Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет психологии умственно отсталого ребенка. Место этой дисциплины в ряду других смежных дисциплин





Психология умственно осталого ребенка — это одна из отрас­лей психологии, которая изучает специальный объект — ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специаль­ной психологией. Студенты-дефектологи изучают разные курсы специальной психологии, соответствующие их специальности. Так, например, сурдопедагоги изучают психологию глухого ребен­ка. Курс специальной психологии для олигофренопедагогов — пси­хология умственно отсталого ребенка. Этот курс основывается на данных общей психологии, но существенно от нее отличается. Об­щая психология изучает психические процессы и свойства личнос­ти взрослого нормального человека, а предмет изучения специаль­ной психологии для олигофренопедагогов — своеобразие психиче­ского развития умственно отсталого ребенка.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и разви­тие. При разных поражениях нервной системы развитие происхо­дит по-разному. Именно своеобразие психического развития ум­ственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно от­сталого ребенка.

Первая часть данного курса содержит разделы, которых нет в курсе общей психологии. Таковы, например, следующие разделы:

а) определение понятия «умственная отсталость»; б) развитие пси­хики умственно осталого ребенка; в) психологическая характерис­тика состава учащихся вспомогательных школ; г) патология выс­шей нервной деятельности умственно отсталых детей; д) методы экспериментально-психологического исследования детей.


Вторая и третья части курса строятся аналогично курсу общей психологии. Но в то время как общая психология изучает психи­ческие процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) взрослого нормального человека, в данном курсе (вторая часть) изучаются особенности ощущений, восприятий, памяти, мышления и других психических процессов умственно отсталого ребенка. Точно так же в третьей части излагаются особенности эмоцио­нально-волевой сферы, характера, личности умственно отсталого ребенка.

Психология умственно отсталого ребенка граничит с рядом смежных дисциплин и частично использует их данные. Прежде всего она тесно связана с детской психологией, изучающей осо­бенности психического развития детей на разных возрастных эта­пах: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст, млад­ший школьный, подростковый и юношеский возраст. Чтобы лучше изучить особенности психического развития умственно отсталого ребенка, необходимо сравнить его с нормальным сверстником. По­этому психология умственно отсталого ребенка использует данные детской возрастной психологии. На настоящем этапе развития специальной психологии накоплены главным образом сведения об умственно отсталом школьнике. В дальнейшем же, разумеется, предстоит подробно изучить и другие возрастные этапы.

Важнейшее значение для понимания особенностей психическо­го развития умственно отсталых детей имеет правильное понима­ние проблемы происхождения и развития психики, изучаемой об­щей и детской психологией.

Вторая смежная с психологией умственно отсталого ребенка дисциплина — это детская психиатрия, изучающая различные за­болевания психики ребенка, их причины, проявления, последствия и методы лечения. Из детской психиатрии можно почерпнуть мно­го полезных сведений об особенностях психики детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы. Однако предметы изу­чения обеих этих наук существенно отличаются. Психология ум­ственно отсталого ребенка изучает особенности и закономерности психического развития ребенка, перенесшего болезнь или ее при­ступы, а детская психиатрия изучает причины, закономерности протекания и методы лечения самой болезни. Проще говоря, врач-психиатр интересуется тем, почему ребенок заболел, каково его состояние, как его вылечить, а педагог и психолог думают о том, как этого перенесшего болезнь ребенка воспитать, обучить, под­готовить к участию в трудовой жизни. Но чтобы воспитывать и обучать, педагог и психолог должны знать, каковы последствия той или иной болезни, т. е. знать детскую психиатрию.

Очень важно дефектологам-олигофренопедагогам учитывать основную тенденцию современной советской психиатрии детского возраста к максимальной дифференциации психически неполноцен­ных детей по этиологическим признакам, т. е. по причинам, а так­же по формам течения заболеваний.


Учащиеся вспомогательных школ вовсе не представляют собой


однородной массы обучаемых олигофренов. Современная психиат­рия различает множество разных форм олигофрении. Кроме того, во вспомогательных школах обучаются (и должны обучаться) многие дети не олигофрены, т. е. такие, у которых умственная отсталость возникла в результате различных видов заболеваний головного мозга, перенесенных в дошкольном возрасте. Глубокое знание этих различных групп умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные пути коррекции и компенсации пато­логии их психического развития. Индивидуальный подход при обу­чении и воспитании психически неполноценных детей, понимание их особенностей и поиски соответствующих методов воспитания и обучения просто немыслимы без знания психиатрии детского воз­раста. В последние два-три десятилетия содружество детской пси­хиатрии и дефектологии по ряду причин несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено молодыми кадрами.

Наиболее тесная связь и взаимозависимость имеется между психологией умственно отсталого ребенка и олигофренопедагоги-кой. Как известно, олигофренопедагогика изучает содержание и методы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Но чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать осо­бенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умственно отсталых детей.

Необходимость индивидуального подхода к умственно отсталым детям при их обучении и воспитании очень велика. Так, напри­мер, при плохом усвоении материала одному ученику можно пред­ложить дополнительные занятия, а другому можно посоветовать больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловлен­ные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленных последствиями болезни (бывают и такие, как это видно из данных психологии). При определении размера домаш­них заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умствен­но отсталых детей.

Многие непонятные на первый взгляд странности в поведении учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дур­ные привычки и т. д.) учитель может понять и устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсгалых детей.

Практическое значение психологии умственно отсталого ребен­ка для учителей вспомогательных школ очень велико. Почти в каждом разделе своей работы олигофренопедагог использует по­лученные при изучении этого курса знания. Но связь психологии умственно отсталого ребенка с олигофренопедагогикой вовсе не носит одностроннего характера. Обобщая большой фактический


материал опыта учителей, характеризующий трудности обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, можно сделать выводы об особенностях психики этих учащихся. Так, например, выявляя специфические трудности усвоения речи, арифметики, профессиональных умений, можно с большой достоверностью ус­тановить различные особенности психического развития этих уча­щихся, уяснить, что именно лимитирует их дальнейшее развитие.

* * *

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомо­гательных школах — гуманное, благородное дело. Без специаль­ного воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощ­ными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уро­дами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способ­ствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справить­ся с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психо­логии умственно отсталого ребенка.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается иногда полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.








Date: 2015-09-24; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию