Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликтаСтр 1 из 162Следующая ⇒
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.-688 с.
Содержание
Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. 5 Структурный функционализм.. 7 Функциональная теория стратификации и ее критика. 8 Структурный функционализм Толкотта Парсонса. 11 Структурный функционализм Роберта Мертона. 31 Содержательная критика. 38 Неофункционализм.. 44 Теория конфликта. 50 Творчество Ральфа Дарендорфа. 53 Основная критика и попытки ее отразить. 58 Обобщающая теория конфликта. 61 Разновидности. 72 неомарксистской теории. 72 Экономический детерминизм.. 73 Гегельянский марксизм.. 74 Георг Лукач. 75 Антонио Грамши. 79 Критическая теория. 80 Основая критика социальной и интеллектуальной жизни. 83 Основной вклад. 85 Критика критической теории. 91 Идеи Юргена Хабермаса. 92 Критическая теория в наши дни. 98 Неомарксистская экономическая социология. 100 Капитал и труд. 100 Монопольный капитал. 101 Фордизм и постфордизм.. 113 Исторически ориентированный марксизм.. 116 «Современная мировая система». 117 Постмарксистская теория. 127 Аналитический марксизм.. 129 Постмодернистская марксистская теория. 138 «После марксизма». 142 Критика постмарксизма. 146 Теория систем.. 149 Социология и современная теория систем.. 149 Использование теории систем.. 149 Некоторые общие принципы.. 151 Применение к социальному миру. 153 Общая теория систем Никласа Лумана. 155 Автопоэзийные системы.. 157 Общество и психические системы.. 161 Двойная возможность. 163 Эволюция социальных систем.. 165 Дифференциация. 166 Социология знания Лумана. 175 Критика. 177 Символический интеракционизм. 180 Основные исторические источники. 180 Прагматизм.. 181 Бихевиоризм.. 183 Между редукционизмом и социологизмом.. 185 Воззрения Джорджа Герберта Мида. 187 Приоритет социального. 187 Действие. 188 Жесты.. 193 Значащие символы.. 195 Мыслительные процессы и разум.. 197 Самость. 201 Общество. 209 Символический интеракционизм: основные принципы.. 211 Мыслительная способность. 212 Мышление и взаимодействие. 213 Усвоение значений и символов. 214 Действие и взаимодействие. 216 Осуществление выбора. 217 «Я» и творчество Ирвинга Гофмана. 218 Группы и общества. 233 Критика. 236 К синтезу и целостности. 238 в символическом интеракционизме. 238 Переосмысливая Мида и Блумера. 239 Сближение макро- и микроподходов. 241 Символический интеракционизм и исследования культуры.. 244 Будущее символического интеракционизма. 247 Определение этнометодологии. 251 Разновидности этнометодологии. 256 Первые примеры этнометодологии. 260 Эксперименты с нарушением привычного порядка. 260 Выполнение гендерной роли. 263 Анализ разговоров. 264 Телефонные разговоры: идентификация и распознавание. 264 Инициирование смеха. 266 Побуждение к аплодисментам.. 267 Неодобрительные возгласы.. 269 Сентенции и рассказы в процессе взаимодействия. 271 Формулировки. 272 Сочетание речевых средств и невербальных действий. 274 Проявление нерешительности (и уверенности в себе) 275 Исследование социальных институтов. 276 Собеседование при приеме на работу. 276 Переговоры руководителей. 277 Звонки в центры чрезвычайных ситуаций. 278 Разрешение конфликтов при участии посредников. 279 Критика традиционной социологии. 282 Затруднения и противоречия в этнометодологии. 284 Синтез и интеграция. 287 Этнометодология и символический интеракционизм.. 288 Этнометодология и микро- и макропорядок. 290 Теория обмена, сетевая теория и теория рационального выбора. 292 Теория обмена. 293 Бихевиоризм.. 293 Теория рационального выбора. 294 «Социальная психология групп». 296 Теория обмена Джоржда Хоманса. 298 Теория обмена Питера Блау. 308 Работы Ричарда Эмерсона и его последователей. 316 Сетевая теория. 328 Теория рационального выбора. 334 «Основания социальной теории». 335 Основные теоретические проблемы.. 350 Социологические теории тендера: с 1960-х гг. по настоящее время. 354 Макросоциальные теории тендера. 355 Микросоциальные теории гендера. 361 Разновидности современной теории феминизма. 364 Гендерное различие. 368 Гендерное неравенство. 373 Гендерное угнетение. 381 Структурное угнетение. 391 Феминизм и постмодернизм.. 409 Феминистская социологическая теория. 414 Феминистская социология знания. 414 Макросоциальный уровень. 417 Микросоциальный уровень. 422 Субъективность. 426 К обобщающей теории. 430 Глава 12 Новейшие теории современности. 435 Классические теоретики о современности. 436 Сокрушительная сила современности. 439 Современность и ее последствия. 440 Современность и идентичность. 446 Современность и интимность. 448 Общество риска. 449 Создание рисков. 452 Управление рисками. 453 Макдональдизация,глобализация/ американизация и новые средства потребления. 455 Макдональдизация. 455 Глобализация или американизация?. 458 Новые средства потребления. 460 Есть ли опасность?. 466 Современность и Холокост. 468 Плод современности. 469 Роль бюрократии. 470 Холокост и макдональдизация. 472 Незавершенный проект современности. 475 Хабермас против постмодернистов. 481 Информационализм и сетевое общество. 483
Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта Cтруктурный функционализм, особенно творчество Толкотта Парсонса, Роберта Мертона, их учеников и последователей, долгие годы оставался самой авторитетной социологической теорией. Однако за последние тридцать лет он резко утратил свое значение (Chriss, 1995) и, по крайней мере, в некотором смысле, стал частью современной истории социологической теории. Этот упадок отражен в описании Коломи (Colomy, 1990а) структурного функционализма как теоретической «традиции». Структурный функционализм в настоящее время имеет, главным образом, историческое значение, хотя примечательна также и его роль в появлении в 1980-х гг. неофункционализма. После краткого обзора структурного функционализма мы рассмотрим неофункционализм как возможный его преемник и одновременно как пример недавней тенденции к синтезу в социологической теории. Будущее самого неофункционализма было подвергнуто сомнению, когда его основатель, Джеффри Александер пришел к выводу: «неофункционализм больше меня не удовлетворяет» (из личной беседы 17 октября 1994 г.). Он сказал: «Я теперь отстраняюсь от движения, которое начал». В течение многих лет главной альтернативой структурному функционализму была теория конфликта. Мы обсудим традиционную версию теории конфликта Ральфа Дарендорфа, а также более современные попытки интеграции и синтеза, предпринятые Рэндал Коллинз. Перед тем как обратиться к особенностям структурного функционализма и теории конфликта, мы должны вслед за Томасом Бернардом (Веrnard, 1983) поместить эти теории в более широкий контекст спора между теориями согласия (одна из которых— структурный функционализм) и теориями конфликта (одна из них — социологическая теория конфликта, которую мы обсудим далее в этой главе). С точки зрения теории согласия считается, что коллективные нормы и ценности имеют фундаментальный для общества характер. Эти теории помещают в центр своего внимания социальный порядок, основанный на неявных соглашениях, и полагают, что социальные изменения происходят медленно и закономерно. Теории конфликта, напротив, подчеркивают контроль одних социальных групп над другими, придерживаясь мысли, что социальный порядок основан на манипуляции и контроле доминирующих групп, и считая, что социальные изменения случаются быстро и беспорядочно, когда главенствующие группы свергаются подчиненными. Хотя эти критерии в целом определяют существенные различия социологических теорий структурного функционализма и теории конфликта, Бернард полагает, что круг разногласий гораздо шире и что «существовал повторяющийся спор, принимавший различные формы на протяжении всей истории западной мысли» (Веrnard, 1983, р. 6). Бернард проследил этот спор с Древней Греции (различия между Платоном [согласие] и Аристотелем [конфликт]) и сквозь всю историю философии. Позже из социологов к полемике присоединились (первым указан теоретик конфликта) Маркс и Конт, Зиммель и Дюркгейм, а также Дарендорф и Парсонс. Мы уже кратко рассмотрели идеи двух первых пар социологов (хотя, как мы видели, их творчество далеко не исчерпывается титулом теоретиков «конфликта» или «согласия»). В этой главе мы остановимся, среди прочего, на теории конфликта Дарендорфа и теории согласия Парсонса. Хотя мы подчеркиваем различия между структурным функционализмом и теорией конфликта, мы не должны забывать об их важных сходных чертах. Фактически Бернард утверждает, что «области согласия между ними шире сферы разногласия» (1983, р. 214). Например, это носящие макроуровневый характер теории, в фокусе которых оказываются крупномасштабные социальные структуры и социальные институты. В результате можно сказать, используя мои термины (Ritzer, 1980), что обе теории существуют в пределах одной социологической («социальных фактов») парадигмы (см. Приложение). Date: 2015-09-24; view: 1352; Нарушение авторских прав |