Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досуг в период средней взрослости






Третьей важнейшей сферой жизнедеятельности человека является сфе­ра, связанная с проведением свободного времени, досуга и обеспечением быта. В силу сложившихся в нашей стране экономических обстоятельств огромное количество людей в свободное от основной работы время вынуж­дено работать дополнительно. В связи с этим, а также со снижением мате­риальных возможностей людей количество свободного времени уменьши­лось, а качество его проведения ухудшилось. В частности, количество общедоступных библиотек сократилось с 62,6 тысяч в 1990 г. до 52,2 тысяч в 1998-м. Правда, за это время в 1,5 раза увеличилось количество театров, однако число посещений театров людьми за этот же период сократилось в два раза (с 55,6 млн. до 27,6 млн.).

Основную часть свободного времени в будние дни большинство людей тратит на просмотр телепередач, чтение и пассивный отдых. Вследствие уменьшения возможностей для продуктивного досуга, повышения у людей общего напряжения и тревоги, а также по ряду других причин значительно возросло употребление алкоголя — число больных алкоголизмом выросло в четыре раза по сравнению с 1970 годом (Российский статистический еже­годник, 1999).



Особенности возраста

Одним из наиболее распространенных видов занятий людей в свободное время является рабо­та на садово-огородном или дачном участке. Фено­мен «дачи» еще ждет своего исследования с точки зрения его места в психологическом жизненном про­странстве наших соотечественников в современную эпоху.

В летнее время миллионы людей среднего возраста по всей стране по вы­ходным дням добровольно отправляют-

В летнее время миллионы людей среднего

возраста отправляются за город на свои дачные

участки.


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 539

ся за город на свои дачные участки. Трудясь на своих б сотках, люди не только получают ощутимую прибыль в свой семейный доход. Дачный учас­ток — это место встреч и общения, а для многих возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачных участках сливаются, принося зримые плоды затраченных уси­лий, а ожидание нового летнего сезона вносит дополнительную крупицу в постижение человеком смысла собственного существования, вселяя надеж­ду на будущее.

РЕЗЮМЕ

В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточ­но большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.

Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с од­ной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — по­жилым родителям.

Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень не­многие.


ИТОГИ ВОЗРАСТА


У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относи­тельное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение все­го среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зави­сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Специфика интеллектуального развития человека и показатели его ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенно­стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главное достижение этого возраста может быть определено как обрете­ние состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способнос­тью справляться с неопределенностью.

Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семей­ной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит.


Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмо­ции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциа­лом для развития стресса, который способствует развитию многих заболева­ний среднего возраста.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиноче­ства.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая обра­зующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потреб-


ИТОГИ ВОЗРАСТА ■ 541

ностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; кор­ректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущен­ных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возра­сте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом че­ловека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.

В период средней взрослости Я-концепцяя личности обогащается новы­ми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуаци­онные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимо­действия.

Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концеп­туального ядра личности.

Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступны­ми индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция уси­ления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер.

Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом воз­расте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концеп­ция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентич­ности», или расколотое самосознание.

Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выб­ранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку ком­пенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.


Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с од­ной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — по­жилым родителям.

Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень не­многие.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте явля­ется успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 



 


Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.

Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супру­жеских парах с различным стажем со­вместной жизни. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 1985.

Альпероеич В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

Анастази А. Психологическое тестирова­ние / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982.

Андреева Т. В. Социальная психология се­мейных отношений. СПб., 1998.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Бажин Е. Ф., ГолынкинаЕ. А., ЭткиндА. М. Метод исследования уровня субъек­тивного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3.

Безносое С. П. Профессиональная деформа­ция личности. Автореферат дисс.... докт. психол. наук. СПб., 1997.

Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964.

Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964.

Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личнос­ти // Психология формирования и раз­вития личности. М., 1981.

Васильев В. К., Филимоненко Ю. И. Психо­логическая самозащита в сфере поли­тического поведения // Правовые и социально-экономические аспекты дея­тельности средств массовой информа­ции. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

ВиткинД. Женщина и стресс. СПб., 1996.

Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996.

Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.


Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

Гозман Л. Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Але­шина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. С. Социально-психологические мето­ды исследования супружеских отноше­ний. М., 1987.

Голизек Э. Преодоление стресса за 60 се­кунд. М., 1995.

Голод С. И. Семья и брак: историко-социо-логический анализ. СПб., 1998.

Городецкая И. М. Исследование мотивации учения и труда безработных // Анань-евские чтения-98: Тезисы научно-прак­тической конференции. СПб., 1998.


Гурвич И. Н. Социальная психология здо­ровья. СПб., 1999.

Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 1987.

Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. Вопросы психоло­гии. 1989. № 1.

Здравожыслов А. Г. Потребности. Интере­сы. Ценности. М., 1986.

Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы филосо­фии. 1997. № 6.

Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психо­логия зрелости и старения. М., 1997. Осень.

Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цик­ла человека: зрелость и старость // Психология зрелости и старения. М., 1997. Осень.

Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Корчмарюк В. А. Мотивационные детерми­нанты служебно-боевой деятельности


офицеров внутренних войск МВД Рос­сии. Автореф. дисс.... канд. СПб., 1998.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Пи­тер, 2000.

Куликов Л. В. Мозаика радости. СПб., 1997.

Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, труд­ности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психо­логической теории и практики. СПб., 1995.

Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., 1992.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1996.

Маркова А. К. Психология профессиона­лизма. М., 1996.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.

Меткалф С, Фелибл Р. Юмор — путь к ус­пеху. СПб., 1997.

Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-этические пробле­мы. Киев, 1991.

Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема пе­риодизации развития личности. М., 1981.

Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смыс­ла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981.

Нейдхард Д., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб., 1997.

НельсонДжоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

Обозова А. Н. Супружеская совмести­мость — фактор устойчивости брака // Личность в системе общественных от­ношений. Ч. 4. М., 1983.

Обуховский К. Психология влечений чело­века. М., 1971.

Пако С. Строение психологических особен­ностей человека // Основы геронтоло­гии / Под ред. А. Бинэ. М., 1960.

Популярная энциклопедия пожилого воз­раста. Самара, 1996.

ПотанИна Ю. А. Адресная поддержка пен­сионеров в условиях переходной эко-


ШШШШЖ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ■ 543

номики // Население России сегодня. М., 1999.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфе­ра и границы. Киев, 1997.

Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999.

Российский статистический ежегодник. 1999.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные ме­тодики патопсихологии. М., 1970.

Рябикина 3. И. Развитие личности и про­фессиональный рост. Автореф. дисс.... докт. психол. наук. Минск, 1997.

Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995.

Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особеннос­ти личности при пограничных рас­стройствах и соматических заболевани­ях. М., 1995.

Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Тхостов А. Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы пси­хологии. 1987. № 2.

Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969.

Устинова А. И. Зрительные функции воз­раста пилотов // Пятое совещание по физиологической оптике. М., 1966.

Файзуллаев А. А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. 1989. № 3.

Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. М., 1985.

Федотова Н. Ф., Филиппова Л. А. Ценност­ные ориентации супругов и их пред­ставления об ориентациях своих брач­ных партнеров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопоз­нания. Краснодар, 1977.

Филиппов Ф. Р. От поколения к поколе­нию. М.1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1980.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

Хамитов Н. Философия одиночества. Оди­ночество женское и мужское. Киев, 1995.








Date: 2015-09-24; view: 494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию