Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая стратификация и социальное назначение элит





Вопрос о том, кто реально осуществляет власть: народ, лидер, партия, группа — имеет чрезвычайно важное практическое значение для определения эффективности форм правления и для понимания политики. Образно политику можно представить как театр, на сцене которого действуют актеры. Значение тех или иных персонажей на сцене различно: одни актеры играют главную роль, другие — второстепенную, третьи заняты в массовых сценах. В жизни общества политические взаимодействия государства, партий, элит, лидеров, избирателей осуществляются на основе политических ролей и функций. Различные субъекты политики играют разные роли и выполняют неодинаковые функции в политической жизни, поэтому общественная значимость выполняемых ролей и функций по-разному оценивается в обществе.

Политическая рольэто ожидаемое поведение, обусловленное политическим статусом группы, института, индивида. Например, по-

миться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоев населения, которые, занимаясь решение собственных повседневных проблем, обычно предпочитают держатся подальше от политики.

Идеи о правомерности существования в обществе меньшинства, господствующего над остальным населением, высказывались еще в древности. Так, Конфуций обосновывал деление общества на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) следованием их моральным заповедям: первые следуют долгу и закону, вторые думают, как бы получше устроиться и получить выгоду; первые требовательны к себе, вторые — к другим людям. Соблюдение моральных норм дает право на управление. Образ правящей элиты Конфуций раскрывал через социальные качества ее представителей: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток».

Иное обоснование деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся ему большинство находим у Платона. Политическое неравенство он связывал с качествами души, присущими тем или иным группам населения. Разумной части души, добродетель которой заключался в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой состоит в мужестве — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в наслаждениях и утехах — сословие земледельцев и ремесленников. Мудрым (то есть философам) должна повиноваться худшая часть населения. Более того, Платон разработал систему формирования правящей элиты, предполагавшую следующие этапы: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных кандидатов. Однако эти и другие идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых не имели серьезного социологического обоснования и строились, скорее, на различного рода моральных, религиозных, философских допущениях, чем на анализе реальностей политической жизни.







Date: 2015-09-22; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию