Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 26. Фирма в условиях естественной (чистой) монополии





Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекции «Антимонопольная политика в отношении естественных монополий». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1. Дайте определение чистой монополии. Монополия ¾ это естественное или искусственное явление?

2. Какие черты характеризуют чистую монополию?

3. Каковы причины появления чистых монополий?

4. Почему чистая монополия вне конкуренции?

5. Как формируются цена и объем производства в условиях чистой монополии?

6. Какова ценность естественной монополии с точки зрения общества?

7. Естественная монополия и научно-технический прогресс ¾ это допустимо?

8. Какова роль чистой монополии в рыночной экономике?

 

26.1. ЕСТЕСТВЕННАЯ (ЧИСТАЯ) МОНОПОЛИЯ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Естественная, или чистая, монополия ¾ такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Известны еехарактерные черты:

1. Единственный продавец, т. е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» ¾ синонимы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

2. Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические и газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и др.). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.

Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте.

3. Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

4. Вхождение в отрасль заблокировано в виде: а) эффекта масштаба; б) отсутствия заменителей; в) собственности на патенты и научные исследования. Эти барьеры помогают объяснить существование чистой монополии и других неконкурентных рыночных структур. Барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, оказываются преодолимыми в долговременном периоде.

Таким образом, естественная монополия (монополия в узком смысле) ¾ это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства (земля, газ, нефть, редкие металлы и др.). Естественный монополист производит уникальный продукт ¾ для него нет заменителя. Например, газовое отопление дома. Нет газа ¾ и тепла нет. И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке. Будет ли он чинить произвол ¾ «вздрючивать» цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так хотелось бы, но это не так. И все потому, что большинство естественных монополистов создаются правительством. Правительство может выдать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право заниматься бизнесом на определенном рынке, не имея конкуренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии компаниям, владеющим электростанциями, газовым компаниям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.

 

Рекомендация:

Date: 2015-09-22; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию