Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика. Нет необходимости говорить, что теория рационального выбора (Goldfield & Gilbert, 1997; Green & Shapiro





Нет необходимости говорить, что теория рационального выбора (Goldfield & Gilbert, 1997; Green & Shapiro, 1994; Imber, 1997) служит в социологии мишенью для серьезных нападок. Как отмечает Хекаторн (Heckathorn, 1997, р. 15), в неко­торых сферах социологии по поводу теории рационального выбора наблюдается своего рода «истерия». Работы Джеймса Коулмена многими подвергались крити­ке (Alexander, 1992; Rambo, 1995). Например, Тилли (Tilly, 1997, р. 83) дает такой свод критических замечаний относительно теории Коулмена:

1. Пренебрежение спецификой причинных механизмов.

2. Отстаивание неполного и потому обманчивого психологического редукцио­низма.

3. Защита разновидности общей теории (анализа рационального выбора), ко­торая в течение некоторого времени вела социологов в тупик, где те бесцель­
но блуждали, становясь жертвами разбойников и мошенников, торгующих разными марками индивидуального редукционизма.

Действительно, ученые обнаружили в теории рационального выбора недостат­ки (Weaklien & Heath, 1994), однако подавляющее большинство критиков — это сторонники альтернативных социологических точек зрения (Wrong, 1997). На­пример, придерживаясь своей макроструктурной позиции, Блау (Blau, 1997) утверждает, что социология должна сфокусироваться на макроуровневых явлени­ях, следовательно, пояснение индивидуального поведения, которым занимается теория рационального выбора, выпадает из рамок социологии.

Теорию рационального выбора критиковали за чрезмерную претенциозность, стремление занять место всех прочих теоретических подходов. Так, Грин и Ша­пиро (Green & Shapiro, 1994, p. 203) утверждают, что ей следовало бы «исследовать пределы того, что может объяснить концепция рационального выбора», и «отказать­ся от... тенденции пренебрегать конкурирующими теоретическими позициями, по­глощать или дискредитировать их».

Исходя из феминистских представлений, Ингланд и Килбурн (England & Kil-bourne, 1990) критиковали допущение рассматриваемой теории об эгоистичности Субъекта. По их мнению, следует учитывать как эгоизм, так и альтруизм в качестве переменных характеристик. Указание на эгоизм отражает мужскую предвзятость. Эти критики признают, что рассмотрение этой характеристики в качеств^ перемен­ной уменьшило бы «дедуктивную определенность» теории рационального выбо­ра, считая, что преимущества такой более реалистичной, менее пристрастной тео­ретической ориентации перевешивают вероятные ее издержки.

Под углом зрения символического интеракционизма критикует теорию раци­онального выбора Дензин (Denzin, 1990в; см. также главу 6). Он высказывает то, что и следовало ожидать от диаметрально противоположного теоретического на­правления:

Теория рационального выбора не способна убедительно ответить на вопрос: как воз­можно общество?...ее идеальные нормы рациональности не соответствуют повседнев­ной жизни и нормам рациональности и эмоциональности, организующим реальные действия взаимодействующих индивидов.

Польза теории рационального выбора для современной социальной теории ограниче­на. Ее схема групповой жизни и ее представление о человеке, действии, взаимодей­ствии, самости, тендере, эмоциональности, власти, языке, повседневной политической экономии, а также об истории прискорбно узки и совершенно не подходят для целей интерпретации (Denzin, 1990а, р. 182-183; курсив мой)

Большинство социологов, придерживающихся интерпретации широкого пла­на, согласились бы с суровой критикой, высказанной Дензином.

Помимо общих критических аргументов, теорию рационального выбора кри­тиковали за недооценку роли таких явлений, как культура (Fararo, 1996) и слу­чайные события (G. Hill, 1997), или вообще за полное пренебрежение ими.

Наконец, хотя можно было бы описать еще много других критических пози­ций, мы можем упомянуть аргумент Смелзера (Srnelser, 1992), признающего, что, как и другие теоретические воззрения, теория рационального выбора, в резуль­тате внутренней ли эволюции или в качестве реакции на критику извне, выро­дилась. Она стала тавтологичной и неуязвимой для опровержений и, что самое важное, приобрела «способность объяснять все, а следовательно, ничего» (Smel-ser, 1992, p. 400).

Теория рационального выбора имеет много сторонников (Hedstrom & Swed-berg, 1996). Можно обнаружить немало усилий по подтверждению ее легитимно­сти в качестве социологической теории и еще большее число попыток ее использо­вания и развития. Вероятно, мы станем свидетелями дальнейшего роста критики, направленной на теорию рационального выбора,


Резюме

В данной главе рассматриваются три взаимосвязанные теории, для которых об­щей является позитивистская ориентация. На развитие современной теории об­мена оказал влияние ряд интеллектуальных направлений, в особенности бихе­виоризм и теория рационального выбора. Работа Тибо и Келли под названием «Социальная психология групп», несмотря на то что не относится к социологии, стала важной предпосылкой для развития некоторых теорий именно в социоло­гии. Основателем современной'теории обмена был Джордж Хоманс. Суть его ре­дукционистской, ориентированной на микроуровень теории обмена заключается в нескольких постулатах. Блау стремился распространить теорию обмена на мак­роуровень, подчеркивая важность изучения норм. На многие современные рабо­ты по теории обмена оказало влияние наследие Ричарда Эмерсона, попытавшего­ся разработать обобщенный подход к рассмотрению обмена. Последователи Эмерсона и другие ученые распространили его теоретические представления на различные сферы. Одним из интересовавших Эмерсона вопросов были сети. Это предмет, кото­рый исследуется также сторонниками сетевой теории. Несмотря на множество совпадений между теорией обмена и сетевой теорией, приверженцы последней не касаются феномена обмена. Сетевую теорию отличает внимание к объективной модели связей на микро- и макроуровнях социальной реальности и между этими

уровнями.

Во многом благодаря усилиям Джеймса Коулмена теория рационального вы­бора, сыгравшая существенную роль в развитии теории обмена, стала самостоя­тельной концепцией. Используя несколько базовых принципов, во многом взятых из политэкономии, теория рационального выбора претендует на рассмотрение вопросов микро- и макроуровня, а также значения микроуровневых факторов в формировании макроуровневых явлений. Число сторонников теории рациональ­ного выбора в социологии возрастает, однако увеличивается и противодействие ей со стороны тех социологов, которые придерживаются иных теоретических под­ходов.

Глава 9 | Современная теория феминизма

, Феминистская теория — это обобщенная сложная система I воззрений на социальную жизнь и человеческий опыт, предус-1 матривающая в качестве отправной точки приоритет женщи-: ны. Она сфокусирована на женщине или женщинах, при­чем это выражается в трех главных аспектах. Во-первых, основным «объектом» изучения становится ситуация (или ситуации) и трудности, с которыми сталкиваются женщи­ны в обществе. Во-вторых, эта теория рассматривает женщин
в качестве важнейших «субъектов», т. е. стремится смотреть на мир, исходя из специфически женской позиции — роли
женщины в социальном мире. В-третьих, феминизм как тео­
рия выступает с критикой от имени женщин и действует в
их интересах, стремясь создать для них лучший мир, а сле­довательно, согласно самой этой теории, — и для всего че­ловечества.

Данное представление отличается от большинства социо­логических теорий двумя ключевыми особенностями. Во-первых, это продукт междисциплинарный, в создании ко­торого участвуют не только социологи, но и представите­ли других областей, например антропологии, биологии, экономики, истории, права, литературы, философии, поли­тологии, психологии и теологии. В ее образовании прини­мают участие люди, добившиеся известности как писатели, политические деятели, активисты движений в защиту цвет­ных женщин, представители самых разных интеллектуаль­ных обществ из Европы и стран третьего мира1. Во-вторых, социологи феминистского толка, как и иные теоретики это­го направления, преследуют двойную цель — расширить из­начальные параметры своей области (в данном случае — со­циологии), пересматривая ее с учетом совершаемых привер­женцами феминистских направлений открытий; и выработать критическое понимание общества, дабы сделать мир более справедливым и гуманным. Такая двойная задача представляется отличительной чертой любой критически нацеленной теории.







Date: 2015-09-24; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию