Возраст
| Результат развития
| Нормальная линия развития
| Аномальная линия развития
|
3-6 лет;
родители,
братья,
сестры
| Инициатива, уверенность в себе — чувство вины.
| Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.
| Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
|
6-12 лет;
школа, соседи, знакомые
| Трудолюбие — чувство неполноценности.
| Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.
| Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
|
13-18 лет;
группа сверстников
| Идентичность — смешение ролей.
| Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им.
| Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
|
Ранняя взрослость
| Близость—изоляция.
| Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.
| Изоляция: одиночество, остракизм.
|
Взрослость
| Генеративность— стагнация
| Генеративность: целеустремленность, продуктивность.
| Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
|
Зрелость
| Цельность—отчаяние
| Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
| Отчаяние: отсутствие за-завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.
|