Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и определение международного права





ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие и определение международного права

Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Уже на ранних стадиях раз­вития первобытные общины и племена не существова­ли обособленно, а были объединены неписаными родо­выми законами. Первые обычные нормы зарождались еще в период первобытнообщинного строя, до становле­ния государственности. Появление же международно­го права в современном его понимании как права меж­государственного напрямую связано с процессами ста­новления государственности.

Международное право есть результат общественной практики. Появившись как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, осо­бенно в связи с постоянно изменяющимися междуна­родными отношениями, оно оказывало и оказывает ог­ромное влияние на развитие государств и народов.

Учитывая особую значимость международного пра­ва как -социального феномена, поиском его определе­ния занимается доктрина международного права.

Международное правоэто система юридических принципов и норм договорного и обычного характера,


возникающих в результате соглашений между госу­дарствами и иными субъектами международного об­щения и регулирующих отношения между ними в це­лях мирного сосуществования.

Исходя из особой значимости международного пра­ва для становления, развития и существования челове­ческого сообщества и мирового объединения государств, оно имеет различные трактовки, даваемые как учены­ми-международниками, так и различными международ­ными органами.

Так, например, проф. Н.Т. Блатова полагала, что ме­ждународное право — это совокупность юридических норм, договорных и обычных, вырабатываемых в резуль­тате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного обще­ния. Л. Оппенгейм видел в международном праве со­вокупность обычно-правовых и договорных норм, при­знаваемых цивилизованными государствами, юридиче­ски обязательных во взаимоотношениях между ними. В.П. Панов считает, что международное право — это особая правовая система, регулирующая отношения ме­жду его субъектами посредством юридических норм. Ж.Тускоз определяет международное право как сово­купность юридических норм и институтов, регулирую­щих отношения в международном сообществе с целью установления в нем мира, справедливости и содействия его развитию.

В качестве примера определения международного права международными органами, можно привести ре­шение Постоянной палаты международного правосудия по делу парохода «Лотос», в котором говорилось: «Меж­дународное право регулирует отношения между неза­висимыми государствами».

Таким образом, возможно предложить обобщающую трактовку международного права, в соответствии с ко­торой международное право — совокупность норм, воз­никающих в результате соглашения между субъектами государственного права, достигаемого в результате вза-


имных уступок и компромиссов, с целью поддержания международного правопорядка и организации всех форм общения между государствами, реализация кото­рых обеспечена мерами принудительного характера.

Из приведенных выше формулировок возможно вы­делить основные признаки международного права:

международное право — это совокупность юриди­ческих норм и принципов;

— эти нормы создаются путем фиксированного (до­говор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаше­ния между субъектами международного права;

— эти нормы признаются субъектами международ­ного права в качестве юридически обязательных;

— реализация норм международного права обеспе­чивается принуждением, формы, характер и пределы ко­торого определяются в межгосударственных соглаше­ниях.

Важной характерной чертой международного права является то, что оно выступает в качестве отдельной обособленной правовой системы со своими отраслями и институтами. Таким образом, оно не является отрас­лью внутригосударственного права и не входит в его правовую систему.

Вопрос о соотношении международного и внутриго­сударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права. Меж­дународная доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно дуалистическое и два мо­нистических.

В основе дуалистического подхода лежит тезис о том, что международное право и право национальное пред­ставляют собой два различных правопорядка. Отмечая это, основоположник этого направления немецкий уче­ный XIX века Г. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем соприкасаются и 'никогда не пересекаются».


Суть монистических концепций состоит в призна­нии единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части еди­ной системы права. При этом сторонники этих кон­цепций расходятся только в вопросе примата (первен­ства, верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным (немецкая юридическая литература второй половины XIX —.начала XX в.) Так, один из видных представителей этого направления немецкий ученый А. Цорн писал: «Международное право юриди­чески является правом лишь тогда, когда оно является государственным правом». А его коллега А. Лассон ут­верждал, что «государство оставляет за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в за­висимости от того, диктуется ли это его интересами».

Обоснование позиции сторонников другой разновид­ности монистической концепции — примата междуна­родного права над внутригосударственным, получившей широкое распространение, содержится в трудах авст­рийского юриста XX в. Г. Кельзена, в послевоенные го­ды, профессора Калифорнийского универстета (США). Отождествляя государство с корпорацией, Кельзен пи­сал: «Государство рассматривается только как право­вое явление, как юридическое лицо, т.е. корпорация». Поэтому соотношение между международным право­порядком и национальными правопорядками «напоми­нает соотношение национального правопорядка и внут­ренних норм корпорации».

Советская концепция по этому вопросу основывалась на следующих посылках:

— международное и внутригосударственное право, бу­дучи самостоятельными правовыми системами, находят­ся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей государств -участников международного общения;

— оценивая обе монистические теории как несоот­ветствующие объективной реальности существования суверенных государств, нельзя отрицать возможного пре-


имущественного значения той или иной системы права в процессе их тесного взаимодействия;

— если влияние норм внутригосударственного пра­ва на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании меж­дународного права, исходит из характера и возможно­стей своего внутреннего права, то в процессе взаимо­действия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве ме­ждународных договоров 1969 года, согласно которой уча­стник договора «не может ссылаться на положения сво­его внутреннего права в качестве оправдания для невы­полнения им договора».

Таким образом, хоть и с достаточно туманными ого­ворками, признавался примат норм международного права над нормами национального законодательства. В настоящее время такой примат норм международно­го права находит свое закрепление в текущем законо­дательстве Украины (см., например, часть 2 статьи 17 Закона Украины от 22 декабря 1993 года «О междуна­родных договорах Украины»).

Здесь уместно затронуть вопрос о взаимовлиянии ме­ждународного и национального права. Действительно, с одной стороны, международное право оказывает суще­ственное влияние на становление, формирование и ди­намику норм национального права, налагая на государ­ства исполнение обязательств, взятых ими при подпи­сании различных международных договоров (например, к этому их обязывал Венский документ СБСЕ 1989 г.). Но, с другой стороны, и само международное право мо­жет испытывать на себе влияние норм внутригосудар­ственного права. Например, принятие в 1951 году в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к то­му, что в статье 20 Международного пакта о граждан­ских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, появилась норма, согласно


которой «всякая пропаганда войны должна быть запре­щена законом».

Нормы международного права создают права и обя­занности только для субъектов международного права. Органы государственной власти и иные субъекты, нахо­дящиеся на территории государства, непосредственно нормам международного права не подчиняются.

Реализация международных обязательств на внут­ригосударственном уровне осуществляется путем вхо­ждения норм международного права в нормы внутри­государственного права.

Сам процесс вхождения норм международного пра­ва в национальное законодательство называется импле-ментацией. Способы вхождения именуются трансфор­мацией. В широком смысле трансформация, по мнению Р.А. Мюллерсона, представляет собой «способ осущест­вления международного права посредством издания го­сударством внутренних нормативных актов (законов, актов ратификации и публикации международных до­говоров, административных постановлений, распоряже­ний и т.п.) и обеспечение исполнения им своего меж­дународного обязательства или в интересах использо­вания им своего международного правомочия». Таким образом, норма международного права не преобразует­ся, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, пра­вилу поведения придается статус нормы национально­го права. Собственно, как отмечает И.И. Лукашук, речь идет об имплементации международной нормы при по­мощи национального права.

Трансформация может быть общей и индивидуаль­ной.

При общей трансформации государство устанавли­вает, что все или только определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью на­ционального права страны.

При индивидуальной трансформации необходимо в каждом случае вводить международные нормы в на­циональное право страны специальным актом.


В некоторых странах, например в Великобритании, в отношении обычного международного права приме­няется общая трансформация, а в отношении догово­ров — индивидуальная. В Украине в отношении меж­дународных договоров применяется индивидуальная трансформация (Верховной Радой Украины издается специальный закон о ратификации).

В доктрине международного права различают не­сколько способов трансформации:

а) прямую рецепцию — когда норма международного права без изменения заимствуется национальным за­конодательством — имеет место в Украине (см., напри­мер, статью 9 Конституции Украины). Нередко этот спо­соб именуется инкорпорацией, т.е. включением;

б) бланкетную рецепцию — когда норма междуна­родного права не заимствуется, но на нее делается соот­ветствующая отсылка (см., например, статью!8 Консти­туции Украины);

в) собственно трансформацию — когда норма меж­дународного права изменяется путем создания словес­ной национальной транскрипции (переводится на дру­гой язык) и закрепляется в национальном норматив­ном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает значительных изменений.

Международное право следует отличать от междуна­родных отношений и дипломатии.

Международные отношения намного шире, чем ме­ждународное право. Они могут возникать между физи­ческими и юридическими лицами и иными субъекта­ми различных государств и международными субъек­тами, в том числе не являющимися субъектами международного права.

Под международными отношениями понимают сово­купность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, социальных, куль­турных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными дви­жениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.


Основными чертами международных отношений яв­ляются:

— — укрепление разнопланового сотрудничества меж­ду государствами;

— расширение международных отношений;

— обеспечение мира;

— возрастание роли научно-технического прогресса;

— усиление глобальной тенденции интернационали­зации хозяйственной жизни и укрепление мировой сис­темы хозяйственных связей;

— возрастание роли международных организаций, в том числе и неправительственных, и их количества;

— возникновение качественно новых международ­ных проблем (глобальные проблемы выживания чело­веческой цивилизации);

— актуализация глобальных проблем выживания че­ловеческой цивилизации (особенно проблем мира, пре­дотвращения ядерной войны, разоружения);

— повышения регулятивной, интегрирующей и ко­ординационной роли международного права.

Следовательно, можно утверждать, что международ­ные отношения на пороге III тысячелетия становятся все более универсальными, разнообразными, всеохваты­вающими, равнообязанными для всех субъектов меж­дународного права.

Международные отношения чаще всего проявляют­ся вовне в следующих видах:

— межгосударственные отношения (между государ­ствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость);

— межгосударственные отношения негосударственно­го характера (например, отношения между государства­ми и международными организациями, а также государ-ствоподобными субъектами; между международными ор­ганизациями; между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юри­дическими лицами — с другой; между физическими и юридическими лицами);


— внутригосударственные отношения, входящие, по существу, во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регули­рования (вопросы обороны и международной безопас­ности, оказание гуманитарной и иной помощи при сти­хийных бедствиях в других странах и т.д.).

Международные отношения становятся междуна­родно-правовыми отношениями в результате соглаше­ний (заключения договоров или устных соглашений) между государствами и иными субъектами междуна­родного права, которые содержат правовые нормы, ре­гулирующие их поведение.

Дипломатией называют совокупность приемов и ме­тодов реализации внешней политики государств и иных субъектов международного права, с помощью которых:

а) реализуется внешнеполитическая программа кон­кретного государства;

б) реализуются уставные задачи и функции между­народной организации;

в) реализуются на практике нормы международного
права. ч

Date: 2015-09-24; view: 521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию