Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Талмуд, религиозные традиции и обычаи, «наследие» и доктрина в системе источников иудейского права





Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. В различных научных изданиях и словарях он определяется неодинаково. В одних из них обращается внимание на то, что это - собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период с IV в. до н. э. и вплоть до V в. н. э. В других изданиях - Талмуд рассматривается как «толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету». В третьих же работах он представляется как «собрание священных писаний, формирующих иудейское гражданское и религиозное право и подразделяющихся на две группы - под названием Мишны (сами тексты) и Гемары (толкование этих текстов)».

 

Общим для всех этих и иных представлений о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в, до н. э. по V в. н, э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкований. В системе норм и догматов иудейского права последним, по мнению исследователей, придается, как правило, гораздо большее значение, чем первым. Кроме того, нередко под. сомнение ставится положение об одинаковой юридической и религиозно-духовной силе отдельных норм и догматов, содержащихся в Библии (Ветхом Завете) и Талмуде.

 

По замечанию исследователей, раввинские толкования буквально наводнили по мере развития иудейского права Талмуд. Известно, пишет по этому поводу Д. Рид, что «все, что где бы то ни было могло произойти пли случиться в жизни еврея, регулировалось законами Талмуда: браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета». И поскольку в повседневной жизни постоянно происходят непредвиденные события, «вопрос о том, что законно и что незаконно» в каждом случае приводит к бесконечным дискуссиям, «результатом которых были наводняющие Талмуд объемистые протоколы, раввинских решений», - соответствующих толкований текстов заповедей.

Наряду с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов данные, отчасти систематизированные толкования следует рассматривать о качестве важных источников иудейского религиозного права.

Высокую значимость этих источников израильские авторы объясняют тем, что хотя изначально, согласно замыслу творцов иудейского права оно «должно было охватывать и решать все возникающие в жизни иудейского общества проблемы», тем не менее практика показала, что это невозможно было сделать раз и навсегда. В силу этого по мере изменения жизненных обстоятельств время от времени возникала необходимость вмешательства в процесс реализации этого права с целью его соответствующей корректировки как со стороны выполняющих академические функции религиозных кругов, так и со стороны применяющих это право раввинов. Раввинское толкование стало объективной необходимостью и жизненной потребностью боговерных иудеев. Нередко оно заменяет сам текст иудейских богословных положений. Ибо даже тогда, когда раввинское толкование явно расходится с изначальным содержанием «библейских повествований и священных традиций», оно тем не менее сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими раввинами так называемая теория (идея) чрезвычайной власти, согласно которой в чрезвычайных условиях допускается весьма широкое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм.

 

Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право, значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношении, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только и традиционной дли иудейского религиозного права сфере приложении - сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей нрава.

В качестве одного из примеров можно сослаться на несомненное воздействие иудейских традиций и обычаев на институт права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969) право собственности на землю в этом государстве ограничивается не только такими свойственными законодательству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим собственникам (Разд. 14 Закона о земле), но и таким, весьма своеобразным принципом, как «принцип благопристойности», или «приличия» в процессе реализации данного права.

 

Данный принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой - выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства - о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

«Землю не должно продавать навсегда - назидательно говорит Бог иудеям, - ибо Моя земля», а вы являетесь «пришельцами и поселенцами у Меня». По всей земле «владения вашего дозволяйте выкуп земли». При этом устанавливаются в отношении каждого иудея следующие правила: а) если «брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его»; б) если же «некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп»; в) в этом случае «пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит во владение гное»; и г) если же «не найдет рука его, сколько нужно возвратить, ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит но владение свое».

 

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

 

Данное правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи лишь в пределах определенного срока («известного числа лет жатв»), было направлено на предотвращение полного отчуждения земельных участков от их обедневших владельцев, на предотвращение их полного обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на землю, как и различные формы распоряжения ею преследовали не только и даже не столько сугубо коммерческие цели, выряжаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегосударственные цели. Помимо всего прочего, это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества и традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только ни эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». В израильской научной литературе этот источник именуется также «культурным наследием» в широком смысле, «религиозным наследием» или же «иудейским правовым наследием».

Однако независимо от названия в понятие «наследие» как источника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл.

 

О естественном характере права на возвращение евреев па свою историческую Родину, а также о том, что это право исторически заложено в самом «наследии» многократно повторялось вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е годы XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства.

 

Так, обосновывая необходимость принятия Закона о возвращении евреев, тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бэн Гури-

он подчеркивал, в частности, что не государство «дарует это право

евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле», а как раз

наоборот, «это право само создает условия для строительства израильского государства». Источник права на возвращение евреев,

отмечает автор, следует искать «в исторических и никогда не прерывавшихся связях еврейского народа с его Родиной. Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую Родину по времени «предшествовало возникновению государства».

Говоря о «наследии» как об источнике иудейского религиозного права, следует обратить внимание также на то, что оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права, По отношению к другим источникам израильского нрава, как свидетельствует теория и практика, «наследие» выполняет далеко не главную роль. Но тем не менее оно в практическом плане как источник права время от времени весьма активно проявляется и к тому же отдельных случаях даже законодательно закрепляется.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно—и как писания богословов, и - как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает проф. 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли п процессе формирования норм иудейского права и институтов, Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей».

По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако тем не менее доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.

 

Заключение.

иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом. По своей сути и характеру иудейское право рассматривается как древнее религиозное право, оказывающее влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время, иудейское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и нормы религиозного иудейского права.

Защита прав человека в Израиле является в основном прерогативой органов правосудия и объясняется тем, что в стране до настоящего времени отсутствует конституция. В 1992 году в Израиле приняты два Основных Закона — Основной закон о профессиональной свободе и Основной закон о достоинстве и свободе личности. Принято считать, что с введением этих законов Израиль получил формальную конституцию. Эти законы открыли путь для судебного пересмотра парламентского законодательства.

Ценности Государства Израиль определены в статье 1 Основного закона: «Настоящий Основной закон имеет целью защиту достоинства человека, а также его свободы, закрепляя в этом основном законе ценности Государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства».

Роль иудаизма является доминирующей не только в религиозной сфере, но и в государственно-политической жизни страны, хотя иудаизм в Израиле не имеет официального статуса государственной религии. Однако его Религиозные партии (Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан, а Верховный раввинат выступает высшим религиозным органом страны и выполняет ряд важных государственных функций, в том числе в сфере раввинской юрисдикции.

 

Date: 2015-09-24; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию