Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта





Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер, 2002.-688 с.

 

Содержание

 

Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. 5

Структурный функционализм.. 7

Функциональная теория стратификации и ее критика. 8

Структурный функционализм Толкотта Парсонса. 11

Структурный функционализм Роберта Мертона. 31

Содержательная критика. 38

Неофункционализм.. 44

Теория конфликта. 50

Творчество Ральфа Дарендорфа. 53

Основная критика и попытки ее отразить. 58

Обобщающая теория конфликта. 61

Разновидности. 72

неомарксистской теории. 72

Экономический детерминизм.. 73

Гегельянский марксизм.. 74

Георг Лукач. 75

Антонио Грамши. 79

Критическая теория. 80

Основая критика социальной и интеллектуальной жизни. 83

Основной вклад. 85

Критика критической теории. 91

Идеи Юргена Хабермаса. 92

Критическая теория в наши дни. 98

Неомарксистская экономическая социология. 100

Капитал и труд. 100

Монопольный капитал. 101

Фордизм и постфордизм.. 113

Исторически ориентированный марксизм.. 116

«Современная мировая система». 117

Постмарксистская теория. 127

Аналитический марксизм.. 129

Постмодернистская марксистская теория. 138

«После марксизма». 142

Критика постмарксизма. 146

Теория систем.. 149

Социология и современная теория систем.. 149

Использование теории систем.. 149

Некоторые общие принципы.. 151

Применение к социальному миру. 153

Общая теория систем Никласа Лумана. 155

Автопоэзийные системы.. 157

Общество и психические системы.. 161

Двойная возможность. 163

Эволюция социальных систем.. 165

Дифференциация. 166

Социология знания Лумана. 175

Критика. 177

Символический интеракционизм. 180

Основные исторические источники. 180

Прагматизм.. 181

Бихевиоризм.. 183

Между редукционизмом и социологизмом.. 185

Воззрения Джорджа Герберта Мида. 187

Приоритет социального. 187

Действие. 188

Жесты.. 193

Значащие символы.. 195

Мыслительные процессы и разум.. 197

Самость. 201

Общество. 209

Символический интеракционизм: основные принципы.. 211

Мыслительная способность. 212

Мышление и взаимодействие. 213

Усвоение значений и символов. 214

Действие и взаимодействие. 216

Осуществление выбора. 217

«Я» и творчество Ирвинга Гофмана. 218

Группы и общества. 233

Критика. 236

К синтезу и целостности. 238

в символическом интеракционизме. 238

Переосмысливая Мида и Блумера. 239

Сближение макро- и микроподходов. 241

Символический интеракционизм и исследования культуры.. 244

Будущее символического интеракционизма. 247

Определение этнометодологии. 251

Разновидности этнометодологии. 256

Первые примеры этнометодологии. 260

Эксперименты с нарушением привычного порядка. 260

Выполнение гендерной роли. 263

Анализ разговоров. 264

Телефонные разговоры: идентификация и распознавание. 264

Инициирование смеха. 266

Побуждение к аплодисментам.. 267

Неодобрительные возгласы.. 269

Сентенции и рассказы в процессе взаимодействия. 271

Формулировки. 272

Сочетание речевых средств и невербальных действий. 274

Проявление нерешительности (и уверенности в себе) 275

Исследование социальных институтов. 276

Собеседование при приеме на работу. 276

Переговоры руководителей. 277

Звонки в центры чрезвычайных ситуаций. 278

Разрешение конфликтов при участии посредников. 279

Критика традиционной социологии. 282

Затруднения и противоречия в этнометодологии. 284

Синтез и интеграция. 287

Этнометодология и символический интеракционизм.. 288

Этнометодология и микро- и макропорядок. 290

Теория обмена, сетевая теория и теория рационального выбора. 292

Теория обмена. 293

Бихевиоризм.. 293

Теория рационального выбора. 294

«Социальная психология групп». 296

Теория обмена Джоржда Хоманса. 298

Теория обмена Питера Блау. 308

Работы Ричарда Эмерсона и его последователей. 316

Сетевая теория. 328

Теория рационального выбора. 334

«Основания социальной теории». 335

Основные теоретические проблемы.. 350

Социологические теории тендера: с 1960-х гг. по настоящее время. 354

Макросоциальные теории тендера. 355

Микросоциальные теории гендера. 361

Разновидности современной теории феминизма. 364

Гендерное различие. 368

Гендерное неравенство. 373

Гендерное угнетение. 381

Структурное угнетение. 391

Феминизм и постмодернизм.. 409

Феминистская социологическая теория. 414

Феминистская социология знания. 414


Макросоциальный уровень. 417

Микросоциальный уровень. 422

Субъективность. 426

К обобщающей теории. 430

Глава 12 Новейшие теории современности. 435

Классические теоретики о современности. 436

Сокрушительная сила современности. 439

Современность и ее последствия. 440

Современность и идентичность. 446

Современность и интимность. 448

Общество риска. 449

Создание рисков. 452

Управление рисками. 453

Макдональдизация,глобализация/ американизация и новые средства потребления. 455

Макдональдизация. 455

Глобализация или американизация?. 458

Новые средства потребления. 460

Есть ли опасность?. 466

Современность и Холокост. 468

Плод современности. 469

Роль бюрократии. 470

Холокост и макдональдизация. 472

Незавершенный проект современности. 475

Хабермас против постмодернистов. 481

Информационализм и сетевое общество. 483

 

Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта

Cтруктурный функционализм, особенно творчество Толкотта Парсонса, Роберта Мертона, их учеников и последовате­лей, долгие годы оставался самой авторитетной социологи­ческой теорией. Однако за последние тридцать лет он резко утратил свое значение (Chriss, 1995) и, по крайней мере, в некотором смысле, стал частью современной истории социо­логической теории. Этот упадок отражен в описании Коломи (Colomy, 1990а) структурного функционализма как тео­ретической «традиции». Структурный функционализм в настоящее время имеет, главным образом, историческое зна­чение, хотя примечательна также и его роль в появлении в 1980-х гг. неофункционализма. После краткого обзора струк­турного функционализма мы рассмотрим неофункциона­лизм как возможный его преемник и одновременно как при­мер недавней тенденции к синтезу в социологической теории. Будущее самого неофункционализма было подвергнуто со­мнению, когда его основатель, Джеффри Александер при­шел к выводу: «неофункционализм больше меня не удов­летворяет» (из личной беседы 17 октября 1994 г.). Он сказал: «Я теперь отстраняюсь от движения, которое начал».

В течение многих лет главной альтернативой структур­ному функционализму была теория конфликта. Мы обсу­дим традиционную версию теории конфликта Ральфа Дарендорфа, а также более современные попытки интеграции и синтеза, предпринятые Рэндал Коллинз.

Перед тем как обратиться к особенностям структурного функционализма и теории конфликта, мы должны вслед за Томасом Бернардом (Веrnard, 1983) поместить эти теории в более широкий контекст спора между теориями согласия (одна из которых— структурный функционализм) и теори­ями конфликта (одна из них — социологическая теория конфликта, которую мы обсудим далее в этой главе). С точки зрения теории согласия считается, что коллективные нормы и ценности имеют фундаментальный для общества характер. Эти теории помещают в центр своего внимания социальный порядок, основанный на неявных соглашениях, и полагают, что социальные из­менения происходят медленно и закономерно. Теории конфликта, напротив, под­черкивают контроль одних социальных групп над другими, придерживаясь мыс­ли, что социальный порядок основан на манипуляции и контроле доминирующих групп, и считая, что социальные изменения случаются быстро и беспорядочно, ко­гда главенствующие группы свергаются подчиненными. Хотя эти критерии в целом определяют существенные различия социологиче­ских теорий структурного функционализма и теории конфликта, Бернард пола­гает, что круг разногласий гораздо шире и что «существовал повторяющийся спор, принимавший различные формы на протяжении всей истории западной мысли» (Веrnard, 1983, р. 6). Бернард проследил этот спор с Древней Греции (различия между Платоном [согласие] и Аристотелем [конфликт]) и сквозь всю историю фи­лософии. Позже из социологов к полемике присоединились (первым указан тео­ретик конфликта) Маркс и Конт, Зиммель и Дюркгейм, а также Дарендорф и Парсонс. Мы уже кратко рассмотрели идеи двух первых пар социологов (хотя, как мы видели, их творчество далеко не исчерпывается титулом теоретиков «конфликта» или «согласия»). В этой главе мы остановимся, среди прочего, на теории конфлик­та Дарендорфа и теории согласия Парсонса.


Хотя мы подчеркиваем различия между структурным функционализмом и теорией конфликта, мы не должны забывать об их важных сходных чертах. Фак­тически Бернард утверждает, что «области согласия между ними шире сферы разногласия» (1983, р. 214). Например, это носящие макроуровневый характер теории, в фокусе которых оказываются крупномасштабные социальные струк­туры и социальные институты. В результате можно сказать, используя мои тер­мины (Ritzer, 1980), что обе теории существуют в пределах одной социологиче­ской («социальных фактов») парадигмы (см. Приложение).







Date: 2015-09-24; view: 1352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию