Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы письменной проверки знаний и умений

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно.

Технические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, решению задач, провес­ти обобщение изученного и т.д. По форме технический диктант представляет перечень вопросов, которые диктует преподаватель учащимся и на которые они должны писать ответ.

Контрольные работы — обязательная и систематическая форма проверки и учета знаний и умений учащихся. Их следует проводить по основным темам.

7 Методика проведения структурных частей урока Организационная часть. Основная ее задача -приведение группы в "рабочее состояние": проверка наличия учащихся на уроке, Сообщение нового материала-включает прежде всего сообщение темы урока, которую преподаватель записывает на доске, а учащиеся - в своих рабочих тетрадях. Важной составной частью этого элемента урока является целевая установка учащихся на изучение нового учебного материала. Целевая установка - это не просто объявление учащимся цели урока, записанной в плане. Основное значение ее - стимулирование мотивации активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Закрепление и применение нового материала-. Цель - оперативная проверка и достижение одинакового уровня усвоения учебного материала у всех учащихся группы. Под первичным закреплением понимается система разнообразных приемов учебной работы, обеспечивающая воспроизведение и углубление изученного учебного Материала, а также прочное сохранение его в памяти учащихся. Чтобы первичное закрепление и текущее повторение принесли максимальную пользу, должны быть выполнены следующие педагогические требования: закрепление следует проводить сразу же после восприятия учащимися учебного материала; закреплять нужно не весь материал, а наиболее существенное из него, определяющее основную суть изучаемого; повторение должно вносить в знания и умения учащихся четкость, ясность, точность, связывая между собой отдельные части предмета (внутрипредметные связи), а также знания, полученные по другим предметам (межпредметные связи), в органическое целое, систему; повторение следует проводить таким образом, чтобы оно приводило к рассмотрению изучаемых фактов, процессов, явлений с новых позиций, расширяло и углубляло знания учащихся; Наиболее распространенным приемом первичного закрепления и текущего повторения является устный опрос (развернутая беседа) учашихся после изложения или самостоятельного изучения нового материала урока. Домашнее задание-Домашнее задание - не только логическое завершение проведенного урока, но и установка на подготовку учащихся к активной деятельности на следующем уроке. Вместе с тем целесообразно практиковать выдачу домашних заданий и в начале урока одновременно с формулировкой темы. Это активизирует учащихся, создает у них мотив для качественного усвоения изучаемого материала. Домашнее задание может выдаваться и в ходе урока, например после выполнения упражнений или самостоятельной работы, когда домашнее задание является их органическим продолжением. Сообщая учащимся домашнее задание, необходимо четко определить его содержание и цель, разъяснить способы его выполнения, разобрать наиболее трудные моменты, указать требования, которым должна соответствовать выполненная работа, четко проинструктировать учащихся о порядке оформления выполненного задания. 8 Оценка, отметка как составляющие педагогического контроля. Оценка –результат контроля учебно-познавательной деятельности учащихся; это установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса. Отметка– это количественное выражение оценки. Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах, или так называемых баллах. В России общепринятой является пятибалльная система количественного выражения учебной деятельности. Высшим баллом считается «5», а низшим «1». Немного истории. В школах России и стран СНГ приняты циферные отметки (чем выше — тем больше цифра). При этом в России существует пятибалльная система, унаследованная от СССР, на Украине — двенадцатибалльная, в Молдавии, Белоруссии и Латвии ввели 10-балльную шкалу. Как правило, в пятибалльной системе первая цифра (1) не использовалась и более распространена для оценки нижнего уровня знаний — 2. Кроме того, неофициальными оценками (в тетрадях, школьных дневниках), расширяющими имеющуюся пятибальную систему были + и — (например, 5+ означало наивысший возможный результат, однако в школьный журнал ставилась только 5). При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично"ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна. "Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух). "Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. "Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.   16.Учебный план и методические указания к нему в проф. обучении. Учебный план — нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий). Базисный учебный план — это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования. Типовые учебные планы для носят обычно рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ. рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом профессионального учебного заведения ежегодно.   9 анализ эффективности процесса обучения и профессионально -педагогической деятельности. Анализ урока (учебного занятия) как внешняя экспертиза проводится администрацией учреждения образования либо преподавателями при взаимопосещении уроков. Самоанализурока(учебного занятия)как внутренняя экспертиза–неотъемлемая часть работы каждого преподавателя,т ак как он стоит перед необходимостью осмысливать свою деятельность и отвечать за её последствия. Общие требования к анализу урока 1. Научный подходк анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы 2.Виды и планированиепосещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня. 3.Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое. 4.Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). 5.Схема наблюдений и техники записи хода урока. Схема наблюдений за уроком — условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающей четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ. 6.Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока.Просмотр записи посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализации. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителей и учащихся. 7.Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.   10. Характеристика основных подходов к профессиональной подготовке специалиста. 1)Личностный подход переакцентирует внимание профессионального образования с овладения специальностью как усвоения профессиональных знаний, умений и навыков на выращивание личностного потенциала специалиста 2) индивидуальный подход – это учет в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей студентов. 3). Культурологический подход развивается в русле личностно-ориентированной парадигмы образования и заключается в направленности образовательного процесса на становление культурной личности специалиста, формирования студента как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и в профессиональной деятельности. 4). Аксиологический подход. Сердцевиной культурологического подхода становится, таким образом, аксиологический подход к подготовке специалиста, суть которого заключается в ориентации профессионального образования на формирование у него системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу. 5). Деятельностный подход. Общепризнано, что человек формируется, развивается и проявляется в деятельности. Посредством организации данной деятельности осуществляется присвоение студентами социального и профессионального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и к самому себе. 6)Контекстный подход. сущность заключается в осуществлении учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений, решения конкретных профессиональных задач. 7) Профессионально-технологический подход. позволяет строить системный процесс обучения, учитывающий двойственную природу профессионального образования, развивающегося по законам производства и законам профессиональной педагогики. 11. Методика применения технологии творческого развития личностиОдним из главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения. Проблемное обучение как организация учебных знаний, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Учащимся предлагается решать проблемные ситуации, которые им незнакомы. Они сами определяют проблему в изучаемом учебном материале, сами ее формулируют, исходя из задач урока, сами решают проблему. Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами. Технология - форма существования и сосуществования деятельностей. Технологичная организация деятельности анонимна, т.к. она задает норму, организует производство, обеспечивая получение продукта и гарантируя результат. Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения. Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты: 1. Предварительная диагностика уровня творческого развития 2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы); 3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации. 4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению. 5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив. Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости   12. Характеристика и классификация форм обучения. Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления. Индивидуальная (групповая) форма- подразумевает самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это могут быть: работа с карточками, работа у доски, заполнение таблиц, написание рефератов и т.д. Групповая (фронтальная) форма - подразумевает общую одновременную работу со всеми учащимися. Это может быть: беседа, обсуждение, диктант и т.д. Индивидуально-обособленная (самостоятельная) форма - индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом. Выполнение учеником домашней работы, контрольные и самостоятельные работы на уроках, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока относятся 13. Характеристика основных форм практической подготовки специалиста. Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки. Лабораторное занятие - это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторно-практические занятия являются одним из видов обязательных самостоятельных работ учащихся. Они предусмотрены по ряду учебных предметов (физике, химии, биологии, астрономии, географии) и проводятся по заданию учителя с применением специальных приборов, материалов, инструментов и прочих средств обучения.   23. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессиональной школы. Педагогическая технология– это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Технология педагогической деятельности - это реализация приемов и способов управления учебно-воспитательным процессом. Технология педагогической деятельности предполагает решение конструктивно-прогностических задач, раскрывающих содержание процесса целеполагания и конструирование целостного педагогического процесса, прогнозирование возможностей его развития. Решение данной группы задач направлено на выработку и принятие системы действий на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с общественно заданной и личностно принятой целью.  
15. Перспективы развития методики профессионального обучения.Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы. История развития методики профессионального обучения началась с появления в 1846 г. Первых научно обоснованных программ производственного обучения, которые, благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина, стали основой русской системы производственного обучения.Развитие методики профессионального обучения происходит по двум направлениям. Наиболее развита методика производственного обучения. На ее основе сформировалась теория профессионального обучения. Дальнейшее развитие методики профессионального обучения будет происходить по двум линиям: методики преподавания технических дисциплин и методики производственного обучения.Технология – это феномен современного обучения, в котором объединены, взаимосвязаны, интегрированы в единую систему теория, искусство обучения и методика. В технологиях обучения прослеживается инструментальная основа методической деятельности. Необходима разработка разнообразных средств обучения. Причем конкретная технология требует разработки только ее присущих средств обучения. Применение технологии обучения в подготовке специалиста в различных типах учебных заведений потребует дальнейшего развития методической деятельности и теории методического знания в профессиональном обучении.     25. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения. Процесс целеполагания необходимо рассматривать как сложную, системную деятельность преподавателя по выстраиванию целей иерархии целей: от наиболее обобщенных, диктуемых общими требованиями к подготовке профессионала, - через цели обучения по данной специальности, профессии, определяемые требования к личности специалиста данного профиля, - к целям обучения по конкретной дисциплине. Цель – идеально предвосхищаемый результат деятельности: овладение студентом профессиональной деятельностью, становление его как субъекта данной деятельности и социальной жизни. Отбор содержания целей. Содержание обучения рассматривается как педагогически обоснованный, логически упорядоченный, зафиксированный в учебной документации (программах, учебниках) и подлежащий изучению учебный материал, определяющий содержание обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности студента. Современные профессиональные технологии в основе своей являются личностно ориентированными, обеспечивающие субъектную позицию будущего специалиста, ценностно-ориентированного на предстоящую профессиональную деятельность и решению личностных и профессиональных задач. К данным технологиям можно отнести: технологию контекстного обучения; технологии, разрабатываемые в рамках открытых систем интенсивного обучения; технологию, реализуемую в условиях профессионально-технологической системы обучения специальным дисциплинам.   20. Факторы, определяющие содержание специальной подготовки в профессиональном образовании. - ориентация учебного материала на решение задач профессиональной подготовки специалиста; - комплексный характер профилирования, охватывающего все связи курса с соответствующими дисциплинами, курсовым и дипломным проектированием и другими видами исследовательской деятельности студентов; - преимущественное решение на практических и лабораторно-практических занятиях прикладных задач, которые необходимы студенту для овладения избранной профессией; - ориентация на овладение студентом профессией по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества; - направленность на развитие творческой личности специалиста, способной к самостоятельной профессиональной деятельности; - создание условий для профессионально-личностного самоопределения студента: развития профессионально-ценностных ориентаций, становления профессиональной позиции, формирования потребности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.   24. Методики разработки контрольного инструментария в учреждениях профессионального образования. Одним из важнейших структурных элементов процесса обуче­ния является диагностика результатов профессионального обу­чения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке должны быть в центре внимания преподавателя и мастера произ­водственного обучения. Проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком. Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах мето­дики профессионального обучения. В теории профессионального обучения выделены следующие функции диагностики знаний и умений: -контролирующая — состоит в выявлении уровня сфор­мированных знаний, умений и навыков учащихся; -обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки; -воспитывающая — реализуется при формировании у уча­щихся ответственности. В зависимости от того, какой объем изученного материала ох­ватывает проверка в процессе изучения курса, различают следую­щие виды проверки: - текущую, сопровождающую повседневную учебно-познава­тельную деятельность учащихся на каждом уроке; - тематическую, охватывающую систему уроков по определен­ной теме программы; - периодическую, относящуюся к содержанию материала, изу­ченного в определенный период обучения (полугодие, курс); - заключительную (итоговую), охватывающую весь материал учебного предмета. 21. Формирование новых знаний, умений, навыков в системе профессионального образования. Рассмотрим важнейшие психологические условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений у студентов, учитывая единство их внешней практической и внутренней психической деятельности. Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Преподавателю следует исходить из того, что студент лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятия, осмысливания, запоминания, применения на практике. Усвоение знаний, предусмотренных программами, является существенной стороной профессионального обучения. Усвоение — сложная познавательная деятельность студентов, основу которой составляют умственные действия. Повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к учению — важное условие успешного формирования профессиональных знаний, навыков, умений. В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований к особенностям личности студента.  
14. Устав учреждений профессионального образования. Права и обязанности педагога и обучающихся. Устав– это один из видов учредительных документов, на основании которого действует юридическое лицо. Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Структурные компоненты устава: общие положения; студенты (учащиеся); преподаватели, учебно-воспитательный и административно-хозяйственный персонал; учебная работа (учебно-воспитательный процесс); структура учебного заведения; общественные организации; руководство, педсовет (совет колледжа); имущества и средства (финансирование и материальная база). Права и обязанности обучающихся. Обучающиеся имеют право: 1. на получение бесплатного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. 2. На обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. 3. на аттестацию в форме экстерната, в случае получения образования в форме семейного образования и самообразования 4. на участие в олимпиадах; 5. на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом Учреждения; 6. на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, защиту от применения методов физического и психологического насилия; 7. на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; и т. д. 8. Если обучающиеся не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. 9. обучающиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Обучающиеся вправе: - участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательного учреждения, - обжаловать приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения - бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально – бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения в порядке, установленном Уставом; - имеют право на перевод в образовательном учреждении, где он обучался, с одной образовательной программы начального профессионального образования и (или) формы получения образования на другую в порядке, определяемом образовательным учреждением; - отчисленные ранее по неуважительной причине лица восстанавливаются по решению педагогического Совета на платной основе. Обучающиеся обязаны: 1. соблюдать Устав Учреждения; 2. добросовестно учиться; 3. бережно относиться к имуществу учреждения; 4. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения; 5. выполнять требования работников Учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка. УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО: 1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы. 2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей. 3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя. 4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся. 5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления. 6. На свободное выражение своего мнения. 7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений. 8. На моральное и материальное поощрение своего труда. 9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний. 10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке. 11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы 12. На неприкосновенность личной собственности. 13. На участие в работе общественных организаций. 14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда. 15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме Учитель обязан: 1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни». 2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах. 3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений. 4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц. 5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень. 6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. 7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены. 8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся. 9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах. 10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя. 11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению). 12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение. 13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок. 14. Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему     17. Методика оценки профессиональных знаний и умений. Тест — это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценки результатов. Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эта­лона ответа, который остается у преподавателя. Для проверки усвоения учебной информации на первом уров­не должны использоваться тесты, требующие выполнения дея­тельности по узнаванию изучаемого объекта. В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как правильный ответ содержится в самом задании. Тесты на опознание. Вних одна существенная операция — вы­бор из альтернативы «ДА» — «НЕТ». Тесты на различие.Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. Тесты-классификации. В них соединены несколько тес­тов на различие. В тесты второго уровня включаются специальные зада­ния для проверки знаний, позволяющие воспроизвести инфор­мацию по изучаемым учебным элементам без опоры на помощь и подсказку извне. Тесты подстановки.Наиболее простыми являются тесты-под­становки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Конструктивный тест.В него включаются задания, требую­щие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему. Тест-типовая задача.Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т. е. данные требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Тест-нетиповая задача.Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к типовой задаче путем преобразования известных формул или на­хождения алгоритма решения. Тест «черный ящик».В него, как правило, включена проблем­ная ситуация, решение которой содержится в известных для уча­щихся материалах (знаниях и умениях). Опираясь на них, учащи­еся решают предложенное задание. К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования: - правильность предметного содержания задания; - логичность высказывания; - правильность формы; - краткость; - наличие определенного места для ответов; - правильность расположения элементов задания; - одинаковость правил оценки ответов; - одинаковость инструкции для всех испытуемых; - адекватность инструкции форме и содержанию задания. Задания открытой формы.Они относятся к наиболее распрост­раненным формам учебных заданий. Учебные задания такого типа постоянно используются в учебном процессе — во время изложе­ния нового материала, для активизации когнитивной деятельно­сти учащихся, в процессе устного и письменного контроля. В зада­ниях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельству­ющий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания. Тестовые задания закрытой формы.Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы: инструк­цию, формулировку самого задания, варианты ответов и эталон. Таким образом, закрытые формы тестовых заданий отличаются от открытых нали­чием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный. Вместе с тем закрытые тесто­вые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструк­цию при сохранении общего дидактического смысла. Шкала оценок — это числовая система, в которой отношения между различными свойствами знаний переведены в свойства того или иного числового ряда. 5-балльной шкалой можно пользовать­ся в том случае, если оцениваются знания по одному уровню ус­воения. Поэтому вместе с оценкой необходимо называть уровень усвоения, по которому она выставлена 19. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования. Содержание образования как правило устанавливается образовательными стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук. Содержание образование трактовалось ранее как педагогически обоснованные основы наук, изучаемые в школе. Существовавшие концепции оставляли в стороне такие качества личности как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение, внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте. Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-деятельностных отношений. Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский) образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре. Построение содержания образования осуществляется на основании общих целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек. Таким образом, содержание образования выступает как социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением. Блоки содержания подготовки специалистов: Теоретическое обучение. Деятельность учащихся при теоретическом обучении носит познавательный характер. В результате формируются понятия, мышление. Каждому понятию соответствует определенный знак (символ), поэтому внешней стороной учебно-познавательной деятельности учащихся является знаковая деятельность. Методы теоретического обучения: Монологический Показательный Диалогический Эвристический Исследовательский Алгоритмический Программированный Производственное обучение.При производственном обучении деятельность учащихся носит преобразующий характер. Результатом такой деятельности будут материальные объекты (различные механизмы, электрические схемы, технологические блоки и т.п.). Другая особенность учебно-познавательной деятельности заключается в том, что на каждом этапе урока производственного обучения учащиеся самостоятельно решают хотя бы небольшие производственные задачи. Поэтому постановка самостоятельной задачи – ведущая деятельность в производственном обучении. К основным методам производственного обучения относятся: Метод показа трудовых действий Диалогический Тренировочный Алгоритмический Эвристический – используется в виде трех упражнений: В последнее время в теоретическом и производственном обучении все большее распространение получают активные методы обучения. Они интенсифицируют процесс обучения, повышают познавательную активность, развивают мышление учащихся, ориентируют на самостоятельное добывание знаний.     18. Контроль в системе профессионального образования: сущность задачи требования. Контроль– 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливания степени соответствия принятых решений фактическому состоянию дел». Контроль результатов обучения может быть представлен как один из действенных способов активизации работы и обучаемого, и преподавателя. Он помогает учащемуся вырабатывать стратегию обучения с учетом собственных потребностей, возможностей и навыков самоуправления. Преподаватель при этом получает возможность на основе анализа полученной информации выстраивать учебный процесс как совокупность форм и методов обучения для достижения поставленных целей, для оказания действенной и оперативной помощи обучаемым в процессе обучения. Функции контроля: 1) Дидактическая (обучающая)функция контроля заключается в том, что, во-первых, обучаемые получают пользу от выслушивания хорошего ответа товарища (ответы служат остальным обучаемым средством самоконтроля); во-вторых, сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя); в-третьих, в процессе опроса слушают дополнительные объяснения преподавателя по плохо усвоенным разделам темы (таким образом, некоторые ученые выделяют еще одну функцию -корректировочную); в-четвертых, обучаемые, отчитываясь в своих знаниях, еще раз повторяют выученный материал, закрепляют знания, умения, навыки, лучше понимают и усваивают материал и т.п. 2) Корректирующая функция контролязаключается в его направ­ленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов и определение путей и способов их коррекции, со­вершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля. 3) мотивирующая (ориентирующая) функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что студент ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании. 4) развивающая функцияконтроля связана с тем, что он являет­ся условием реализации творческого потенциала студентов, раз­вития их способности к рефлексии и самоанализу. 5) Воспитывающая функция связана с влиянием контроля на становление личностных качеств обучаемых (дисциплинированности, настойчивости в преодолении трудностей, ответственности, самостоятельности и пр.). Глубоко затрагивая эмоциональную сферу учащихся, эта функция также связана с формированием самооценки, положительной мотивации, самосознания личности, т.е. позитивных качеств личности. Требования к построению системы обратной связи. 1.Создание психологически комфортных условий. - контроль усвоения учебного материала каждым студентом дол­жен быть систематическим, что сни­мает состояние напряженного ожидания («спросят — не спросят»). - необходимо предоставлять студентам право альтернативного вы­бора форм и методов контроля, времени сдачи определенного учеб­ного материала в соответствии с познавательными способностями каждого. -важнейшим условием психологического комфорта является доб­рожелательное отношение преподавателя к каждому студенту, фиксированных установок по отношению к отдельным студентам (типа «на большее он не спо­собен»); -необходимо также активнее использовать разнообразные фор­мы и методы взаимоконтроля (работа в группах, парах), значи­тельно снижающие состояние напряжения и скованности в про­цессе проверки. 2. Объективность контроля во многом зависит от того, в какой мере преподаватель придерживается перечисленных выше требо­ваний, а также соблюдает следующие условия: - имеет четко разработанные критерии оценивания, а также точ­ные и научно обоснованные диагностические тестовые задания, позволяющие выявить все уровни усвоения учебного материала; - задания, предлагаемые в ходе контроля, не вы­ходят за пределы изученного учебного материала и соответ­ствуют целям усвоения, осознанно принятым студен­тами; - проверяя и оценивая знания, умения, навыки, преподаватель не руководствуется личными симпатиями и антипатиями, а ори­ентируется на существующие критерии, при этом поддерживая любое продвижение студента вперед; - объективность обеспечивается также использованием разнооб­разных видов, форм и методов контроля, позволяющих выявить различные параметры знаний, а также обеспечить пол­ноту информации о результатах обучения каждого студента. - единство контроля и самоконтроля — важнейшее требова­ние в условиях личностно ориентированного профессионального обучения, т.е. постепенный переход студента от взаимоконтроля к самоконтролю, обеспечивающему его становление как специа­листа, субъекта профессиональной деятельности. Виды контроля. 1) предварительный контроль, который осуществляется перед изучением учебного курса или нового раздела и направлен на вы­явление уровня образования обучающихся, выступающего результатом усвоения учебного материала на предыдущем этапе обучения. 2) текущий контроль, который осуществляется на всех этапах обучения и по­зволяет оперативно диагностировать и корректировать, совершен­ствовать знания, умения и навыки студентов. 3) периодический контроль, который завершает учебную де­ятельность студентов по определенной теме, разделу и имеет це­лью обобщение и систематизацию знаний. 4) итоговый контроль выполняет задачу обобщения и систематизации учебного материала по всему курсу или по боль­шому разделу курса. Обычно осуществляется в конце семестра пли учебного года в форме зачета, экзамена. Формы и методы проверки знаний, умений, навыков: 1) устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах (в статических, динамических и ва­риационных парах, зачет и экзамен). 2) письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания (карточки, рефераты, курсовые и дипломные проекты). 3) практическая проверка (контрольные практические работы, лабораторный опрос). 4) программированный опрос (компьютерные контролирую­щие программы линейного и параллельного типов, «сигнальные карточки», перфокарты, тетради на печатной основе и т.д.). 5) смешанная форма контроля (уплотненный опрос) осуще­ствляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности. 6) Зачеты и экзамены.   22. Методы и факторы теоретического обучения: сущность, функции, структура, содержание. Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Типология учебных занятий и их структура. -урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний; - урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков; - урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков; - урок проверки и контроля знаний- уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала. - комбинированный урок -На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков. В каждом уроке можно выделить его основные элементы, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, его структуру. Структура урока - соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура таких уроков обычно представлена тремя частями: - вводная часть (организация работы классы); - главная часть (например, работа по усвоению новых знаний, их закреплению и систематизации); - заключительная часть (подведение итогов урока и информация о задании на дом). Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. На данном уроке ставятся разнообразные дидактические задачи, для решения которых требуется создание различных учебных ситуаций. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока. 2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов. 3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов. 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. 5. Соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку: 1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2. Организационная четкость проведения урока. 3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Лекция - традиционно ведущая форма обучени. Ее основная дидактическая цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам, если отдельные разделы и темы курсов очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала. Требования к лекции нравственная сторона преподавания; научность и информативность (современный научный уровень); доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств); эмоциональность формы изложения; определение актуальности, связи с практикой, места в системе других наук; активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Формы проведения лекционного занятия: Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов. Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Подготовка педагога к занятию. I этап: Анализ предыдущего учебного занятия II этап: Моделирование или конструирование учебного занятия. Обращение к программе, определение темы учебного занятия. Определение цели учебного занятия задач. III этап: Обеспечение учебного занятия. Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала. Обеспечение учебной деятельности учащихся. Обеспечение материально – технической базы. IV этап (заключительный): Написание или оформление плана – конспекта учебного занятия.    

 


<== предыдущая | следующая ==>
Электронные библиотеки в помощь учебному процессу | Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Date: 2015-09-22; view: 976; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию