя. “Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх”[530], — пишет Бергер. Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего положения в центре концентрических кругов — от федеральной налоговой службы до собственной тещи, — в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его. Социальный контроль — самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Механизмы контроля необязательно направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. “Давлению” чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами. В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный). Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения споров и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости. В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие, как убеждение, насмешка, сплетня и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля в первичных группах всех типов. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи. Не только бизнес-организации, но университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т.е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого. Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т.п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро- но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура. Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует учитывать ее функцию института социального контроля. Формальный контроль исторически возник позже неформального—в период зарождения сложных обществ и государств, в частности древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период - в обществах, возглавлявшихся вождями, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, таких, как смертная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также, напротив, всевозможные виды вознаграждений. Однако всовременном обществе значение формального контроля сильно возросло. Прежде всего это объясняется тем, что в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, а в большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален. Его осуществляют специальные люди —агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они - носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и других специальных должностных лиц. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа осуществляет контроль с помощью экзаменов, правительство с помощью системы налогообложения и социальной помощи населению, государство с помощью полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати. Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: • жесткие; • мягкие; • прямые; • косвенные. Их названия отличаются от названий типов санкций, но содержание во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться (схема 12.3). жесткие мягкие прямые ПЖ ПМ косвенные КЖ КМ Схема 12.3. Типология методов формального контроля Поясним примером: 1) средства массовой информации относятся к инструментамкосвенного мягкого контроля; 2) политические репрессии, рэкет, организованная преступность — к инструментампрямого жесткого контроля; 3) действие Конституции и Уголовного Кодекса — к инструментампрямого мягкого контроля; 4) экономические санкции международного сообщества — к инструментамкосвенного жесткого контроля. Итак, внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных правилах) и формальный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут быть мягкими и жесткими. Иногда контроль отождествляют с управлением. Хотя они во многом похожи, их необходимо различать. Мать или отец контролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание. Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как задание дали не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания. Так и на производстве: начальник цеха ставит цели и задачи, определяет сроки и конечный результат, а мастер контролирует процесс выполнения. Контроль — понятие более узкое, чем управление. Начальник цеха может сам осуществлять контроль, а может поручить его мастеру. Контроль может быть объединен с управлением, но может осуществляться помимо него. У контроля и управления есть ряд общих черт. Так, оба они характеризуются масштабом. Один человек контролирует или управляет всей страной, а другой — 5—7-ю подчиненными. Вы догадались, о ком идет речь. Первый — президент страны, а второй — мастер участка, бригадир или командир взвода. Различие между управлением и контролем заключается в том, что первому присущ стиль, а второму — только методы. Методы контроля могут быть общими и детальными. Если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения, то он прибегает кобщему контролю. Если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т.п., он использует детальныйконтроль. Последний называют еще надзором.Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. Приобщем контроле отслеживается только конечный результат и ничего больше. Учитель поставил задачу — написать сочинение об образе жизни античных греков. В конце недели он проверит качество выполненной работы и поставит соответствующую оценку. Какой литературой ученик воспользуется, в каком ключе будет выполнять задание, кого привлечет в помощь себе, учителя в данном случае не интересует. Он предоставляет ученику полную свободу. Но учитель может поступить иначе. Он может определить задачу, сроки, объем задания, а кроме того, указать литературу, план работы, потребовать, чтобы ученик проделал всю работу самостоятельно, не привлекая никого на помощь. К тому же он может проверять через день то, что ученик успел написать, чтобы вовремя поправить, а если нужно, и направить ученика. Учитель в этом случае контролирует весь ход выполнения задачи. Этодетальный контроль. Поскольку контроль входит как составная часть в управление, но часть очень важная, то понятно, что в зависимости от вида контроля будет меняться и самоуправление. Методы контроля сказываются на стиле управления. Последнее может быть авторитарным и демократическим. Таковы две главные разновидности управления. Краткий терминологический словарь Абсолютная бедность — состояние, при котором индивид на свой дохода не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Агенты неформального контроля — друзья и знакомые. Агенты формального контроля — лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. “Активные бедные” — люди, имеющие низкий материальный достаток и прилагающие все силы к тому, чтобы выбраться из состояния бедности, улучшить уровень жизни. Акторы — субъекты социального действия. Андеркласс — слой общества, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; “социальное дно” общества; слой общества, находящийся ниже (под) всех классов в социальной иерархии. Аномия (от франц. anomia — отсутствие закона, организации) — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать. Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — предмет, изготовленный, сделанный человеком. Бедность — экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Бедность “сильных” — бедность, возникающая в чрезвычайных условиях, когда полноценные (а то и выдающиеся) работники, обычно способные получать доход, дающий “нормальный” жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния (термин Л.А. Гордона). Бедность “слабых” — бедность нетрудоспособных и малотрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (термин Л.А. Гордона). Беженцы — категория вынужденных мигрантов. Безвозвратные эмигранты — лица, уезжающие по разным причинам на постоянное место жительства в другую страну, нередко со сменой гражданства. Безработица — неучастие в общественном производстве людей рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению. “Белые воротнички” — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Бихевиоризм — направление в методологии социальных наук первой половины XX века, представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Ближнее зарубежье — ныне самостоятельные государства, которые раньше “ходили в состав СССР (Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан и др.). Богатство — денежная стоимость всего, чем владеет человек. Бомж — лицо без определенного места жительства. Бюджет — финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени. Бюджетники — лица, находящиеся в трудовых отношениях с государством или принадлежащими ему предприятиями. Бюрократия — правление и/или социальная группа чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления). Вариация — разброс значений. Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вертикальная мобильность — перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внутридисциплинарная матрица социологии — совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют сложную разветвленную систему. Внутриклассовые перемещения — переход индивидов из одной страты в другую внутри одного класса. Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх. Вторичная бедность — характеристика семей, у которых основные жизненные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств. Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Гендер — социальный пол (род). Генеральная совокупность — все население или та его часть, которую социолог намерен изучить. Горизонтальная мобильность — перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Дальнее зарубежье — все страны, которые никогда не являлись республиками СССР, например Италия, Венгрия, Китай, США и др. Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения. Деперсонализация — разрушение личности человека. Депривация— лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Депрофессионализация — окончательная или временная утрата навыков работы в рамках официально полученной профессии, специальности вследствие долгого перерыва в работе. Дефицит дохода — сумма денежных средств, недостающая бедному населению для повышения доходов до величины прожиточного минимума. Дециль — варианта, которая делит ранжированную по доходам совокупность населения на 10 равных по объему групп. Децильиый коэффициент дифференциации — отношение уровней доходов, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов. Диапазон мобильности — количество статусов, существующих в данном обществе. Диаспора — часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира. Динамика бедности — изменение (колебания) уровня бедности во времени. Динамика социальных институтов — а) жизненный цикл института от момента зарождения до его исчезновения; б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление дисфункций; б) эволюция института — изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. Дистанция мобильности — количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Дисфункции — сбои в функционировании социального института. Дифференциация доходов — распределение населения по размеру среднедушевого (среднего на домохозяйство) совокупного дохода. Дифференциация населения — соотношение в доходах различных групп населения. Дифференцированный объем (масштаб)мобильности — количество перемещений по отдельным стратам. Домашнее хозяйство — семья, один человек или группа людей, проживающих совместно. Доход — поток денежных поступлений за определенный календарный период; любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Единица наблюдения — элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Единицы отбора — элементы, предназначенные для отбора в выборочную совокупность. Жизненные шансы — вероятность получить большие или меньшие блага (высокооплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда, на что имеется спрос. Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Зазор бедности (poverty gap) — размер дополнительного дохода, необходимого для выведения низкодоходной семьи на уровень прожиточного минимума. Закон больших чисел — закон, гласящий, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая. Закон Парето — обратная зависимость между уровнем доходов и числом их получателей. Закон Райта — чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе. Закон циркуляции элит Парето — аристократия никогда не уходит с исторической сцены, ибо на смену одному ее составу приходит другой, в результате происходит постоянное самовозобновление элиты. Закон Швабе — чем беднее семья, тем большая доля расхода приходится на жилище. Закон Энгеля — чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Закрытая группа — группа, к которой ограничен доступ. Закрытое общество — жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Занятие — род деятельности или выполняемая работа, приносящая заработок или доход. Заработная плата — цена за труд (за использование услуг труда), измеряемая в единицу времени (неделя, месяц). Заработок — индивидуальный доход, получаемый рабочим; рассчитывается по ставке заработной платы, помноженной на количество отработанного времени. Зоны бедности — территории высокой концентрации бедных, включают те регионы, где коэффициент бедности выше средней по стране. “Зоны маргинальности” — сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности. Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Иммиграция — въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание. Иммобильность — неподвижность, отсутствие мобильности. Инвестиции (нем. Investition, от лат. investio — одеваю) — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Институт социальный — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Институционализация — процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов. Институциональный кризис — падение авторитета социального института, снижение его роли в обществе и доверия к нему населения. Институция (норм) — формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население. Интеракция — взаимодействие. Каналы вертикальной мобильности (каналы социальной циркуляции) — “отверстия”, “лифты”, “мембраны”, по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Капитализация знаний и квалификации — получение за свой труд материального вознаграждения: жалованья, гонораров, зарплаты, патентов, авторского права, верительных документов, научных дипломов и т.д. Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Квантификация — перевод на уровень количественного измерения. Квартиль (Ouartiles) — первые, вторые, третьи и четвертые 25% наблюдаемых значений переменной в эмпирическом статическом распределении. Квартильные интервалы — интервалы, делящие сумму частот ряда распределения на четыре равные части. Класс — большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Классовая идентификация — отождествление себя с данным классом. Классовая иммобильность — воспроизводство ранга социального класса в неизменном виде из поколения в поколение. Классовая организация (организованность) — умение и готовность защищать свои интересы при помощи созданных самим рабочим классом профессиональных (профсоюз) и политических (рабочая, социалистическая, коммунистическая партии) организаций. Классовая солидарность — способность действовать как единое целое или осознавать себя таковым. Классовое сознание — осознание единства своих политических и экономических интересов, а также социального положения (места и роли в обществе). Когнитариат — интеллигенция и работники, занятые исключительно умственным трудом, наемного труда (термин Д. Белла). Количественная методология — идеология научного исследования, гипертрофирующая роль статистических и математических методов в социологии. Колонизация — освоение пустующих слабозаселенных территорий. Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей, на основе этого — определение ошибки выборки и ее уменьшение. Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Концептуальное определение переменной (либо понятия) — словесная расшифровка или дефиниция, позаимствованная, как правило, из словаря. Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования. Корреляция (Correlation) — статистический термин, характеризующий степень взаимной зависимости двух случайных величин. Коэффициент глубины бедности — дефицит дохода обследуемых домохозяйств в виде среднего простого отклонения их доходов от прожиточного минимума в расчете на одно хозяйство. Коэффициент Джини - индекс концентрации доходов, показывающий характер распределения всей суммы доходов населения между его отдельными группами. Коэффициент контрастов (по среднедушевым доходам) — отношение доли доходов в высшей и низшей группах населения. Коэффициент контрастов (по численности населения) — отношение доли населения в крайних группах доходов. Коэффициент корреляции (Correlation Coefficient) — выражается числом, лежащим в интервале от —1 до +1, характеризующем степень корреляции; —1 свидетельствует о наличии полной отрицательной корреляции; +1 — о полной положительной корреляции; 0 - об отсутствии корреляции. Коэффициент Лоренца - относительная характеристика неравенства в распределении доходов. Коэффициент остроты бедности — дефицит дохода обследуемых домохозяйств; рассчитывается по средневзвешенному отклонению их доходов от прожиточного минимума. Коэффициент текучести - показатель степени охвата работников неорганизованной формой движения, измеренный в долях единицы и в процентах, рассчитываемый как по отрасли или региону в целом, так и по отдельному предприятию или группе работников. Коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов. Коэффициенты дифференциации доходов населения — коэффициенты, устанавливающие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Кривая Гаусса (Gaussian Curve) - графическое отображение нормального эмпирического статистического распределения, по форме напоминающее колокол. Кривая Лоренца — кривая концентрации отдельных элементов статистической совокупности подгруппам. Кривая нормального распределения (Normal Curve) - кривая Гаусса, нормальное эмпирическое статистическое распределение, графическое изображение которого напоминает колокол, на вершине которого “покоится” наиболее часто встречающееся значение. Культура бедности — совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается большинство населения относительно бедности. Культурный капитал — знания и квалификация. Лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц. Малообеспеченные— лица, в семье которых душевой доход в 1,7—2 раза выше прожиточного минимума. Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, сословие класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинальность — промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе. Масштаб бедности — доля населения страны (обычно выраженная в процентах), проживающего у официальной черты, или порога, бедности; другие названия: “уровень бедности”, “границы бедности” и “коэффициент бедности”. Масштаб социальной мобильности — процентная доля тех, кто сменил (по сравнению с отцами) свой социальный статус. Масштабы текучести рабочей силы — число работников, выбывших с предприятий, расторгнувших трудовой договор по определенному кругу юридических оснований (абсолютные размеры текучести), и отношение числа выбывших к среднесписочной численности работников, выраженное в процентах (относительные размеры, интенсивность текучести). Междисциплинарная матрица социологии — вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция. Межклассовые перемещения — переход индивида из одного класса в другой. Меритократический подход — убеждение в том, что в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев. Метатеоретическое знание — философское знание, входящее в научную картину мира. Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием. Методология — 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования. Миграция населения — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню). Минимальный доход (прожиточный минимум) — уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — нижний ее предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Монографическое исследование — 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Наемный труд — труд наемного работника, работающего по договору найма на предприятии, собственником которого он не является. Научная картина мира (НКМ)в социологии — совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. Научная проблема — теоретическое суждение, содержащее внутри себя противоречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии гипотез), а также могущее быть конкретизировано на основе проведенного эмпирического исследования. Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Необеспеченность — умеренная бедность. Неофициальные беженцы — незарегистрированные беженцы и мигранты. “Неприличные бедные” — обитатели “социального дна”, окончательно опустившиеся люди. Неравенство — неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Неформальная занятость — работа у частных лиц, незарегистрировавших свои предприятия. Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз. Нищета — крайняя, наиболее глубокая бедность, касается людей, живущих ниже физиологического минимума. Нищие — люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание; живущие подаянием; лица, чей совокупный доход в два раза ниже прожиточного минимума. “Новые агенты” — представители малого бизнеса и самозанятое население. “Новые бедные” — слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям (бюджетники — служащие и рабочие, занятые в государственном секторе и вследствие снижения уровня жизни находящиеся в данный момент у черты бедности). Новые маргиналы — в России социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый, жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости. “Новые русские” — крупная, средняя и мелкая буржуазия, сформировавшаяся в России за годы капиталистического строительства. “Новый класс” предпринимателей — социально-экономическое обозначение группы “челноков”, характеризующее их место в социально-экономической структуре российского общества. Новый средний класс — представители свободных профессий и менеджеры: инженеры, программисты, врачи, адвокаты, ученые, преподаватели и т.д. Номенклатура — перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган. Номинальная группа — статистическая категория, созданная ученьем для целей измерения, счета социального состава. Нормативистский подход (в стратификации) — убеждение в том, что для всех обществ создается некая универсальная, или идеально-типическая модель среднего класса, сформированная по образцу развитого западного общества, которую ученые прикладывают к любому другому обществу оцениваете его параметры. Нормы — в социологии правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе. Нужда — средний уровень бедности; охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить даже самые элементарные социальные потребности. Обездоленность — бедность, возникшая из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т.д. Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными Date: 2015-09-24; view: 484; Нарушение авторских прав |