Для изучения курса «Социология» необходимы знания, полученные в общеобразовательной средней школе и в университете по дисциплинам:
- «Философия».
Знания курса необходимы для изучения дисциплин: «Политология», «Экономика».
|
Основные вопросы темы
| Количество часов
| Рекомендуемая лит-ра
|
лек
| сем
| СРСП
|
Первый кредит
|
|
Тема 1
| Социология как позитивная наука об обществе.
Введение в социологию. Понятие социальной реальности как предмета социологии. Возникновение позитивной науки об обществе. Определение социальных фактов. Предмет и объект социологии. Социология в системе наук. Структура социологии. Общая социологическая теория. Теории среднего уровня. Микро- и макросоциология. Функции социологии (прогностическая, преобразовательная, познавательная, критическая, мировоззренческая).
|
|
|
|
|
Тема 2
| Возникновение и развитие социологической мысли.
Основные этапы развития социологии. Социально-теоретические предпосылки формирования социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
|
|
|
|
|
Тема 3
| Прикладное социологическое исследование.
Виды исследований и исследовательская стратегия. Основные этапы и организация социологического исследования. Этапы социологического исследования: Программный (цели и задачи исследования, методы сбора информации, определение параметров выборки), Полевой (сбор социологической информации), Аналитический (математическая обработка данных, социологический анализ полученных результатов, выработка практических рекомендаций). Инструктаж и выполнение микро-групповых студенческих исследований. Оформление и сдача итогового аналитического отчета.
|
|
|
|
|
Тема 4
| Социализация личности. Основные этапы социализации – первичная и ресоциализация. Возможные нарушения социализации и патологии личности (эгоцентризм, конформизм). Агенты социализации: персонифицированные и институциональные. Исторические цели социализации
|
|
|
|
|
Тема 5
| Теории адаптации зрелой личности.
Трехуровневая структура личности по З. Фрейду. Основные формы снятия противоречия между биологическими потребностями и социальными ограничениями.
|
|
|
|
|
Тема 6
| Теории социального взаимодействия.
Поощрительное и наказательное взаимодействие. Теория Социального обмена Дж. Хоманса, теория Справедливого обмена Адамса-Уолстера. Теория Символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера (знаки и символы как посредники в процессе социального взаимодействия).
|
|
|
|
|
Тема 7
| Социальные нормы.
Понятие «социальная норма» и источник возникновения. Классификация социальных норм (обязательные и необязательные: табу, привычки, законы, обычаи и традиции). Система социального контроля: самоконтроль и внешний контроль (нравственность, мораль и право).
|
|
|
|
|
Тема 8
| Социальная девиация.
Понятие «социальная девиация». Девиация положительная и отрицательная, их соотношение в обществе. Биологические (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологические (З. Фрейд) и социологические (Р. Мертон, Г. Беккер) объяснения девиантного поведения.
|
|
|
|
|
Тема 9
| Макросоциальные процессы. Социологическая периодизация истории. Фундаментальные концепции развития человеческого общества.
К.Маркс: Теория общественно-экономических формаций, социально-экономический детерминизм. Культурологическая концепция М. Вебера: влияние религии на социально-экономическое развитие.
|
|
|
|
|
Тема 10
| Универсальные общественные процессы: социальное неравенство.
Виды социального неравенства. Понятие «система социального неравенства». Трансформация систем социального неравенства. Теория «Шести классов (страт)» Л. Уорнера
|
|
|
|
|
Тема 11
| Институциональный подход в социологии.
Понятие «социальный институт». Условия возникновения и функционирования социальных институтов. Классификация социальных институтов. Дисфункции социальных институтов: виды и пути их преодоления.
|
|
|
|
|
Тема 12
| Конкретные социальные институты.
Социальные институты семьи и брака. Религиозные институты. Институт государства – основной политический институт общества. Проблема легальности и нелегальности социальных институтов.
|
|
|
|
|
Тема 13
| Социальная структура и мобильность.
Понятия «социальная структура» и «социальные статусы». Виды социальных структур и их трансформация. Теория социальной мобильности П. Сорокина: виды мобильности, социальные лифты.
|
|
|
|
|
Тема 14
| Социальные аспекты воспроизводства и миграционных процессов.
Социальные особенности рождаемости и смертности на разных этапах общественного развития. Типы воспроизводства. Понятие «миграционное движение». Виды миграций: катастрофические, плановые. Социально-экономические последствия миграционных движений. Миграция в глобальном мире.
|
|
|
|
|
Тема 15
| Концепции глобализированного общества. Дж. Гэлюрейт: теория Конвергенции. Апокалиптический сценарий И. Валлерштайна: Ядро и Периферия. Социальное прогнозирование.
|
|
|
|
|
Тема 16
| Социология труда.
Социологическое определение труда. Роль трудовой деятельности в развитии социума. Виды труда: умственный и физический, производительный и непроизводительный, добровольный и принудительный. Трудовая мораль. Трудовые организации.
|
|
|
|
|
Тема 17
| Социология управления.
Управление – как особая форма социальной деятельности. Принципы управления: субординация, координация и реординация. Стимулирование и мотивация в управлении.
|
|
|
|
|
Тема 18
| Возможности использования социологического знания в профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
| | | | | | |