Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособность образовательного учреждения с поликультурной средой как фактор формирования конкурентоспособной личности учащихся

 

Отличительные для конца XX в. - начала XXI в. перемены в образовательной сфере, ее организации, содержании, технологии, все более явно ориентируют на развитие социально активной личности, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих граждан России. Эти изменения, которые нашли отражения в федеральном законе «Об образовании», «Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года», Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования и других нормативно-правовых документах, способствовали смене образовательной парадигмы, становлению вариативной системы образования РФ, возникновению и увеличению количества различных модификаций образовательных учреждений.

В настоящее время преимущественно развиваются образовательные учреждения, работающие в инновационном режиме.

Проведенный анализ исследований, посвященный проблемам инновационных образовательных учреждений (А. Адамский, Э.Д. Днепров, В.А. Караковский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник и др.), позволил выделить главные составляющие инновационной школы (Адамский, 1997; Днепров, 1997; Караковский, 1996; Лазарев, 2003; Поташник, 1991): - успешно реализуемый педагогический эксперимент; - отличия жизнедеятельности от массовой школы; - формулировка иной философии школы; -творческий характер управления школой; - творческий характер деятельности педагогов; - более благоприятные условия для обучения и развития учащихся;

- тиражируемость результатов.

В связи с этим «Белая книга российского образования» выделяет три категории школ, получивших распространение на территории РФ (Филиппов, 2003):

- элитные или полуэлитные, располагающие финансовыми ресурсами, объем которых выше среднего;

- школы среднего уровня со средним уровнем ресурсов; - депривилегированные школы, не имеющие других источников финансирования, кроме бюджетных.

Такая разновидность современных образовательных учреждений, на наш взгляд, способствует возникновению конкуренции.

Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность занять свое место на рынке образовательных услуг посредством предоставления качественного образования, ориентированного на рынок труда. Механизмом конкурентоспособности является инновационная деятельность образовательного учреждения.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме инноваций в области образования позволяет выделить основные понятия, раскрывающие суть инновационной деятельности.

Так А. И. Пригожий считает, что инновации - целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрение новых относительно стабильных элементов (новшеств) (Пригожий, 1989).

В. В. Белич определяет инновации как педагогическое изобретение, обладающее существенными отличиями практического решения воспитательной или дидактической задачи, дающее положительный эффект (Белич, 1992).

Т. X. Оганесова считает, что под инновациями в школьной жизни следует понимать творческое использование в учебно-социальном процессе новаторского опыта учителей практиков и теоретических научных открытий, дающих положительный педагогический эффект (Оганесова, 1993).

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов расширяют данное понятие, считая, что инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (педагогика профессионального образования, 2004).

В своем исследовании мы используем следующее определение основного ряда дефиниций, связанных с инноватикой в системе образования (Лазарев, 2003):

- под инновационной деятельностью образовательного учреждения понимается разворачивающуюся во времени активность его коллектива, направленную на введение новшеств в педагогическую систему с целью повышения качества образования;

- субъект инновационной деятельности в образовательном учреждении педагогический коллектив;

- основной объект инновационной деятельности педагогическая система школы;

- предметом инновационной деятельности могут быть различные процессы и подсистемы педагогической системы школы;

- содержанием инновационной деятельности является преобразование педагогической системы школы посредством внедрения (освоения) новшеств.

Как отмечает Э.Д Днепров, инновационные процессы в образовании способствуют как созданию модели образовательных институтов открытого гражданского общества, так и «взращиванию» общественности, а главное, - возникновению механизма постоянного и устойчивого обновления образования (Днепров, 1997).


Это определило возникновение различных проектов, новых технологий и инновационных школ, которые и обусловливают развитие российского инновационного движения, его конкурентоспособность на мировом образовательном рынке.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении, они делятся на следующие виды:

а) начальная общеобразовательная школа;

б) основная общеобразовательная школа реализует программы начального общего и основного общего образования;

в) средняя общеобразовательная школа реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;

д) гимназия на ряду с общем образованием обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;

е) лицей обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля (Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, 2001).

Все перечисленные учреждения обеспечивают государственный образовательный стандарт.

Основу данной типологии составляет содержание образования. Существуют и другие параметры, по которым можно уточнить основную типологию: по принадлежности к социально-демографическому; этническому, конфессиональному сообществу (армянский, греческий, православный, мусульманский, иудаистский и др.); по способу приема детей (с отбором - элитарный, без отбора - массовый).

Поскольку наше исследование связано с деятельностью инновационного образовательного учреждения - лицея, считаем необходимым дать более подробную его характеристику.

Первый лицей основан был Аристотелем в 335 г. до н.э. В эпоху Возрождения лицеями считались повышенные школы, готовившие к обучению в университетах. Средние образовательные лицеи были созданы во Франции в 1802 г. по указу Наполеона I по образцу иезуитских коллегий. Во многих других странах лицеи сливались с гимназиями, с которыми их сближало содержание предлагавшегося учащимся образования.

Лицеи имеются в странах Западной Европы, Латинской Америки и Африки.

В Италии лицеи подразделяются на классические и реальные с 5-летним сроком обучения. Во Франции лицеи - единственный тип современной средней общеобразовательной школы с 7-летним сроком обучения. Со 2-го класса (отсчет классов обратный) учащиеся распределяются на гуманитарные, естественно-математические и технические секции; в выпускном классе 5 секций: философии и филологии, экономики, математики и физики, биологии, техники (каждая их них имеет свой учебный план). Выпускники лицея сдают экзамен на бакалавра.

В Бельгии лицеи представляют собой средние школы для девочек. В Польше лицеи - 4-летние школы, дающие полное среднее образование.

В России до 1917 г. лицеи считались привилегированными учебными заведениями для детей дворян, готовили государственных чиновников. В XIX в. их насчитывалось 6, ак1917г. - 3.

Значительный вклад в историю России, да и образования внес императорский лицей в Царском селе, учрежденный в 1810 г. с целью «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Устав лицея был разработан при участии М. М. Сперанского и А. К. Разумовского.


В лицей принимались дети в возрасте 10-12 лет. На 1-й курс было принято 30 воспитанников по личному выбору Александра I. На последующие курсы принимались до 50 человек. За 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836г. - 4 кл. по полтора года) лицеисты изучали Закон божий, логику, этику, правоведение, политэкономию, физическую и математическую географию, математику, начало физики и космологии, риторику, языки (русский, латинский, французский, немецкий), словесность, искусство и другие предметы. Выпускники лицея получали права окончивших университет и (в зависимости от успехов) чин 9-14-го класса. Для желающих поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. Преподавали в лицее лучшие профессора Петербурга.

За 107 лет существования (74 курса) лицей выпустил около 2000 тысяч человек, среди которых многие получили известность как писатели, художники, государственные деятели (А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, Н.А. Корф, А.В. Головин, Д.А. Толстой и др.).

После 1917 года лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий.

Кроме Царскосельского, широкую известность получили Демидовский лицей в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе, Волынский (Кременецкий), основанный польским деятелем просвещения Т. Чацким, Нежинский лицей и Катковский, основанный Москве в память цесаревича Николая (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).

Особенностью лицеев является система туторства (тьюторства). Тьютор наблюдал за учением, нравственным и физическим воспитанием, составлял об этом подробные отчеты.

В Российской Федерации после 1987 г. на базе общеобразовательных общественных учебных заведений возникают вновь средние школы нового типа - лицеи, гимназии, колледжи. Они учреждались по инициативе педагогов-новаторов (А.С. Бубман, Е.С. Токалер, С.А. Померанцев, A.M. Чикирев, Е. Ямбург и др.). В работе этих учреждений принимают активное участие преподаватели высших учебных заведений.

В 1992-1993 году их насчитывалось около 200 (свыше 115 тыс. учащихся). Новизна лицеев состояла, прежде всего, в диверсификации школьных программ, внедрении нетрадиционных форм обучения, преподавания и учения.

В настоящее время лицей открывается на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом образует учебный комплекс. Обучаются в нём учащиеся старших классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.


Таким образом, в современном понимании лицей - инновационное образовательное учреждение, в котором образование самоценно, а воспитание и развитие учащихся, осуществляется в различных областях фундаментальных наук.

Историческое рассмотрение деятельности лицея как в России, так и за рубежом показывает их ориентированность на элитарность, культурологичность, профильное содержание, а также личностное формирование.

Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной высоконравственной личности, а также обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

Ведущий процесс в лицее образовательный, сочетающий три функции: воспитывающую, развивающую и обучающую. Структуру образовательного процесса лицея образуют следующие взаимосвязанные компоненты (Шамова, 2001):

- субъекты (учитель, ученик);

- целевой (осознание педагогами и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности);

Среди множества целей и задач, стоящих перед инновационными образовательными учреждениями, приоритетными являются следующие:

- давать достаточное гуманитарное образование, определяющее культурный уровень выпускника; степень общечеловеческого развития и воспитания, которое обусловливает его отношение к труду, людям, окружающей среде;

- получить необходимую общенаучную подготовку, позволяющую понимать сущность, происходящих вокруг него процессов, оценивать их и быть подготовленным к углубленному изучению профилирующих дисциплин;

- приобрести фундаментальную профессиональную подготовку (общетехническую, экономическую, юридическую);

- получить специальность и приобрести навыки, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке труда (Педагогика профессионального образования, 2004).

- стимулирующе-мотивационный - педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребность и мотивы к деятельности;

- содержательный предполагает отражение смысла, вкладываемого как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу образовательного процесса лицея.

- операционально-деятельностный компонент отражает палитру форм, методов, средств, приемов взаимодействия педагогов с учащимися;

- контрольно-регулированный определяет эффективность организации, содержания, технологии образовательного процесса, характеризует достигнутые успехи в соответствии с поставленной задачей;

- рефлексивный компонент включает самоанализ, самооценку с учетом оценки других и определение целей деятельности учащихся и учителя.

Образовательный процесс представляет собой систему, где обозначенные компоненты связаны между собой интегрированными отношениями, что очень значимо для нашего исследования т.к. формирование конкурентоспособной личности может обеспечить лишь целостный образовательный процесс.

Управление образовательным процессом в лицее предполагает знание руководителем основ маркетинга, менеджмента, социально-психологических аспектов руководства коллективом, финансово-экономические, правовые аспекты деятельности образовательного учреждения, научную организацию труда, что влечёт за собой новые методологические подходы к организации и управлению инновационной деятельности лицея:

- Демократизация. Предполагает децентрализацию управления, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

- Гуманизация. Ориентация образовательного процесса на личность, равнодоступный выбор качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения.

- Гуманитаризация образовательных программ, т.е. сочетание учебных дисциплин и информации, применение инновационных подходов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих приоритет общечеловеческих ценностей.

- Дифференциация, мобильность и развитие. Предполагает многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ.

- Открытость образования предполагает его непрерывность в различных формах.

- Многоукладность образования, т.е. обеспечение его качества.

- Стандартизация предполагает соблюдение в учебном плане федерального, регионального стандартов качества, учитывающих национальные и другие особенности региона (Регион, 2001).

Эти принципы, на наш взгляд, обеспечивают конкурентоспособность образовательного учреждения в современных условиях.

Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность занять своё место на рынке образовательных услуг посредством предоставления качественного образования, приобретения наибольших конкурентных преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями.

В нашем исследовании конкурентное преимущество - это положение организации (образовательного учреждения) на рынке образовательных услуг, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать инвесторов и потребителей (контингент учащихся).

Одним из важных конкурентных преимуществ является маркетинговая деятельность образовательного учреждения. Для того чтобы лицей в новых социально-экономических условиях мог свободно развиваться, необходимо обращаться к маркетинговой информационной системе управления, которая помогает выявить ежегодно меняющиеся ожидания и предпочтения потребителей (учащихся, родителей), влиять на формирование потребительского спроса.

В классическом понимании маркетинг организации - это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей (Управление организацией, 2000, с. 204).

В условиях лицея содержание маркетинга осуществляется посредством аналитической и рекламной деятельности.

Аналитическую деятельность осуществляют администрация, представители различных служб, специалисты управления образования и др. по следующим направлениям:

- изучение запросов ВУЗов, учащихся, организаций, предприятий в образовательных услугах;

- ознакомление с деятельностью конкурентов (других ОУ в микрорайоне, районе, городе и т.д.);

- анализ и коррекция собственной образовательной деятельности;

- определение стратегии развития учреждения;

- разработка системы повышения педагогического мастерства;

- определение содержательного сотрудничества с различными структурами (общественными, научными, государственными и др.) в вопросах формирования конкурентоспособной личности.

Информационное и стимулирующее значение в конкурентоспособности лицея имеет реклама.

Современное образовательное учреждение может использовать различные виды рекламы:

- публикации информации о деятельности учреждения в адресных справочниках (эффективно и необходимо в первую очередь в больших городах с разветвленной, сложной сетью учреждений);

- создание сайта в системе Интернет (эффективно для платных образовательных услуг в образовательном учреждении);

- установка рекламных щитов - возле учреждения, а также на оживленных трассах города в период активного выбора: март - август (эффективно в силу новизны: общеобразовательные учреждения еще редко пользуются этой формой рекламы);

- публикация информации о работе лицея в местной печати;

- демонстрация содержательной информации и рекламных роликов по местному или кабельному телевидению;

- выпуск рекламных буклетов учреждения;

- создание рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в жилых домах, автотранспорте, железнодорожных и автовокзалах;

- выпуск сувениров-предметов с символикой учреждения (майки, ручки, карандаши и т.д.).

Как показал наш опыт, чем быстрее, качественнее осваивается рекламная деятельность, тем большее преимущество получает учреждение на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность лицея определяется не только адаптацией к рыночным условиям, но и его способностью воздействия на рынок, посредством предложения услуг потребителю. Этому сужит инновационная деятельность учреждения.

Конкуренция среди образовательных учреждений предполагает привлечение потенциальных конкурентов, что способствует объединению образовательных учреждений по региональному или профильному основанию.

Как показали исследования И. Подушкиной, маркетинговая деятельность является неотъемлемой частью конкурентоспособного учреждения, способом реализации стратегических задач образовательного учреждения. Руководители таких учреждений активно осваивают маркетинговую деятельность, изучают потребности учащихся и родителей, их требования к качеству образовательных услуг, анализируют изменения потребительского спроса, что способствует, в конечном счете созданию конкурентоспособного продукта (Подушкина, 2003).

Таким образом, маркетинговая деятельность учреждения позволяет, с одной стороны совершенствовать его работу, а с другой позволяет потребителям стать более информированными, избирательными, влияя на их общую культуру, образ жизни.

Как отмечают Т.П. Колодяжная, B.C. Лазарев, Л.П. Погребняк, М.М. Поташник и др., конкурентоспособность образовательного учреждения зависит от его успешной финансово-экономической деятельности, которая в современных рыночных условиях требует от руководителя принципиально новых подходов. Так, в законе «Об образовании» определен новый хозяйственный механизм деятельности учреждения. Он предусматривает:

- переход в бюджетном финансировании учреждения от выделения средств по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно, отражающим потребность учреждения;

- сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности учреждения, оказание платных услуг населению, выполнение платных услуг по договорам с организациями;

- развитие самостоятельности трудовых коллективов лицея в решении вопросов социального развития;

- совершенствование организационных структур: создание фирм, малых предприятий;

- система используемых в плановой работе экономических нормативов (укрупненные показатели, включающие всю совокупность расходов на одного учащегося);

- образование норматива единого фонда оплаты труда;

- расширение хозрасчетной деятельности учреждения по оказанию платных образовательных услуг населению.

Бюджетное финансирование служит важной основой финансово-экономического функционирования образовательного учреждения. Но в условиях острой конкуренции, как показывает практика, этих средств не достаточно. Поэтому необходимо внебюджетных средств, чтобы обеспечить развитие учреждения, его конкурентоспособность и совершенствование педагогов.

К внебюджетным средствам относятся:

- поступления за выполненные услуги;

- оказание платных услуг населению;

- добровольные взносы граждан, организаций;

- выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования, поступления от реализации собственной сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Однако при этом важно исходить из гуманистической и демократической позиции: образовательные услуги являются лишь средством достижения цели, а не самой целью (Колодяжная, 2002).

При этом средства внебюджетного фонда, как показывает практика, можно использовать на строительство, расширение, ремонт и содержание на долевых началах объектов социальной инфраструктуры, природоохранные мероприятия, поощрение хозрасчетной деятельности по оказанию населению дополнительных платных образовательных услуг.

Важным моментом в оптимальной финансово-хозяйственной деятельности учреждения, является возможность маневрировать ресурсами учреждения в плане использования материально - технической базы.

- Продавать предприятиям, организациям и учреждениям.

- Обменивать.

- Сдавать в аренду.

- Предоставлять во временное пользование либо взаймы, находящиеся на балансе учреждения транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь и другие материальные ресурсы.

- Списывать вышеуказанные средства в уставленном порядке, если они изношены или устарели.

- Кооперировать на договорных началах с другими учреждениями материальные и финансовые ресурсы.

Учреждения могут объединяться для создания учебно-производственных фирм, ассоциаций, комплексов.

В.И. Ерошин отмечает, что источниками формирования внебюджетных средств инновационного образовательного учреждения являются:

- плата за образовательные услуги (предметы, программы, не входящие в федеральный и региональный стандарт), а также поступления:

- от реализации собственной сельхозпродукции;

- от оказания финансовых операций;

- по аренде помещений;

- от реализации продуктов интеллектуального труда;

- от реализации излишнего и пришедшего в негодность оборудования и инвентаря;

- от торговых операций;

- от посреднических услуг (Поташник, 2000).

Таким образом, на наш взгляд, эффективная финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения на современном этапе способствует решению стратегических задач учреждения, тем самым способствует обеспечению его конкурентоспособности.

Так как воспитывать конкурентоспособною личность возможно только в конкурентоспособном образовательном учреждении, то в условиях рыночной экономики высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров является также важнейшим фактором, определяющим уровень образовательного учреждения. Механизмом реализации данной идеи выступают следующие меры:

- переход от позиции «педагог - транслятор знаний» к позиции «педагог - мыслитель, интегратор знаний», обеспечивающий целостное развитие учащихся»;

- обеспечение направленности на непрерывное самосовершенствование, самообразование, повышение своей конкурентоспособности, путем следования тезису «Образование через всю жизнь»;

- обеспечение возможности включения педагогов в опытно-экспериментальную деятельность.

Реализация данных мер требует от руководителя образовательного учреждения изменения кадровой политики в условиях конкуренции: отношение к сотрудникам как самостоятельным исполнителям; расстановка кадров в соответствии со способностями развития широкой коммуникации; улучшение социально-психологического климата.

Внедрение технологии формирования конкурентоспособной личности в лицее потребовало повышения профессионального роста всех специалистов, что является залогом их успешной деятельности. Для этого на базе учреждения был организован образовательный процесс взрослых через следующие виды:

- формальное образование, завершение которого сопровождалось выдачей сертификата (удостоверения, свидетельства о повышении квалификации на базе СКИПКРО);

- неформальное образование (через организацию работы «Школы молодого педагога», наставничество, методические объединения, творческие мастерские педагогов, объединения классных руководителей, лаборатории педагогов, работающих в профильных классах, и др.);

- информальное образование (в процессе свободного общения, консультаций, использования разнообразных литературных источников, переработки сведений из средств массовой информации).

Основными андрологическими принципами в ходе образования взрослых выступили: равенство позиций в образовательном процессе, стремление к использованию диалоговых форм, опора на личный опыт и индивидуальные потребности специалистов, побуждение к развитию творческого потенциала взрослого человека.

Работа над повышением профессионального роста педагогов связана прежде всего, на наш взгляд, не с воспроизведением знаний и умений, приобретенных в базовых профессиональных учебных заведениях, а прежде всего с их расширением, углублением и осмыслением собственного педагогического опыта.

Основными требованиями построения образовательного процесса взрослых являются (Лебедева, 2001):

- реализация вариативности образовательных запросов;

- овладение способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

- ориентация на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

- ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости ее совершенствования;

- проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

- использование исследовательских методов, направленных на осмысление собственного педагогического опыта и творческую переработку.

Основными формами и методами работы с педагогическим коллективом в процессе нашего исследования выступили: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, методы самообразовательной работы (чтение и конспектирование научной и методической литературы, реферирование и др.), научно-практические конференции по итогам деятельности лицея и др.

На наш взгляд, повышение профессионального роста педагогов в условиях инновационного учреждения (лицея) позволило углубить базовые знания, развить умения (осмысление собственного педагогического опыта), прогностические умения (составление собственных программ, конструктивные умения (обобщение полученных результатов), формирование потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста.

Важная роль в повышении профессионального роста педагогов в лицее отводится научно-методическому совету учреждения, в компетенцию которого входит создание коллектива единомышленников, анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение материалов, обобщение опыта и др., анализ инновационных способов и приемов, влияющих на процесс формирования конкурентоспособной личности учащихся лицея.

Как отмечает в своем исследовании О. Абдуллина, конкурентоспособность образовательного учреждения зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять своё место в социальной структуре общества, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации, что является значимым для нашего исследования (Абдуллина, 1996).

Конкурентоспособность образовательного учреждения зависит в первую очередь от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека.

Категория «качество» имеет несколько значений. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность. 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь (Ожегов, 1995, с. 265).

В первом значении «качество» рассматривается как философское понятие и является условной характеристикой объекта. В свое время Гегель сказал: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Кондаков, 1975).

Второе значение понятия «качество» отражает экономическое и управленческое понимание, что является значимым для нашего исследования.

Так, в теории управления понятие «качество» употребляется в узком и широком смысле.

В узком смысле - это качество результатов, в широком - это не только продукции или услуг, но и качество производственного процесса и условий, в которых он происходит; качество кадрового потенциала, качество технологий, качество финансовых и материальных условий, качество трудовой морали, качество концептуального курса управления и др. (Татьянченко, 2003; Управление по результатам, 1993).

Так как образовательное учреждение (лицей)- рассматривается нами как сложная социально-педагогическая система, состоящая из различных компонентов, которые обеспечивают внутренние свойства качества общего образования и активное взаимодействие с внешней средой, есть необходимость обозначить внешние и внутренние свойства качества образования.

Внешние свойства качества образования детерминированы взаимодействиями образовательного учреждения, а в нашем исследовании интеграция лицея с окружающей средой.

На образовательное учреждение одновременно влияют факторы прямого и косвенного воздействия.

К косвенным факторам воздействия на образовательное учреждение относят: состояние российской экономики, социокультурную, политическую, жизнь, региональную, демографическую ситуацию, поликонфессиональную, достижения научно-технического процесса.

К факторам прямого воздействия на образовательное учреждение относят потребителей образования (учащиеся, родители, общественные и государственные учреждения, региональный рынок труда), источники трудовых ресурсов (педагогические колледжи, институты и университеты), конкурирующие образовательные учреждения, институты повышения квалификации, органы государственного управления и т.д.

Лицей относится к образовательным учреждениям третьей ступени, предназначенным для детей, склонных к умственной деятельности, поэтому ведущей функцией управления является установление долгосрочных, оформленных правовым образом связей с вузами, на поступление в которые и ориентировано лицейское образование.

В нашем исследовании была организована совместная деятельность лицея со следующими высшими, средними специальными учреждениями и социальными институтами:

- Центром медицинской профилактики КЦ ЛФК и СМ. Совместная работа по формированию и пропаганде здорового образа жизни школьников через комплекс мероприятий с учащимися, учителями, родителями.

- Институтом дружбы народов Кавказа. Согласно договору ведется образовательная деятельность по направлениям «Экономика», «Психология», «Международные отношения» с учащимися 9-11 классов, совместная научно-методическая работа. Учащимся после прохождения «Институтского курса школьников» выдается свидетельство и присваивается квалификация «Пользователь современных компьютерных технологий»;

- Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнестранс». В рамках договора ведется обучение школьников на факультете экономики и управления предприятием по специальностям «Экономика», «Бухгалтерский учет и аудит». После завершения обучения присваивается квалификация и выдается государственный диплом о среднем профессиональном образовании;

- социально-реабилитационным центром «Доверие» проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика развития детей и подростков; - инспекцией МНС России по Октябрьскому району реализуется план совместной работы по активизации и разъяснению налогового законодательства;

- межрегиональной благотворительной организацией «Орден милосердия и социальной защиты» осуществляется психологическая помощь и поддержка малообеспеченных жителей г. Ставрополя;

В нашем исследовании мы определили, что ведущим процессом в лицее считается образовательный, а все остальные процессы, которые протекают в учреждении, являются сопутствующими образовательного процесса и качества его результатов. В связи с этим к внутренним свойствам качества общего образования относятся (Шамова, 2001):

1. Качество основных условий образовательного процесса:

- качество управления образовательным процессом;

- качество научно-методической работы;

- качество кадрового обеспечения;

- качество материально-технической базы;

2. Качество реализации образовательного процесса:

- качество содержания образовательного процесса;

- качество преподавания;

- качество умений;

- качество владения процедурами творческой деятельности;

- качество воспитанности.

По мнению М.М. Поташника, деятельность инновационного образовательного учреждения (лицея) ориентированно на качество и включает в себя (Поташник, 2000, с. 419-420):

- проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса по схеме: результаты - образовательный процесс - условия;

- определение цели деятельности образовательного учреждения, цели преподавания по каждому предмету или образовательной области и разработка проектов деятельности по достижению целей;

- разработку на основе госстандартов учебного плана лицея, образовательных программ, согласование по вертикали и горизонтали

- единых требований к оцениванию учебных достижений учащихся по предметам и образовательным областям;

- разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результатов образовательного процесса;

- организацию внутри школьной квалификации педагогов и руководителей по вопросам качества образования;

- разработку системы стимулирования качества образования на уровнях: учитель - ученик - руководитель;

- организацию системы сбора данных информационных потоков, обработки и анализа информации, принятие на их основе управленческих решений;

- регулярное соотношение достигнутого школьного уровня качества образования к достижениям других ОУ города, района, страны, мира;

- анализ удовлетворенности качеством образования учащихся, родителей, образовательных учреждений других типов, предприятий, социума;

- рейтинг образовательных учреждений органами управления образования;

- прирост и эффективность использования ресурсов.

Таким образом, качество образования определяется внешними и внутренними свойствами. Для того чтобы обеспечить качество образования, необходимо сосредоточить усилия на решении внутренних проблем качества лицея. Однако конкурентоспособность образовательного учреждения решающим образом зависит от ориентации на формирование социальной программы личности выпускника, исходя из его потребностей и интересов, от удовлетворения регионального рынка труда и профессионального образования, подготовленных кадров, способных продолжить обучение, адекватного реагирования на запросы государственных, общественных институтов и т.д.

Система качества образования является одним из важных конкурентных преимуществ на рынке образования.

Таким образом, анализ научно-теоретической литературы позволил нам прийти к следующему заключению.

Формирование конкурентоспособной личности учащихся возможно только в условиях конкурентоспособного учреждения, которое основывается на профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на формирование конкурентоспособности личности учащихся. При этом конкурентоспособное образовательное учреждение должно характеризоваться следующими показателями:

- оптимально осуществлять инновационную деятельность, направленную на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;

- осваивать маркетинговую деятельность, способствующую реализации стратегических задач лицея, анализу изменения потребительского спроса, с целью создания конкурентоспособного продукта;

- обеспечивать качество образования, соответствующее современным требованиям педагогической теории и практики, способное удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;

- вести успешную финансово-экономическую деятельность, за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечивать повышение профессионального роста педагогов.

 

АВТОР: Новикова В.И.

 

 

Проблемы формирования конкурентных преимуществ на основе использования инновационных ресурсов в России
 
 
В статье рассмотрено понятие «конкурентные преимущества» и определена специфика формирования современных конкурентных преимуществ высокого порядка. Обоснован выбор инновационных ресурсов в качестве базы для повышения конкурентоспособности национальной экономики на современном этапе развития. Выявлены основные проблемы формирования конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных ресурсов, включая как проблемы ресурсного обеспечения инновационной деятельности, так и проблемы управления этим процессом
Ключевые слова: конкурентное преимущество, ресурсное обеспечение, управление инновационными ресурсами
УДК 330.341; ББК У 65.050 Стр: 22 - 24
Условием современного экономического развития каждой страны является обеспечение национальной конкурентоспособности на базе инновационных процессов. Это особенно актуально для России по следующим причинам: во-первых, Россия, как и любая развитая страна, переходит к новой технологической цивилизации, базирующейся на инновациях, во-вторых, в 90-е годы ХХ века был потерян значительный инновационный потенциал, сформированный в СССР. Процесс обеспечения национальной конкурентоспособности на основе инновационной деятельности требует создания научной базы, поэтому объективным требованием является проведение фундаментальных исследований в этой области для выявления имеющихся проблем. Задача выявления проблем формирования конкурентных преимуществ должна иметь следующую логику, а именно, определение категориального аппарата, в частности таких понятий как преимущества, конкурентные преимущества, раскрытие сущности конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов, определение подходов к выявлению проблем в области формирования конкурентных преимуществ, оценка ресурсного обеспечения инновационных процессов на основе статистических и фактологических материалов, оценка состояния в области управления процессом создания конкурентных преимуществ, выявление общих проблем формирования конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов. Как известно, преимущество — это «превосходство, качество, возвышающее кого-нибудь или что-нибудь... превосходство, присущее чему-нибудь в сравнении с чем-нибудь другим» [5]. Основываясь на этом определении, конкурентное преимущество необходимо рассматривать как обладание совокупностью свойств, качеств и возможность реализовать их, определяющие превосходство над конкурентами. В экономической литературе под конкурентными преимуществами понимаются «факторы, определяющие превосходство над конкурентами, измеряемые экономическими показателями» [2]. Существует множество теорий, исследующих преимущества хозяйствующих субъектов, начиная с теорий абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных преимуществ Д. Риккардо, получивших развитие в работе шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина «Межрегиональная и международная торговля», и заканчивая современными теориями конкурентных преимуществ М. Портера. Отдельно необходимо упомянуть ресурсную концепцию конкурентных преимуществ, базирующуюся на работах Б. Вернерфельта, Р.М. Гранта, Э. Пенроуз и концепции ключевых компетенций К.К. Прахалада и Г. Хамела. На современном этапе развития экономики особую важность приобрели исследования факторов конкурентных преимуществ, основанные на учёте связи экономического развития и инновационного процесса, в частности исследования К. Фримэна, Б.-О.Лундвалля и Б. Йонсона, Б.Асхайма и А. Изаксена, Э. Райнерта и других. Однако практически нет теоретических разработок, связывающих конкурентные преимущества и инновационные ресурсы высокого порядка. Конкурентные преимущества на основе инновационных ресурсов — это уникальные свойства хозяйствующего субъекта, определяющие его превосходство над конкурентами и основанные на эффективном использовании ресурсов инновационного процесса. Важнейшими свойствами конкурентных преимуществ в современных условиях являются относительность и динамичность. Относительность проявляется в том, что конкурентные преимущества определяются только на основе сравнения имеющихся качеств и свойств хозяйствующих субъектов с качествами и свойствами других хозяйствующих субъектов. Динамичность связана со значительной изменчивостью и гибкостью конкурентной среды. Любое конкурентное преимущество проходит жизненный цикл: зарождение, активное развитие, зрелость, замедление темпов использования, спад и утрата преимущества. В связи с этим процесс формирования новых конкурентных преимуществ должен идти непрерывно и быть нацелен на опережение рыночных потребностей. Основой такого перманентного процесса в условиях перехода к экономике знаний становится инновационная деятельность, требующая соответствующего ресурсного обеспечения. Использование инновационных ресурсов в качестве основы формирования конкурентных преимуществ позволяет не только предвосхищать потребности общества, создавая условия для технологического прорыва, но и создавать «цепочки» повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособные хозяйствующие субъекты требуют от поставщиков, сбытовых партнеров и других контрагентов ресурсов соответствующего уровня. Это, в свою очередь, мотивирует контрагентов повышать качество своих продуктов и услуг, тем самым создавая собственные конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества следует классифицировать по уровням экономики (преимущества на микро-, мезо- и макроуровне), по отношению к хозяйствующему субъекту (внутренние и внешние), по сфере возникновения (природно-климатические, организационно-экономические, социально-психологические, научно-технологические, политико-правовые), по временному горизонту использования и значимости (тактические и стратегические), а также по уровню устойчивости (конкурентные преимущества высокого и низкого порядков). Последнее основание для классификации требует особого внимания в связи с тем, что важнейшим приоритетом экономического развития является устойчивость экономики. Под конкурентными преимуществами низкого порядка будем понимать свойства хозяйствующего субъекта любого уровня, определяющие его превосходство над конкурентами, обусловленные факторами кратко- и среднесрочного характера, основанные на традиционных ресурсах в классическом их понимании. Преимущества высокого порядка, таким образом, необходимо рассматривать как свойства хозяйствующего субъекта любого уровня, определяющие его превосходство над конкурентами, имеющие долгосрочный характер, обусловленный специфическими характеристиками инновационных ресурсов. В условиях усиления процессов глобализации и проведения политики ускорения научно-технического прогресса развитие России должно быть нацелено на создание конкурентных преимуществ именно высокого порядка, основанных на инновационной деятельности. В свою очередь, инновационная деятельность требует соответствующего ресурсного обеспечения. Таким образом, среди проблем формирования конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов можно выделить две группы: во-первых, проблемы ресурсного обеспечения инновационного процесса в России; во-вторых, проблемы управления формированием инновационных конкурентных преимуществ российской экономики. Исследование первой группы проблем имеет особую значимость и должно рассматриваться в разрезе ресурсов инновационной деятельности. Здесь необходимо выделять проблемы материально-технического, финансового, кадрового, информационного и организационного обеспечения инновационной деятельности. Говоря о материально-техническом обеспечении инновационной деятельности, необходимо в первую очередь обратить внимание на состояние материальной и лабораторно-экспериментальной базы науки, так как именно в рамках научно-исследовательской деятельности формируются новые идеи. По результатам инвентаризации уникального научного оборудования, проведенной в 2010 году, состояние материально-технической базы науки характеризуется как неудовлетворительное. Значительная часть научного оборудования устарела и обновляется лишь точечно. [3, с. 374–375]. В России отсутствует централизованная система обновления и развития лабораторной базы, охватывающая исследовательские учреждения всех уровней и направлений. Отсутствие системного подхода и координации закупок и использования оборудования приводит к дублированию приборов в учреждениях, которые могли бы пользоваться одной единицей оборудования, несвоевременности покупки необходимых технических средств, недостатку необходимых элементов комплексов оборудования и другим негативным последствиям. Эффективность затрат на материально-техническое оснащение науки остается на низком уровне, соответственно и эффективность использования оборудования оказывается значительно ниже возможной. Что касается производственного сектора, то степень износа основных фондов в России на конец 2010 года составила 47,1%. Доля полностью изношенных основных фондов коммерческих предприятий на конец 2010 года составила 13,5% [6]. Технологической структура экономики России характеризуется следующими данными: доля третьего уклада составляет около 30%, доля четвертого уклада — более 50%, доля пятого уклада — примерно 10%, доля шестого уклада ничтожно мала [8]. Таким образом, проблема материально-технического обеспечения инновационной деятельности стоит остро. Отчасти она решается путем создания центров коллективного пользования, представляющих собой «научно-организационную структуру, обладающую современным научным и аналитическим оборудованием, высококвалифицированными кадрами и обеспечивающую на имеющемся оборудовании проведение научных исследований и оказание услуг, в том числе в интересах внешних пользователей (физических лиц и сторонних организаций)» [1]. Что касается финансового обеспечения инновационной деятельности, то здесь существуют проблемы, обусловленные недостаточным объемом финансирования. Объем внутренних затрат на НИОКР в % к ВВП с 2000 по 2010 вырос незначительно (в 1,1 раза) [6]. Причём в структуре затрат преобладают внутренние текущие затраты, составляющие 94–96% общего объема затрат, а на капитальные затраты приходится всего 4–6%, что объясняет низкий уровень имеющейся материально-технической базы [6]. Наблюдаются тенденции увеличения доли государства и уменьшения доли частного сектора в общем объеме затрат на НИОКР. Что касается частных инвестиций в инновации, то объем расходов на НИОКР в выручке 400 крупнейших российских компаний до 2008 года составлял около 0,5%, что в 4–6 раз ниже, чем у аналогичных зарубежных компаний, а в 2008–2009 гг. уменьшился до 0,2% [9]. На низком уровне находится система частно-государственного партнерства. Согласно данным Стратегии инновационного развития 2020 [4], доля организаций, получающих бюджетное финансирование в рамках частно-государственного партнерства, в России составляет всего 0,8% в то время как в Германии этот показатель составляет 8,8%, в Бельгии — 12,7% В области кадрового обеспечения инновационной деятельности необходимо отметить увеличение количества высших учебных заведений и организаций, имеющих аспирантуру. С 2000 по 2011 годы в полтора раза увеличилась численность студентов, на 33% увеличилось число аспирантов, на 8,3% — число докторантов. Однако, число работников, занятых научными исследованиями и разработками при этом сокращается (на 17% за тот же период) [6]. Этот факт свидетельствует о незначительном интересе молодёжи в работе в сфере НИОКР в России, что ведет к старению кадрового ресурса. Для примера, средний возраст сотрудников РАН сейчас составляет 51 год, возраст 24% ученых составляет от 50 до 60 лет. Около 21% сотрудников имеют возраст от 60 до 70 лет, 13% сотрудников пересекли планку 70 лет. Доля сотрудников младше 30 лет составляет лишь 13% [7]. Однако решение проблемы старения кадров требует длительного времени и предполагает сохранение и развитие научных школ и создание материальных условий для привлечения творческой молодежи в науку. Необходим подход к данной проблеме не как к математической задаче по уменьшению среднего значения показателя, а как к сложному социальному процессу смены поколений ученых. Особое внимание следует обратить на проблемы образовательной сферы как источника кадров для инновационной деятельности. Наиболее очевидная проблема в этой области связана с низким уровнем финансирования образования. Для сравнения в России ассигнования на образование составляют 3,5% ВВП, в то время как, например, в Финляндии — 16,4%, в Японии — 14% в Китае — 12%, в США — 11%. Негативное влияние на систему образования оказывает также отсутствие общегосударственной системы планирования в области подготовки кадров. Результатом этого является дисбаланс в структуре выпускаемых специалистов. Так, в стране ощущается дефицит выпускников инженерных специальностей, но при этом существует избыток специалистов в области экономики и юриспруденции. Важно отметить также недостаток рабочих специальностей в стране. Для успешного перехода на инновационный путь развития необходимо формирование системы планирования подготовки кадров, которая должна выполнять функции прогнозирования потребности в специалистах и планирования структуры бюджетных мест в учебных заведениях с учетом прогноза. Важной проблемой является интеграция образования и науки, отчасти решаемая путём создания инновационных кластеров, а также центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и других элементов инновационной инфраструктуры. Наконец, серьезной проблемой является низкий уровень инновационной культуры, представляющей собой исторически сложившуюся совокупность знаний, ценностей и традиций, выражающую восприятие обществом или индивидом инновационной деятельности и её результатов. При оценке организационных ресурсов прежде всего необходимо оценить существующие организационные формы инновационной деятельности. Следует отметить широту представленных в экономике организаций инновационной инфраструктуры, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, инновационно-технологические центры, научно-координационные центры и другие организации. Однако показатели числа созданных передовых технологий остаются невысокими — с 2000 по 2011 годы общее количество созданных производственных инноваций выросло только в 1,39 раза [6]. В области информационных ресурсов также существует ряд проблем, связанных с отсутствием эффективных платформ для общения между участниками инновационного процесса. Решение перечисленных проблем требует активного государственного вмешательства и создания эффективной системы управления, обеспечивающей воспроизводство инновационных ресурсов и соответствующее обеспечение ими инновационного процесса в целях формирования конкурентных преимуществ. Одним из элементов такой системы являются «инновационные лифты», идея которых состоит в соответствующей поддержке инновационного процесса на каждом его этапе. Каждая инновация, проходя стадии исследования, разработки, опытно-конструкторского производства, коммерциализации и распространения, попадает в сферу влияния соответствующих институтов и структур, обеспечивающих все необходимые ресурсы для её развития. К таким структурам относятся различные фонды поддержки инновационной деятельности, в том числе Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская венчурная компания, Фонд «Сколково», Российский фонд технологического развития, возобновивший деятельность в 2011 году, и другие. Эти фонды, наряду с другими организациями, и представляют собой элементы «инновационного лифта». Для успешного решения перечисленных проблем ключевое значение имеет оценка существующей системы управления формированием конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов. Главными элементами этой системы являются: планирование формирования конкурентных преимуществ; мотивация участников инновационной деятельности; создание национальной инновационной системы и развитие системы контроля в инновационной сфере. В настоящее время в России отсутствует система планирования инновационной деятельности и конкурентных преимуществ в масштабе национальной экономики. На микроуровне также недооценивается необходимость планирования, ограничиваясь финансовыми и маркетинговыми планами. Между тем, необходимость планирования процесса формирования конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов имеет важнейшее значение и обусловлена спецификой инновационного процесса. Эта специфика определяется закономерностями инновационного развития, высокими затратами на исследования и внедрение их результатов, длительностью процесса разработки и освоения новшеств, значительным сроком окупаемости, постоянно повышающейся технологической и конструкционной сложностью новых продуктов и технологий, высокими инновационными рисками. Проблему повышения заинтересованности участников инновационной деятельности и инновационной активности следует рассматривать в двух аспектах — повышение предложения продуктов инновационной деятельности и стимулирование спроса на эти продукты. В России наблюдается сокращение числа организаций, занятых НИОКР (14,81% с 2000 года) [6], и смещение научно-исследовательской инициативы в сторону образовательных организаций и организаций, занимающихся опытно-конструкторской деятельностью. Снижение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, старение кадров науки, недостаточность финансирования исследовательских организаций ведут к деградации основного источника интеллектуальных ресурсов. Острой проблемой формирования конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов в России является отсутствие мотивационных механизмов управления. Коммерческий сектор не заинтересован в научно-исследовательской деятельности в силу не только нехватки собственных средств для осуществления исследовательской и внедренческой деятельности, но и в силу отсутствия стратегического планирования на малых и средних предприятиях, что ведет к невозможности планирования долгосрочных инвестиций. Поскольку первые этапы жизненного цикла инновации имеют долговременный характер и требуют значительных затрат, малые и средние предприятия не имеют возможности инвестиций в инновационную деятельность. Поэтому несовершенный механизм оценки и минимизации рисков снижает интерес предпринимателей к инновационной деятельности. Неэффективная кадровая политика и отсутствие системы управления подготовкой и переподготовкой кадров также представляют существенную проблему. Качество образования управленческих кадров не только не позволяет видеть долгосрочные возможности и преимущества инновационного развития предприятия и создания конкурентных преимуществ высокого порядка, но также не позволяет оценить качество и необходимость для предприятия предлагаемых на рынке инноваций. Поэтому переход к инновационному типу экономики требует создания и развития непрерывной системы инновационного образования. Кроме того, на инновационную активность негативно влияет отсутствие научно-обоснованного механизма государственной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса. Серьезной проблемой является недостаточная эффективность таких организационных форм, как центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, инновационно-технологических центров и других форм инновационной инфраструктуры. Отсутствие механизма информационного обеспечения управленческой деятельности в области инноваций и отсутствие инновационных коммуникаций является центральной проблемой в области управления формированием инновационных конкурентных преимуществ. Предприятия обладают недостаточной информацией об инновационных возможностях, не всегда способны самостоятельно найти партнеров для осуществления исследовательской и внедренческой деятельности. Недостатки в области структуры управления и отсутствие механизма эффективного взаимодействия между научно-техническим, образовательным и производственным секторами ограничивают возможности формирования конкурентных преимуществ. Таким образом, задачи развития кластерных и сетевых образований приобретают особое значение. Важнейшей проблемой в области контроля и мониторинга инновационной деятельности является неэффективность системы государственной статистики. Во-первых, процессы сборки, обработки и публикации данных Росстатом занимают довольно длительное время, в результате чего в сборники попадают данные, устаревшие на несколько лет. Во-вторых, показатели инновационной деятельности, публикуемые Росстатом, отражают только некоторые её аспекты и не позволяют оценить национальную инновационную систему России комплексно. В-третьих, в сборниках статистики отсутствуют расчётные показатели уровня инновационности и конкурентоспособности, что делает невозможным сравнение эффективности инновационной деятельности регионов и отраслей. Развитие системы контроля в инновационной сфере должно базироваться на совершенствовании системы государственной статистики, мониторинга инновационной деятельности и создании системы мониторинга конкурентных преимуществ российских компаний. Таким образом, решение рассмотренных проблем формирования конкурентных преимуществ на основе инновационных ресурсов в России требует создания эффективной системы управления этим сложным процессом, включающей подсистемы планирования, организации, мотивации и контроля, что является необходимым условием перехода к инновационной экономике.
 
Литература 1. Письмо Минобрнауки РФ от 13.12.2010 № СМ-1086/16 «Об организации деятельности ЦКП» (вместе с «Рекомендациями по организации доступа заинтересованных пользователей к оборудованию центров коллективного пользования научным оборудованием») (http://www.ckp-rf.ru/upload/iblock/853/853da53e1fb6e62da56eca8ee7aa3ee3.doc, дата обращения 30.07.2012) 2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. 3. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы (Вып.32). - М.: Ин-т Гайдара, 2011 - 592 с. 4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 1. - ст. 216. 5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. 6. gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (дата обращения: 20.07.2012) 7. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175236 - Российская наука: развивать или экономить? (дата обращения: 20.07.2012) 8. Каблов Е.Н. Курсом в 6-ой технологический уклад // NanoWeek, № 99, 2010 http://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/kursom-v-6-oi-tekhnologicheskii-uklad (дата обращения: 20.07.2012) 9. «ЭКСПЕРТ» - ИННОВАЦИИ. Сборник аналитических материалов по инновационной деятельности в РФ http://raexpert.ru/researches/expert-inno/ - (дата обращения: 20.07.2012).

 



<== предыдущая | следующая ==>
Берлин - Амстердам - парк Кюккенхофф* - Брюссель - Париж - Реймс - Люксембург – Трир | Качество и совершенствование деятельности организации





Date: 2015-09-24; view: 594; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.06 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию