Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическая культура как общественное явление
Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека. То, что дается нам природой, надо сохранять и развивать. Однако даже при оптимальных условиях жизни люди допускают такие отклонения от режима и ритма деятельности, которые отрицательно влияют на здоровье и формирование здорового образа жизни. Научно-технический прогресс, при всех его несомненных благах, ускоряет общий ритм жизни, увеличивает количество стрессовых ситуаций, резко сокращая при этом физическую нагрузку человека. Времени для занятий физкультурой остается все меньше, все сложнее компенсировать образующийся недостаток движений. В социальной работе очень важно, чтобы не только повышалась требовательность к каждому человеку за состояние его здоровья, велась активная борьба против употребления алкоголя, курения, физической пассивности людей, но и осуществлялась целенаправленная пропаганда здорового образа жизни. Ясно, что формы деятельности людей, социальных групп по своей сущности имеют сугубо социальный характер. Но человек представляет собой единство социального, психического и физического. Здоровый образ жизни характеризуется именно оптимальным сочетанием и единством этих уровней жизни человека. Для здорового образа жизни важно, чтобы физические и духовные возможности человека осуществлялись гармонично, что связано с социальной и психофизической активностью в общественно-трудовой и иных формах деятельности. По существу все это — компоненты здорового образа жизни, социально-оздоровительное содержание нормальной жизнедеятельности в современных социальных и природных условиях. Человечеством уже накоплен огромный опыт по профилактике и лечению большого числа заболеваний с использованием следующих «средств физической культуры»: физические упражнения, гигиенические средства и факторы природы. Любой социальный работник должен знать о позитивных сторонах физической культуры, имеющей огромное общественное значение в укреплении социальной поддержки населения. Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, складывающихся на той или иной социально-экономической основе. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспитанием членов общества, а также связями с производством, наукой и техникой. Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются совершенным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом. Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт превратились в глобальный культурно-социальный феномен. Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества между народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание. История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетво- ряет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт. Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». М.В. Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении Российского народа», представляя широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость серьезного развития физической культуры и спорта. Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — воспитать детей достойными членами общества, в котором им предстоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепкими, красивыми. Непреложная истина — здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего. Остановимся на понятиях «физическая культура как социальное явление» и «физическая культура в индивидуальном смысле». Под физической культурой и в социальном и в индивидуальном смысле мы понимаем способ целеполагания при формировании телесности. Многие авторы связывают эту проблему с проблемой физического совершенствования. Для достижения этой цели физическая культура как общественное явление в первую очередь должна обеспечивать формирование индивидуальной физической культуры. Иными словами, физическое совершенство является обобщающим образованием, системообразующим фактором и в отношении индивидуальной физической культуры. Рассматривая физическую культуру в общесоциальном смысле и в отношении ее индивидуального аспекта, важно иметь в виду: целью является гармонически развитый человек. К сожалению, несмотря на всю тривиальность указанного положения, понятие индивидуальной физической культуры, впрочем, как и теоретические и методические пути ее формирования, почти не разработано. Физическую культуру человека, очевидно, следует рассматривать в двух планах: как элемент культуры личности и как аспект ее отражения в образе жизни и физическом облике человека. Физическая культура включает в себя такие компоненты, как ак-сиологический, образовательный и потребностный. Первый из них отражает ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и другие составляющие, второй — уровень знаний, умений, навыков, необходимых для приобретения и совершенствования физически культурного образа жизни, а третий отражает состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы применительно к ведению культурно оправданного образа жизни. Под аксиологическим компонентом понимается ценностная ориентированность личности в диапазоне: общественная польза — преимущественно эгоистическая направленность. Образовательный компонент включает в себя некоторое множество знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для рационального понимания места, значения и роли физической культуры в жизни, включающего необходимость эффективного использования предоставленных обществом возможностей (пусть даже актуально ограниченных), как в отношении материальных ресурсов, так и в отношении ресурсов временных и духовных. Третий компонент (потребностный), характеризующий активность и побудительные мотивы человека в физическом совершенствовании, также имеет значительный диапазон: от занятий по принуждению извне, самопринуждению до внутренней потребности, в идеале осознаваемой и реализуемой на уровне первостепенной, жизненно важной потребности. Лишь оценка по всей шкале указанных компонентов личности позволяет объективно оценить сущностное содержание занятий физическими упражнениями, будь то самостоятельные или организованные занятия. Сам же взятый изолированно факт систематичности даже самостоятельных занятий еще ничего не говорит о физической культурности человека, поскольку неясна их оценка с точки зрения рациональности в общей структуре деятельности и ценностных ориентации. Точно так и наличие необходимой образовательной подготовленности еще не обеспечивает физкультурно-спортивной активности. С позиций физического совершенства физическая культура индивида получает, таким образом, следующие определения: физически культурный человек должен вести здоровый образ жизни, стре- миться к физическому совершенству на основе образованности, иметь установку на физическое совершенство и практически повседневно реализовывать таковую. В этом случае физическая культура в качестве субъективного достояния человека объективно актуализируется в уровне его физического развития и физической подготовленности как способности полностью и эффективно реализовывать свои возможности в процессе жизнедеятельности. Таким образом, здесь вновь встает вопрос о единстве социального и биологического в человеке: физической культуры как достояния личности, т.е. приобщенности к физической культуре социума, и продукта ее актуализации в физическом облике и поведении человека. Но это лишь одна сторона проблемы. Не менее важно, и даже можно сказать принципиально, соотношение физической культуры личности с другими подсферами общекультурного уровня человека. Здесь можно указать по крайней мере на три линии такого взаимодействия. Первая. Роль и место физического совершенствования в общей структуре гармонически развитой личности и тем самым роль и место физического совершенствования в становлении такой личности. Вторая определяется местом занятий физическими упражнениями в организации общего режима жизнедеятельности. Третья фиксирует, насколько велика связь с творческим началом личности, с ее общей социальной активностью, формами и направленностью последней, те. установкой личности на самодеятельные начала. При самом общем подходе физически культурный человек должен удовлетворять физкультурную потребность в оптимальном соотношении с всесторонним и гармоничным развитием и ни в коем случае не в ущерб ему, чтобы достигалась польза для всей жизнедеятельности и преобладало разумное естественное начало в физкультурной активности. Поэтому вряд ли можно считать оправданным превращение занятий физическими упражнениями в самоцель, придавать им самодовлеющий характер, как то имеет место при занятиях спортом. Это, соответственно, определяет и социальный заказ в области физической культуры в широком социальном смысле: разработка таких способов воздействия на физическое и двигательное развитие, чтобы человек мог оптимально совершенствоваться физически, затрачивая лишь минимально необходимое и обществен- но оправданное время, с тем чтобы он мог развивать иные компоненты личной культуры. В значительно меньшей степени выполняется работа, ориентированная на формирование индивидуальной физической культуры. Здесь мы находимся еще на этапе становления, что негативно влияет на решение проблем физического совершенствования всех и каждого. Для того чтобы внедрить физическую культуру в быт народа, необходимо, как представляется, переключить внимание на формирование именно индивидуальной физической культуры с установкой на творческую самодеятельность. В этом случае самодеятельными формами необходимо считать только такие, где человек активно и свободно, не столько подчиняясь возлагаемым на него обязанностям, но, в первую очередь, ставя перед собой цели самостоятельно, осуществляет их без внешнего — материального или духовного — принуждения. Такие формы предполагают творчество людей, личное осознание человеком необходимости собственного физического совершенствования в качестве культурной потребности, поиск оптимальных путей такового, самостоятельность в решении возникающих проблем. Именно творческое отношение к занятиям физической культурой формирует склонности и привычки, благодаря которым для физического совершенствования не требуется уже и внутреннего самопринуждения. Date: 2015-09-24; view: 939; Нарушение авторских прав |