Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевые тактики убеждения
Успех в коммуникации зависит от умения эффективно владеть логикой, психологией и речью. Речи здесь принадлежит не последнее место, поскольку информация доносится до слушателя в основном посредством речи. В полемике, например, побеждает зачастую не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, быстро отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая позволила бы сделать речь убедительной именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти. В каждой ситуации общения используется своя стратегия, которая включает в себя осознание ситуации в целом, выделение в ней основных идей и задач целенаправленного воздействия, планирование, организацию и направление развития ситуации в интересах достижения этих целей. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Понятие речевых тактик введено ТА. ван Дейком, который разработал их при изучении диалогов об этнических меньшинствах. Речевая тактика означает особый ход в построении речи при выражении различных эмоциональных состояний и достижении поставленной цели. Например, предубеждение может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: «предположение», «смягчение», «утрирование», «сдвиг», «взваливание вины на другого», «повтор», «приведение примера» и др. Ход «обобщение», по мнению ван Дейка, используется для того, чтобы показать, что приведенная негативная информация не случайна и не исключительна, подкрепляя возможное мнение собеседника. Типовые выражения этого хода: Итак всегда; С этим. сталкиваешься на каждом шагу; Это без конца повторяется. «Приведение примера» — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения: Вот пример; Например, на прошлой неделе...; Возьмите нашего соседа. Он... «Усиление» направлено на лучший или более эффективный контроль за взиманием слушающего («привлечение внимания»), на из улучшение структурной организации негативной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: Это ужасно, что...; Это позор, что... «Уступка» дает возможность для условного обобщения даже в случае противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: Среди них попадаются ихорошиелюди; Не стоит обобщать, но...; Голландцы тоже могут так поступать... (последнее является также ходом «сравнение»). «Сдвиг» — ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются. «Контраст» — ход, имеющий несколько функций. Во-первых, риторическую — привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Во-вторых, семантическую — подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ — ОНИ) во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают; Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получат квартиру сразу же, как только приедут. К числу других речевых тактик можно также отнести следующие: неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение элемента неформальности, «прямое включение», юмор. Очевидно, что список возможных речевых тактик не ограничивается приведенными, большинство из них еще не выявлены. Для социального работника (как и для любого работника сферы управления) важно умение самому выделять речевые тактики, чтобы использовать те из них, которые лучше всего соответствуют конкретной ситуации. Date: 2015-09-24; view: 1101; Нарушение авторских прав |