Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о науке
Психология как наука
Выполнила: Балакай В.В., студентка группы МС-112 Проверил: Березина преподаватель
г.Новокузнецк 2013г. Содержание
Введение...............................................................................................................3 1.Общее предствление о науке………………………………………………..4 1.1. Место психологии среди других наук…………………………………..8 1.2.Методы психологии……………………………………………………….10 Заключение…………………………………………………………………......14 Список использованной литературы………………………………………..15
Введение
Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль По мере того, как профессиональная психология растет и все более вовлекается в решение важных для общества вопросов, она обнаруживает себя одновременно в клубке общественных проблем, что ведет за собой дальнейшее ее развитие как науки. В то время, когда происходит разветвление различных психологических теорий и методик, начинает расти движение к интеграции психотерапии, то есть к синтезу психологического знания, а не к его специализации.
Общее представление о науке
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1. конкретной деятельности; 2. развития; 3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе) Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений. Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.) и Ф. Брентано (1838-1917гг.). Зарубежные направления психологии: функционализм - рассматривают психику как средство адаптации; бихевиоризм - буквально, "наука о поведении"; гештальтпсихология - исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира; психоанализ - метод исследования психических процессов; гуманистическая психология. Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем: 1) подчеркивание роли сознательного опыта; 2) убеждение в целостном характере природы человека; 3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида; 4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека. Трансперсональная психология. Профессионалы данной области" науки достаточно едины во мнении, что трансперсональная психология представляет собой "четвертую силу" в психологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Само определение традиционно, с первого номера Journal of Transpersonal Psychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами. Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были: 1) состояния сознания, 2) высшие (предельные) способности, 3) преодоление личностного "Я" (эго), 4) трансцендентное, 5) духовное. Многие авторы включили и темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия. Направления отечественной психологии: рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности; культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими. теория деятельности (А.Н. Леонтьева); Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн); Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития. В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. концепция установки (Д.Н. Узнадзе); Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования. человекознание (Б.Г. Ананьев); Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. теория отношений (В.Н. Мясищев); В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.
Date: 2015-09-24; view: 290; Нарушение авторских прав |